II. Таблица «Ключ»
Ключ. Сверяйте с ответами и обводите буквы в клеточке, которую выбрал респондент.
Впишите в клетку с буквами количество баллов из п.I.
| a | П | П | П | П | К | П | К | К | К | О | П, Д | аст | аст | |
| b | П, ПР | К | К | О | О | О, Д | О | С | К | О | К | К | аст | аст |
| c | О | К | О | К,О | К | К, О | С,О | О | П | ОД | К | О | аст | аст |
| d | Д | С | ОД* | Д,ОД* | П,ОД | Д, ОД* | Сид | ДР | С | П | О | ДР | аст | аст |
| e | ОД | С | П,ОД | ДР | ОД* | ДР* | Д, ОД | ОД | О | С | С | С | ст | ст |
| f | С | ДР | ДР | Д,ОД* | Д | ОД* | ДР | ДР | С | П,С | С | СОЖ | ст | ст |
| g | ДР | ДР | Д* | ОД | ДР | ОД | Д | П | Д,ОД | ДР | ОД* | С | ст | ст |
| h | ДР | ОД | П, Д | К | Д* | К | ДР | С | О,ДР | П,ДР* | П,Д | ст | ст | |
| Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Э | Ф |
*- пункты, относящиеся к шкале коррекции.
III. Таблица «Типы мотивов»
| П | К | С | О | Д | Др | ОД | Эмоц | Фрустрация | |
| ∑ |
IV. Типы мотивов дифференцированные
| П | К | С | О | Д | Др | ОД | Эмоц | Фрустрация | |
| Ожид | |||||||||
| Ожре | |||||||||
| Рбид | |||||||||
| Рбре |
Расшифровки и комментарии:
ОЖ – общежитейская
Рб – относящаяся к работе или учебе
Ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
Ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время
| Шкалы мотивационного профиля |
| П – поддержание жизнеобеспечения |
| К – комфорт |
| С – социальный статус |
| О – общение |
| Д – общая активность |
| ДР – творческая активность |
| ОД – общественная полезность |
| Ож общежитейская | Рб рабочая (учебная) | |
| ид | Ожид – какой жизнь должна быть в идеале | Рбид учеба в идеале |
| ре | Ожре жизнь в реальности |
Эмоциональная сфера
| Стеническая (мобилизующая) | Астеническая (ослабляющая) | |
| Э эмоции | ||
| Ф Реакция на фрустрацию |
Типы мотивационных профилей:
Прогрессивный (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) ≥ 5 баллов. Характерен для людей, добившихся успеха в работе или учебе; для личностей с социально направленной позицией
Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. (Д+ДР+ОД) ≤ (П+К+С)
В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.
Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика - количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.
Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л. А. Гройсману), т. е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения. Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом
Типы эмоционального профиля:
Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами. Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.
Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля. Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.
При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей. Получается два графика – как на рисунке «Обобщенный мотивационный профиль», только один для общежизненных ценностей, второй – для мотивов учебы.
