Лабораторная работа № 10
Цели: познакомиться с морфологическими особенностями низших и высших грибов; продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей; постоянный микропрепарат «Мукор»; стеклянная палочка; предметные и покровные стекла; лупа; микроскоп; рисунки грибов.
Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, стеклянной палочкой, микроскопом.
Ход работы:
- Рассмотрите внешнее строение гриба мукор на хлебе невооруженным глазом, с помощью лупы. Сравните то, что увидели, с рисунком.
- Рассмотрите мицелий и спорангии мукора при малом и при большом увеличении микроскопа. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки?
________________________________________________________________
- Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.
1________________________
2________________________
3________________________
- Рассмотрите сизовато-зеленую плесень на корочке апельсина. Это гриб пеницилл. Рассмотрите внешнее строение гриба пеницилла с помощью лупы. Сравните то, что увидели, с рисунком.
- Найдите и рассмотрите многоклеточные мицелий и кистевидные спороносцы, спорангии со спорами. Зарисуйте внешний вид пеницилла.
1_____________________________
2_____________________________
3_____________________________
4_____________________________
- Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.
- Рассмотрим плодовое тело шампиньона. Опишите его и заполните таблицу.
|
Признаки шляпки | Ответы | Признаки ножки | Ответы |
диаметр | цвет | ||
форма (вогнутая или выпуклая) | высота | ||
окраска (сверху, снизу) | наличие кольца | ||
трубчатая, пластинчатая | |||
наличие млечного сока | |||
наличие запаха | |||
цвет мякоти |
- Озвучьте немой рисунок.
1______________________
2______________________
3______________________
4______________________
5______________________
- Определите и подпишите по отпечатку спор, какой гриб трубчатый, а какой пластинчатый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вывод:
Вставьте пропущенные слова
Все грибы делятся на … и …. Низшие грибы – это … грибы. К таким грибам относится гриб …. Такой гриб часто развивается на хлебе или овощах и выглядит как … плесень. В клетке гриба … … ядер. Расширение на концах мицелиев имеют черные головки..., в которых образуются …, с помощью которых и размножается гриб.
Высшие грибы – это … организмы. Гифы таких грибов разделены на …. К высшим грибам относят … плесень - ….У него споры находятся в … спорангиях.
… не образуют мицелия и живут в жидкостях, богатых сахаром. В питательной, влажной и теплой среде … размножаются ….
Шляпочные грибы являются высшими. К ним относятся все … и … грибы. … называются грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминает губку. К … относится группа грибов с наличием пластинок на нижней стороне шляпки. Эти грибы имеют мясистые … тела. Среди них есть съедобные, ….
Проблемные вопросы
1. Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла она пшеничной муки, добавила воду, соль и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяный и вкусно пах, но был он не пышный.
|
Скажите, почему хлеб не поднялся?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. У пчеловодов существует такая примета: много грибов - мало мёда. Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Французский ученый Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни.
Кто они? Почему они нарушают гармонию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы.
Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть “ведьмины круги”? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями.
Что же это на самом деле?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________