IV. Типы мотивов дифференцированные




II. Таблица «Ключ»

Ключ. Сверяйте с ответами и обводите буквы в клеточке, которую выбрал респондент.

Впишите в клетку с буквами количество баллов из п.I.

                             
a П П П П К П К К К О   П, Д аст аст
b П, ПР К К О О О, Д О С К О К К аст аст
c О К О К,О К К, О С,О О П ОД К О аст аст
d Д С ОД* Д,ОД* П,ОД Д, ОД* Сид ДР С П О ДР аст аст
e ОД С П,ОД ДР ОД* ДР* Д, ОД ОД О С С С ст ст
f С ДР ДР Д,ОД* Д ОД* ДР ДР С П,С С СОЖ ст ст
g ДР ДР Д* ОД ДР ОД Д П Д,ОД ДР ОД* С ст ст
h ДР ОД П, Д К Д* К ДР С О,ДР   П,ДР* П,Д ст ст
  Ожид Рбид Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Э Ф

*- пункты, относящиеся к шкале коррекции.

III. Таблица «Типы мотивов»

  П К С О Д Др ОД Эмоц Фрустрация
                 

IV. Типы мотивов дифференцированные

  П К С О Д Др ОД Эмоц Фрустрация
Ожид                  
Ожре              
Рбид                  
Рбре              

 

Расшифровки и комментарии:

 

ОЖ – общежитейская

Рб – относящаяся к работе или учебе

Ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;

Ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время

 

Шкалы мотивационного профиля
П – поддержание жизнеобеспечения
К – комфорт
С – социальный статус
О – общение
Д – общая активность
ДР – творческая активность
ОД – общественная полезность

 

  Ож общежитейская   Рб рабочая (учебная)
ид Ожид – какой жизнь должна быть в идеале Рбид учеба в идеале
ре Ожре жизнь в реальности  

 

Эмоциональная сфера

  Стеническая (мобилизующая) Астеническая (ослабляющая)
Э эмоции    
Ф Реакция на фрустрацию    

 

Типы мотивационных профилей:

Прогрессивный (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) ≥ 5 баллов. Характерен для людей, добившихся успеха в работе или учебе; для личностей с социально направленной позицией

Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. (Д+ДР+ОД) ≤ (П+К+С)

В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.

Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика - количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.

Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л. А. Гройсману), т. е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения. Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом

 

Типы эмоционального профиля:

Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами. Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.

Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля. Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.

 

При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей. Получается два графика – как на рисунке «Обобщенный мотивационный профиль», только один для общежизненных ценностей, второй – для мотивов учебы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: