Система работы с детьми в процессе ручной деятельности




(по Н.А. Чевелевой)

Система включает в себя 5 периодов:

 

1 период – пропедевтический. Вводится режим ограничения речи детей.

 

2 период – сопровождающей или констатирующей речи. На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы учителя) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы («Я приклеиваю..», «Я вырезаю..», «Я рисую..» и т.д.)

 

3 период - завершающей речи или речи по следам зрительных представлений. Дети описывают уже выполненную работу или какую-то часть ее, например: «Я разрезал квадрат по линии сгиба», «Я только что склеил два треугольника!» и т.д.

 

4 период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры.

В этом случае ребенок рассказывает о том, что он намеривался делать («Сначала я возьму листок бумаги, положу его перед собой. Я возьму карандаш в правую руку».и т.д.)

 

5 период – закрепление навыков связной речи. На протяжении четвертого периода рекомендуется проводить свободную «речевую практику». Учащиеся на занятиях должны отвечать на всевозможные вопросы, сами задавать вопросы учителю и товарищам, разговаривать по любому поводу, пояснять, советоваться.

 

Приложение 3

Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающегося ребенка

 

Фамилия, имя_________________________________________

Год рождения_________________________________________

Сведения о семье

Мать (ФИО, образование, место работы)___________________

__________________________________________________________

Отец (ФИО, образование, место работы)___________________ __________________________________________________________

Возраст матери во время беременности ___________________

__________________________________________________________

Какая по счету беременность ____________________________

Как протекала беременность ____________________________

Как протекали роды ____________________________________

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ________________

Особенности при рождении _____________________________

Заболевания ребенка до 3-х лет __________________________

__________________________________________________________

Речевой анамнез

Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка ___________________________________________________

Время появления:

• гуления _____________________________________________

• лепета ______________________________________________

• первых слов _________________________________________

• фразовой речи _______________________________________

· Просодика_______________________________________

·

Необычный характер:

• первых слов _________________________________________

• первых фраз _________________________________________

Особенности темпа речи ________________________________

 

Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность _____________________________________________________

Предполагаемая причина заикания _______________________

Реакция ребенка на первые признаки заикания______________

__________________________________________________________

Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания _____________________________________________________

Оказывалась ли ранее специализированная помощь _________

__________________________________________________________

Какое образовательное учреждение посещает ______________

__________________________________________________________

Заключение психоневролога _____________________________

Заключение отоларинголога _____________________________

Заключение окулиста ___________________________________

Личностные особенности

Работоспособность ____________________________________

Агрессивность ________________________________________

Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний ________

Переключаемость с одного вида деятельности на другой _____

__________________________________________________________

Нерешительность, колебания при принятии решений ________

__________________________________________________________

Тревожность __________________________________________

Обидчивость, ранимость ________________________________

Демонстративность действий ____________________________

Упрямство ____________________________________________

Интеллектуальное развитие

Память_______________________________________________

Внимание_____________________________________________

Наглядно-действенное мышление________________________

Логическое мышление__________________________________

Сформированность обобщающих понятий _________________

Временные представления ______________________________

Пространственные понятия _____________________________

Психомоторные функции

Статическая координация движений ______________________

__________________________________________________________

Динамическая координация движений ____________________

__________________________________________________________

Переключаемость движений _____________________________

__________________________________________________________

Пространственная организация движений _________________

__________________________________________________________

Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля _____________________________________________________

__________________________________________________________

Произвольное торможение движения _____________________

Внимание ____________________________________________

Произвольная моторика пальцев рук ______________________

Оральный праксис _____________________________________

Объем и качество движений губ _________________________

Объем и качество движений мышц щек ___________________

Объем и качество движений языка________________________

Произвольная мимическая моторика ______________________

Объем и качество движения мышц лба ____________________

Объем и качество движений мышц глаз ___________________

Возможность произвольного формирования определенных мимических поз ____________________________________________

__________________________________________________________

Продолжительность выдоха _____________________________

Темп движений ________________________________________

Сенсорные функции

Слуховое внимание ____________________________________

Музыкальный слух ____________________________________

Восприятие музыки ____________________________________

Звуковысотный слух ___________________________________

Тембровый слух _______________________________________

Динамический слух ____________________________________

Ритмическое чувство ___________________________________

Строение органов артикуляции

Прикус _______________________________________________

Нёбный свод __________________________________________

Зубы _________________________________________________

Язык_________________________________________________

Губы ________________________________________________

Артикуляционный праксис

Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного

аппарата __________________________________________________

Переключаемость ______________________________________

Реципрокная иннервация _______________________________

Тремор _______________________________________________

Синергии, синкинезии __________________________________

Гиперсаливация _______________________________________

Исследование речи

Звукопроизношение____________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Фонематический слух___________________________________

Фонематическое восприятие_____________________________

Слоговая структура слова_______________________________

__________________________________________________________

Экспрессивный словарь_________________________________

Импрессивный словарь_________________________________

Словообразование _____________________________________

Наличие аграмматизма _________________________________

Фразовая речь _________________________________________

Тип дыхания ___________________________________________

Голос _________________________________________________

Наличие судорог _______________________________________

• дыхательные_________________________________________

• голосовые___________________________________________

• артикуляционные_____________________________________

Тип судорог ___________________________________________

Степень выраженности заикания в различных речевых формах

• спонтанная речь______________________________________

• сопряженная речь ____________________________________

• отраженная речь______________________________________

• чтение ______________________________________________

• пересказ ____________________________________________

• шепотная речь________________________________________

• ритмизированная речь_________________________________

• стихотворная речь____________________________________

• пение _______________________________________________

 

Импрессивная речь

Нулевой уровень

• реагирует на свое имя

• реагирует на интонацию поощрения или запрещения

Ситуативный

понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

• знает имена своих близких

• знает названия своих игрушек

• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек

Номинативный

• хорошо ориентируется в названиях предметов

• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках

Предикативный

• знает много названий действий

• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия

• различает значение некоторых первообразных предлогов

Расчлененный

различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)

Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)

Понимание целостных словосочетаний

обними маму

поцелуй папу

пожалей бабушку

• поиграй в ладушки

закрой глаза

помаши ручкой

возьми маму за руку и иди домой

Понимание названий знакомых игрушек

• покажи зайчика, машину, собачку

• возьми зайчика, машину, собачку

• дай зайчика, машину, собачку

Понимание названий предметов, используемых в быту

Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных

Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках

Узнавание действий на сюжетных картинках

• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия

покажи, где мальчик спит (ест, идет)

— покажи, какой мальчик спит (ест, идет)

— покажи, кто здесь спит (ест, идет)

• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами

покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)

на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации

— покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается

— покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет

— покажи, кто прыгает, а кто бежит

Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.

чем девочка ест

• что девочка ест

• на чем девочка сидит

Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах

давай уберем игрушки в шкаф

подойди к окну

• сядь за стол

• поставь ножки под стол

положи ручки на стол

Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)

• покажи, из чего ты пьешь

покажи, что ты надеваешь на ножки

• покажи, чем причесывают волосы

покажи, чем копают песок

Выполнение многозвенных инструкций

налей в стакан воды и дай его бабушке

• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф

зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф

мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов

• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)

• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.

• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)

Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)

Понимание грамматических форм слов

— Единственное и множественное число существительных

— Уменьшительно-ласкательные суффиксы

— Единственное и множественное число глаголов

— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени

— Префиксальные изменения глагольных форм

— Глаголы совершенного и несовершенного вида

— Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)

• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»

• на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»

• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»

Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)

Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)

Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)

Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах

Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи

• виды невербального общения:

— просьбы (дать что-нибудь)

— приветствия

— попытки дать что-нибудь другому человеку

— попытки привлечь внимание

• интонационная окрашенность вокализаций и псевдослова

• есть ли звукоподражания

• мимика

• использование жестов

• пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов

• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них

Односложные предложения

Предложения из аморфных слов

Первые формы слов

Усвоение флексийной системы языка

Усвоение служебных частей речи

Усвоение морфологической системы языка

Усвоение частей речи

• существительные __________:______________________

• глаголы _________________________________________

• прилагательные _________________________________

• местоимения ___________________________________

• наречия _________________________________________

• служебные слова ______________________________

Объем предложения (отметить, какие использует)

Синтаксические отношения

• падежные формы __________________________________

• множественное число существительных, прилагательных

• формы глаголов_________________________________

• словоизменения прилагательных ___________________

• дифференциация предлогов ______________________

Словообразование

• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)

•глагольные префиксы ______________________________

•антонимы_________________________________________

Согласование

• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)

Звукопроизношение ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Эмболофразия _____________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Уловки (речевые, двигательные, психологические) ______

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Сопутствующие движения ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Логофобия ________________________________________

Заключение _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложение 4

Игры с мячом

 

Занятие с использованием мелотерапии

 

  1. Упражнение на координацию движений и слов (под стихотворение С. Маршака «мяч»). Дети имитируют отбивание мяча об пол на каждую фразу, затем бегут, изображая укатившийся мяч.

На последнюю фразу хлопают в ладоши два раза и мимикой изображают огорчение.

 

  1. Упражнение для формирования мышечного тонуса и на координацию движений («Полька», М. Глинки). Дети, стоя врассыпную, играют с воображаемым мячом, - то «отбивают» поочередно кистью правой и левой руки «мяч» об пол, то подбрасывают его вверх и ловят.

 

  1. Упражнение для формирования темпа и ритма дыхания и речи (песня «Игра в мяч», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой). Дети сначала только слушают песню в исполнения педагога, а затем включаются в пение. Хлопками отмечают сильную долю такта. На последующих занятиях отмечают ритмические и темповые изменения дирижерским жестом, хлопками.

 

 

  1. Упражнение на выработку коллективного ритма (этюд «Мячики прыгают, покатились», муз. М. Сатулиной). Дети передают в движении ритм музыкального произведения (прыжки на двух ногах – бег - занимают свое место с окончанием мелодии).

 

  1. Релаксация («Волшебные звуки природы», аудиодиск). Дети принимают произвольную удобную для них позу (сидят или лежат) на ковре.

 

 

Приложение 5

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: