Коррекционная логопедическая работа по устранению заикания у детей старшего дошкольного возраста.




В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей при общем недоразвитии речи третьего уровня. Но все они так или иначе подчиняются одной цели - воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

При воспитании экспрессивной речи прежде всего необходимо выработать у ребенка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребенка. Спокойное уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает выработать и определенный темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния у заикающегося ребенка также способствует этой цели. Важно при воспитании неторопливого темпа речи обращать внимание на сохранение ее выразительности и естественности.

Ребенок, свободно владеющий словом, получает удовольствие от своей речи, при передачи своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимико-жестикулярные средства. Заикание лишает ребенка такой возможности.

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у заикающихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, причем нередко слова произносятся ребенком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребенок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слова, т.к. заикающимся обычно трудно начат говорить и поэтому, чем меньше он произнесет разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлиненно некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.

Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

Не меньшее значение имеет другая сторона логопедической работы - воспитание гармонично развитой личности. Основная задача – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений. Исследованием установлено, что личностные и речевые особенности детей формируются под влиянием воспитательных условий и речевого окружения. Такова основанная позиция советских авторов, в том числе А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.Е.Левиной и других. Например, А.В.Запорожец пишет: «Психические процессы и свойства человеческой личности не являются врожденными и не могут возникнуть только в результате созревания нервных структур. Они формируются на протяжении детства под влиянием жизни и воспитания».

Логопед в своей работе широко использует методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруднена речь, убеждает ребенка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днем он говорит все лучше и лучше. Таким образом происходит постепенная перестройка отношения к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты. Итак, воспитание навыков свободной правильной речи и гармонично-развитой личности - это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.

Организация психолого-педагогической коррекции общения детей с заиканием была рассмотрена в литературных источниках.

Необходимо отметить, что коррекционно-воспитательной работе в детском саду придается очень важное, основное значение в комплексном медико-педагогическом методе преодоления заикания.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечается фонетико-фонематические и лексико–грамматические нарушения. Страдает и просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и тем произношения, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающихся.

Логопедическая работа с такими детьми начинается с психолого-педагогического изучения заикающегося ребенка (приложение №3). Оно определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

Цель логопедического обследования определить:

ü Уровень доступной ребенку самостоятельной речи (без запинок);

ü Особенности речевого поведения (общительность, импульсивность, организованность, темп речи);

ü Черты общего поведения (активность, возбудимость, лабильность, эффективность и т.п.).

Результаты изучения заикающегося фиксируются логопедом в соответствующей документации.

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражает непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.. Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно- воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учет основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводится в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Дидактический принцип системности и последовательности предполагает в процесс внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми. Строго с учетом их речевых возможностей, когда весь процесс идет от известного к неизвестному, о простого к сложному, от легкого к трудному. Реализация этих принципов, согласно которым изучение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Принцип последовательности в каждом логопедическом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и заключительной. Основной целью подготовительной части является подготовка ребенка к предстоящей работе (повторение знакомых речевых упражнений). В основной части вырабатывается и тренируется правильная речь и поведение детей при использовании новой или усложненной речевой формы или ситуации. В заключении занятия логопед дает тренировочные упражнения для закрепления нового материала и подводит итоги работы детей на занятии, обращает внимание на их достижения и успехи, дает советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий.

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые пособия и технические средства обучения и специфические - аппарат «Эхо», магнитофон. Они способствуют вытеснению у ребенка представлений о своей безнадежно дефектной речи, позволяет убедиться в эффективности занятий.

Следует отметить, что логопедические занятия согласованы с «Программой воспитания в детском саду», что обеспечивает связь речевых упражнений с общеобразовательными занятиями, а также подготавливают ребенка к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчать ему возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.

В логопедических занятиях предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения в разнообразных условиях, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей. С этой целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы занятий по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др..

На логопедических занятиях ребенок учиться всегда говорить без заикания. Ребенок должен постоянно убеждаться в том, что он может говорить хорошо, он должен слышать свободную правильную речь. При наличии же речевых судорог практически невозможно убедить ребенка в том, что их у него нет. Поэтому для каждого ребенка подбираются речевые упражнения, наиболее доступные для свободного проговаривания и в то же время каждый раз новые, более сложные по сравнению с предыдущими. Следовательно, логопед очень хорошо знает речевые возможности ребенка и в целом систему усложнения занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: