Читаем Мифы Древней Греции: Подвиги Геракла (мифы обо всех подвигах Геракла).




Шестнадцатое апреля

Классная работа

Чувство радости и печали, любви к Родине в стихотворении

А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

И Н. М. Рубцова «Звезда полей»

ПЛАН УРОКА

Классная работа

Знакомство с биографией А. А. Ахматовой.

А. А. Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1989 года под Одессой (Большой Фонтан). Ее отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком Анну Андреевну перевезли на север - в Царское Село. Там она прожила до 16 лет.

Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в 11 лет.

Отец не одобрял это её увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата.

Знакомство со статьей учебника (стр. 164).

3. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

1) Прослушайте аудиозапись стихотворения «Перед весной бывают дни такие…»» (аудиозапись на странице в ВК).

2) Прочитайте стихотворение самостоятельно (стр. 164).

3) Устно САМОСТОЯТЕЛЬНО ответьте на вопросы:

– Какие картины рисует поэтесса?

- Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова-образы.

- Что, по-вашему, испытывает лирический герой? Почему так трудно в словах выразить это состояние?

- Какая строка «подсказывает» нам состояние лирического героя?

 

Вывод.

Особенность лирики Ахматовой заключается в том, она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации (Примечание. Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое).

Необычен и язык стихотворения: оно начинается с предлога; ряд последующих предложений начинается с союза «и»; предложения простые, небольшие. Благодаря этому возникает ощущение доверительного разговора. Это еще одна особенность лирики Ахматовой. Многие ее стихотворения напоминают то дневниковые записи, то отрывки из письма, то жалобу, то песенку вполголоса. Они как бы случайно выхвачены из речевого потока.

 

Знакомство с биографией Н. Рубцова.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. В 1940 г. всей семьей переезжают в Вологду. Когда началась война, мальчик оказался в Никольском детском доме на Вологодчине.

Мать умерла,

Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

«Детство»

 

Среди учеников детского дома Рубцов считался одним из лучших. Третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал и свое первое стихотворение.

Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум.

Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.

В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.

Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды.

На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.

После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.

В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые цветы» (1971 г.).

 

6. Знакомство со статьей учебника (стр. 165).

7. Анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей».

1) Прослушайте аудиозапись стихотворения «Звезда полей» (аудиозапись на странице в ВК).

2) Прочитайте стихотворение самостоятельно (стр. 166).

3) Устно САМОСТОЯТЕЛЬНО ответьте на вопросы:

– Какие образы возникают при чтении стихотворения?

– Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»?

– Какие чувства испытывает лирический герой?

- Давайте отметим художественные приемы, которые помогают автору передать свои эмоции.

– В чем смысл названия стихотворения?

Вывод.

Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова «самой жгучей и самой смертной связью». По мере развития лирического сюжета художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается: только на родине звезда «восходит ярче и полней». Тема малой родины актуализируется в заключительной строке:

И счастлив я, пока на белом свете

Горит, горит звезда моих полей…

 

Домашнее задание.

1. Выучите наизусть ОДНО из всех предложенных стихотворений по теме (А. Блока, С. Есенина, Н. Рубцова). ВСЕГО ОДНО из (кроме стихотворения А. Ахматовой!)

2. Напишите краткий анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей» по плану:

1) Дата написания.

2) Тема стихотворения.

3) Композиция.

4) Жанр.

5) Стихотворный размер (указать размер и разбор двух строк стихотворения).

6) Средства художественной выразительности (вид и примеры).

Подсказка. Можно воспользоваться материалами, выставленными на странице в ВК.

Читаем Мифы Древней Греции: Подвиги Геракла (мифы обо всех подвигах Геракла).

Справочные материалы.

В стихотворении «Перед весной бывают дни такие…» А. А. Ахматова рисует луг, отдыхающий под «плотным снегом», шумящие «весело-сухие» деревья. Мы буквально ощущает дуновение нежного теплого ветерка. Пейзаж здесь так чувственно реален, что читателю это все кажется знакомым, привычным! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слышим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус. Лексика в стихотворении обыденная, разговорная. Чувства лирической героини передать сложно, кажется, что невозможно найти слова, чтобы передать тот душевный трепет, легкость, ощущение новой жизни, которые охватывают нас при первых ощущениях весны. Наиболее точно состояние лирической героини передано в строке «И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь».

 

Среди ключевых образов стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей» можно назвать образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли. Рубцов назвал свое стихотворение «Звезда полей» не случайно: поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли. Поэт наполняет стихотворение чувством любови к родной земле, счастьем от осознания своей принадлежности к ней, восторгом любования красотой «звезды полей», всеобъемлющей радостью, волнением. Среди художественных приемов, которые помогают автору передать свои эмоции, можно назвать, во-первых, антитезы (с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень); повторы («Горит, горит звезда моих полей…»; «Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…»); эпитеты («мгла заледенелая», «тревожные жители земли», «приветный луч»); метафоры («сон окутал родину мою», осеннее золото). Смысл названия стихотворения заключается в том, что «Звезда полей» – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: