Менеджмент в социально-культурных учреждениях.




Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятель­ности заключается в осуществлении сле­дующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физиче­ской культуры и спорта, ночных клубов, казино, государствен­ных, коммерческих, частных и других учреждений социокуль­турного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет вы­сокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров соци­ально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хо­зяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное насле­дие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потреб­ность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной спе­циализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Арт-менеджмент

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственно­го взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руково­дителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творче­ства, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.

Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с ре­жиссером, нанять художника-постановщика, организовать теат­ральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организо­вать премьеру, сформировать бюджет.

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приоб­ретение костюмов, установка театральной техники, е) организа­ция премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) рас­писание репетиций, в) организационная работа по распростра­нению билетов.

3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельно­сти, наделенных соответствующими полномочиями и мерой от­ветственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и об­слуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетент­ность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, от­сутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Кроме того, нетрудно заметить, что насыщенность куль­турного информационного пространства, возросшие культурные запросы населения и оздоровление финансовых возможностей даже традиционных клубных учреждений изменили приорите­ты, цели, задачи и содержание их деятельности, в которых все больше места занимает профессиональное искусство, концерт­ная деятельность, что требует профессиональной менеджерской организации и управления этими процессами в самих клубных учреждениях.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности: ме­неджера (администратора, антрепренера, продюсера, импреса­рио, промоутера, руководителя) театров, театральных студии, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, ки­но и фотостудий, студий видео- и аудиозаписи, проката музы­кальных инструментов и сценических костюмов, местных, ре­гиональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых ком­плексов, городских парков, молодежных развлекательных ком­плексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культу­ре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральнно-студийные, оркестро­вые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культур­ных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проек­ты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глу­бокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народно­го творчества, познание теории и практики артистического ме­неджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

Менеджмент выставок и презентации

Деловая активность, развитие маркетинговых технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных технологиях, обострение конкурентной борьбы ус­корили научный поиск, разработку и широкое внедрение в практику выставочной деятельности и презентаций, деловых встреч и приемов.

Выделились и оформились в самостоятельный вид менедж­мента технологии по созданию образа организации культуры, культурных продуктов и услуг.

Потребитель стал реагировать не только на продукты, но и на производителя, на его репутацию, и успех организации со­циокультурной сферы все в большей степени становится зави­симым не только от позиционирования продуктов и услуг на рынке, но и от позиционирования ее в обществе, ее имиджа, от­ношений с властями, населением, средствами массовой инфор­мации.

Все это резко изменило и обогатило новыми целями и функциями практику выставочной и презентационной деятель­ности как в социокультурной сфере, так и в других отраслях, придало им социально и культурологически интегрированный характер.

Сегодня можно говорить о выставках и презентациях как о маркетинге идей и продуктов (художественных, научных, соци­альных, политических) субъектов культуры, общественных организаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ и т.д.

Выставки и презентации обрели характер социально-культурной деятельности, теории и практики функционирова­ния культуры и искусства общества со зрелой рыночной эконо­микой.

Менеджер выставок и презентаций получает специализа­цию по организации и проведению международных, общерос­сийских, республиканских, краевых, областных, городских вы­ставок; организации выставок-продаж, аукционов произведений искусства, декоративно-прикладного творчества, моделей одеж­ды, печатной книжной и журнальной продукции.

Такой специалист обеспечит проведение презентаций, пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкур­сов, тематических искусствоведческих, музейных, театральных смотров и показов.

Специалист в этой области владеет технологиями менед­жерской и маркетинговой деятельности, навыками работы по созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа, разработки маршрутов движения посетителей на вы­ставке, работы с дизайнерами и художниками, подготовки ката­логов, работы с прессой, организации рекламы, учета запросов посетителей, административной и финансовой работы, оценки результатов выставки и др.

Дифференциация социально-ролевых видов деятельности в социокультурной сфере становится неким инвариантом, прису­щим целой группе людей, которые выполняют качественно од­нородные или близкие по содержанию функции. Этот инвариант и представляет собой профессиональную своеобразную одно­типную компетентность. Однако однотипность не означает тож­дественности, что говорит об уникальности личностного факто­ра в каждом виде социокультурной деятельности.

Однотипная профессиональная компетентность менеджеров в социально-культурной деятельности формирует культуру всей организации, которая представляет собой совокупность органи­зационных 14 творческих установок, мотиваций и поведения, формируемых на основе ценностных представлений, разделяе­мых всеми членами коллектива.

 

Типы менеджеров

Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджер­ские функции по отношению ко всем участникам творческого процесса подготовки и осуществления культурных проектов и программ, включая реальных и потенциальных посетителей учреждения культуры, аудиторию.

Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не од­нозначны, и могут быть условно разделены на четыре типа:

Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельно­сти обладает высоким профессиональным уровнем и оптималь­но мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности.

Второй тип.Менеджер положительно мотивирован к рабо­те в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональ­ный уровень. Его положительная мотивация, стремление "вы­ложиться" на работе приносит мало пользы, а иногда может "наломать дров" из-за своего низкого профессионализма.

Третий тип.Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных уч­реждений. Такой тип относится к балласту управленческой сиетемы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

Четвертый тип.Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации ki работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более, выгодное для него место.

Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу.

Особенности деятельности менеджера СКД

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, деятельности может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требова­ний, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, по­степенно трансформируется из среды только потребления в сре­ду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.

2.Управление в социокультурной сфере выражается в кон­кретной организации и регулировании деятельности коллекти­вов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство со­циальной и культурной жизни людей; в разработке стратегиче­ских и текущих целей и задач социокультурного развития соот­ветствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менед­жера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способ­ностями к публичной деятельности, импровизации и творческо­му самовыражению.

3. Социокультурный менеджмент и производственный про­цесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляю­щий собой совокупность организационных отношений, очер­ченных определенной социокультурной деятельностью.

4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой дея­тельности, менеджер социально-культурной деятельности обя­зан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигу­рами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимули­рующие факторы, f

6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать за­просам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий,развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социо­культурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.

Профессиональная компетентность менеджера социокуль­турной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культу­ры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.

Будучи групповой и индивидуальной формой деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности реализуется и в том, и в другом случае в личностной форме управленца, в его индивидуальном и конкретном способе реализации сил, воз­можностей и способностей.

Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в боль­шей степени объективирована структурами и функциями социо­культурной деятельности.

(Умение управлять коллективом учреждения культуры и профессионализм самого менеджера (личностная форма), как два (объективное и субъективное) начала, взаимно обогащая друг друга, формируют профессионализм как часть профессио­нальной компетентности социокультурного менеджера.

Профессионализацияменеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответст­вии с изменяющимися целями, задачами социокультурной дея­тельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

Следовательно, в процессе деятельности менеджера разви­ваются его необходимые профессиональные качества, но дости­гается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.

Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профес­сиональной компетентности. Уровень профессионализма ме­неджера социально-культурной деятельности органически свя­зан с его компетентностью.

Компетентностьпредставляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.

Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоре­тической компетентности (имеющий ученую степень, ученое звание) бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма. "Плох тот профес­сор, который учит студентов, как нужно строить мосты, но сам давно уже забыл как это делается", - бытует недалекая от исти­ны шутка в студенческой среде.

Профессиональная управленческая культура менеджера со­циально-культурной деятельности формируется на основе ва­риативного сочетания двух видов знания:

- операционального знания, которое обращено на выполне­ние конкретных действий и определяет профессиональный кру­гозор менеджера;

- метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профес­сиональной адаптацией, продуктивностью реализации способ­ностей.

Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тес­ным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандарт­ность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные ре­зультаты.

Профессиональное мышление менеджера

Профессиональное лицо менеджера культуры и искусства определяется также

нравственными и этическими нормами.

Это относится ко всем областям менедж­мента независимо от отраслей деятельно­сти, в которых он осуществляется.

В среде культуры и искусства нравственно-этические нор­мы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его дея­тельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности.

Следует помнить, что структура деятельности менеджера социально-культурной сферы, так или иначе, связана с выпол­нением его профессиональных задач, а следовательно, с его умением действовать.

Основа же каждого действия и их последовательность оп­ределяется системой ориентиров, которые позволяют точно вы­полнять заданные действия-операции. Мастерство выполнения профессиональных действий всегда связано с интеллектом и мышлением.

Мышление профессионально подготовленного менеджера проявляется в умении видеть в конкретных условиях, в сло­жившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти усло­вия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.

Добавим при этом, что профессиональное менеджерское мышление необходимо специалисту не только для решения те­кущих задач, связанных с процессом деятельности, но и для осознания новых, выявления нерешенных профессиональных проблем.

Решая профессиональные задачи, менеджер мысленно пре­допределяет: сложность и характер поставленной задачи; струк­турирование операций (анализ, синтез, сравнение, конкретиза­ция, обобщение, систематизация и т.п.), с помощью которого осуществляет поиск правильного решения; возможный резуль­тат.

В психологии выделяется несколько видов мышления: на­глядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и аутистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявля­ются и определенные типы мышления.

1.Мышление менеджера, ориентированное на новации, по­иск "ноу-хау", прорывные социокультурные технологии, твор­чество, генерацию идей, новых форм и методов работы, предо­пределяет инновационный характер деятельности.

2.Мышление менеджера, который уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Коллеги в шутку и всерьез назы­вают такого менеджера "рабочей лошадкой".

3.Пассивно-исполнительское мышление не является про­грессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хо­рошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции, их обычно называют "служ­бистами". Они не проявляют инициативу, творчество, но отлич­но выполняют приказы и распоряжения.

Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и произ­водственные отношения.

Такой тип мышления абсолютно неприемлем для менедж­мента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.

На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отноше­ний между самими менеджерами, менед­жерами и артистами, менеджерами и под­чиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.

В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, худож­ником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздей­ствием внешних и внутренних факторов.

Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.

Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.

Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обяза­тельств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в пись­менной форме составлять контракты, указывая взаимные обяза­тельства и ответственность; еще до подписания соглашения ин­формировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или про­дления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров.

В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обя­зан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполне­ния артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репу­тации не только самого исполнителя, но и менеджера, его пер­спективе в работе с другими исполнителями.

Этика взаимоотношений менеджера с представителями

Важным аспектом этики деловых от­ношений является взаимодействие ме­неджера и представителя, который вы­ступает от лица учреждения культуры, концертной площадки и т.д. Здесь кроется одна из главных проблем профессии ме­неджера. С одной стороны, менеджер представляет исполнителя, а, с другой, представитель выражает интересы аудитории через свою организацию.

В этой коммуникации менеджерские и представительские организации вместе решают одну задачу и отвечают за действия и выполнение взаимных обязательств сотрудников своих кол­лективов.

Взаимное доверие и общие обязательства определяют стра­тегию соблюдения не только правовых, но и этических норм по­ведения.

Чтобы избежать кривотолков и искажений в творческих возможностях, запросах исполнителей, которых представляет менеджер, он обязан своевременно предоставить точную ин­формацию об исполнителях.

Помня о своей организующей роли и своем профессиона­лизме, при заключении контракта с малоопытными представи­телями менеджер не вправе "подставлять", вводить в заблужде­ние и ущемлять возможности и права, пользуясь их некомпе­тентностью.

Считается неэтичным искушение представителей деньгами, ценными подарками за лоббирование, представительство и рек­ламу исполнителей. В противном случае можно серьезно повре­дить доверию принимающей стороны.

В подписанном контракте намерения обеих сторон выпол­няются полностью, точно и в срок, включая все детали и нюан­сы. Исключением могут быть только задержки, связанные с исключительными обстоятельствами, такими, как климатические условия, аварии и др.

Все другие возможные изменения контракта должны свое­временно и пунктуально разрешаться всеми заинтересованными сторонами. Этические нормы деловых отношений предусматри­вают строгое соблюдение всех устных соглашений.

В тех случаях, когда возникает угроза разрыва контракта, следует сохранить добрые отношения, несмотря на трудные и болезненные коллизии этого процесса. Разрыв соглашения осо­бенно нервозно происходит, например, из-за плохой продажи билетов на концерт.

В таких случаях необходимо применять превентивные ме­ры в виде рекомендаций представителю усилить работу по рек­ламе. В случае неизбежности конфликта необходимо обеспечить выплату компенсации менеджеру и исполнителю.

Каждый проект гастрольного тура или разового концерта обусловливаются доходами, и представитель всегда должен ре­ально представлять размер своей доли участия в контракте. Ис­ключительно неблагоприятные последствия возникают не толь­ко для менеджера, исполнителя, но и представителей на местах в тех случаях, когда обнаруживаются нарушения, допускаются нечестность и обман.

В профессиональной практике этические нормы менеджмента не исключают различий во мнениях, противоположных взглядов, но если все же несмотря на все усилия не удается прийти к общему согласию, стороны обязаны найти выход из положения в главном - подыскать соответствующую замену ис­полнителю или перенести время и дату концерта.

Этика отношений: менеджер-менеджер

В менеджерском деле существует еще одна область отношений, менее заметная, по сравнению с вышена­званными отношениями, которая не является предметом юридических кон­трактов и соглашений, но исключительно важна и ответственна. Речь идет об отношениях между равнозначными менеджерами и их артистами. По неписаным правилам менеджер обязан уважать и соблюдать неприкосновенность артистов другого менеджера, другими словами, соблюдать нейтралитет в отношении того испол­нителя, которого не уполномочен представлять.

Менеджеры должны быть осмотрительны, разумны, спра­ведливы и дипломатичны, когда возникает соблазн обсудить предполагаемые недостатки коллег с артистами, представителя­ми и другими менеджерами. Смешивание личных и профессио­нальных отношений - один из главных признаков низкого про­фессионализма.

Для нечестных по отношению друг к другу исполнителей и менеджеров не существует других рекомендаций, кроме одной люди данной профессии обязаны следовать законам "джентль­менских" соглашений. Менеджер не может представлять арти­ста другого менеджера, даже если такая ситуация возникает по инициативе исполнителя, без откровенного объяснения с его менеджером.

Главная черта профессионала-менеджера состоит в том, что он является педагогом и обязан сам обучать персонал основным элементам своей профессии. Как правило, многие лучшие уче­ники неизбежно уходят в собственный бизнес, основывая свою организацию, или работают в конкурирующих организациях. Этот не должно являться причиной для взаимных обвинений.

В этом случае нужно всегда фиксировать условия взаимных отношений в письменной форме, в том числе относительно де­нежных обязательств, особенно в той ситуации, когда менеджер покидает организацию. Ожидается, что он будет соблюдать конфиденциальность внутренних коммуникаций, процедур, от­ношений и личных контактов с настоящими, предшествующими и последующими работодателями.

Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.

2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, который в свою очередь, обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.

Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:

- операционального знания, которое обращено на выполнение сонкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;

- метазнания, связанные с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей.

Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты.

Профессиональное лицо менеджера культуры и искусства определяется также нравственными и этическими нормами. Это относится ко всем областям менеджмента независимо от отраслей деятельности, в которых он осуществляется.

В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности.

Следует помнить, что структура деятельности менеджера социально-культурной сферы, так или иначе, связана с выполнением его профессиональных задач, а, следовательно, с его умением действовать.

Основа же каждого действия и их последовательность определяются системой ориентиров, которые позволяют точно выполнять заданные действия-операции.

Мастерство выполнения профессиональных действий всегда связано с интеллектом и мышлением.

Мышление профессионально подготовленного менеджера проявляется в умении видеть в конкретных условиях, в сложившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти условия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.

Добавим при этом, что профессиональное менеджерское мышление необходимо специалисту не только для решения текущих задач, связанных с процессом деятельности, но и для осознания новых, выявления нерешенных профессиональных проблем.

Решая профессиональные задачи, менеджер мысленно предопределяет: сложность и характер поставленной задачи; структурирование операций (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация и т.п.), с помощью которого осуществляет поиск правильного решения; возможный результат.

В психологии выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и артистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявляются и определенные типы мышления.

Мышление менеджера, ориентированное на новации, поиск "ноу-хау", прорывные социокультурные технологии, творчество, генерацию идей, новых форм и методов работы, предопределяет инновационный характер деятельности.

Мышление менеджера, который уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Пассивно-исполнительское мышление не является прогрессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хорошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции, их обычно называют "службистами". Они не проявляют инициативу, творчество, но отлично выполняют приказы и распоряжения.

Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и производственные отношения. Этот тип мышления абсолютно неприемлем для менеджмента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.

На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобраз-ные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными.

Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.

Профессию менеджера социокультурной деятельности, можно определить как род деяте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: