Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении.




Высокий уровень профессиональной управленческой культуры дает возмож­ность менеджеру: предвидеть результаты своей деятельности; прогнозировать раз­витие социокультурной деятельности; применять различные методы и техноло­гии социокультурного управления; делать работу осознанно, творчески, инициативно; передавать свои знания и опыт испол­нителям; выполнять гуманистическую миссию социокультурной деятельности, определять перспективы ее развития.

Профессиональная управленческая культура менеджера со­циокультурной деятельности структурно складывается из таких компонентов, как личность - его профессионально-статусная позиция — его деятельность.

Структура органов, организаций и учреждений, оказываю­щих управленческое воздействие на социокультурную сферу, дифференцируется по уровням, направлениям и характеру деятельности, что собственно и определяет соответствующие виды менеджмента и типологию менеджеров.

В зависимости от уровня органа управления, представлен­ные в нем менеджеры социокультурной деятельности градиру­ются соответствующим статусным положением государствен­ной иерархии:

- менеджеры отдела культуры при Президенте Российской

Федерации;

- менеджеры выборных органов власти (в том числе коми­тета по культуре Государственной Думы РФ, включая депутатов Госдумы РФ, менеджеров-референтов, обеспечивающих работу

указанного комитета);

- менеджеры выборных органов представительной власти, аналогичных подразделений субъектов Федерации и муници­пальных органов;

- менеджеры органов исполнительной власти (отдел по культуре при Правительстве РФ);

- менеджеры органов исполнительной власти субъектов Федерации, муниципальных органов (зам. губернаторов, зам. глав администрации, курирующих вопросы культуры, образова­ния, туризма, спорта и т.д.).

Статусная иерархия ведомственного социокультурного ме­неджмента дифференцируется на:

- менеджеров департаментов, отделов и других структур Министерства культуры РФ и других министерств, представ­ляющих те или иные направления социокультурной деятельно­сти, Государственного Российского Дома народного творчества;

- менеджеров по культуре и искусству республик, краев и областей РФ, региональных методических центров;

- менеджеров организаций и учреждений, входящих в структуру социокультурной сферы.

Более углубленный анализ типологии менеджеров по зани­маемым должностям на каждом уровне управленческих струк­тур позволяет выделить некоторые особенности причастности работников департаментов, отделов, комитетов к менеджерской деятельности, направленной вовнутрь организации и вне ее.

Начальник департамента Министерства культуры и его за­меститель выполняют функции менеджерской деятельности по отношению к коллективу специалистов, входящих в структуру департамента, равно как и начальники отделов департамента осуществляют аналогичные функции внутри отделов. Эти же субъекты управления выполняют менеджерские функции и к нижестоящим органам, организациям и учреждениям культуры и искусства.

Более сложные функции выполняют специалисты указан­ных подразделений Министерства культуры. В отделах депар­таментов работают, как правило, узкие специалисты по отдель­ным отраслям культуры и видам искусства.

Их функциональное предназначение определяется, прежде всего, разработкой перспективных целевых программ и проек­тов развития конкретных направлений культуры и искусства, но в то же время они обеспечивают продвижение и реализацию их в реальной практике деятельности учреждений культуры, и, ста­ло быть, они также выступают в роли менеджеров по отноше­нию к нижестоящим органам, организациям и учреждениям культуры.

Таким образом, специалисты министерства выполняют двойную функцию: выступают в роли объекта менеджмента со стороны начальников своих подразделений; являются субъекта­ми менеджерской деятельности по отношению к нижестоящим структурам и их сотрудников.

Такая же функционально-ролевая диверсификация наблю­дается на уровне работников комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры муниципальных образований.

Несколько иная модель распределения профессиональных ролей складывается в "ни­зовых", а точнее сказать, "первичных", глав­ных организациях и учреждениях социокуль­турной сферы, где собственно и происходят основные "события", осуществляется процесс взаимодействия с людьми, ради которого и благодаря которому живут и развиваются все другие надстроечные структуры управления.

Деятельность первичных социокультурных коллективов специфична во многих отношениях:

- они вступают в прямые повседневные отношения с насе­лением, воспроизводя, транслируя культурные ценности и во­влекая людей в культуротворческую деятельность;

- полифоничность социально-демографического и возрас­тного состава населения предопределяет дифференциацию тех­нологии работы с ним; непрерывная и последовательная работа с людьми;

- многообразие форм и методов работы;

- необходимость постоянного обновления культурных про­грамм и услуг, инновационный характер деятельности; неустой­чивость финансирования, поиски дотационных и компенси­рующих источников материальной поддержки; несоответствие численности штатных бюджетных должностей реально осуще­ствляемой и потенциально необходимой деятельности; низкие должностные бюджетные ставки оплаты труда;

- импульсивный, сегментарный, а порой и ненормирован­ный характер трудовой деятельности; работы в дневное, вечер­нее и ночное время, в выходные и праздничные дни, отсутствие сменности, придающие аномальный, выходящий за рамки об­щепринятого, традиционного, характер труда.

Такая специфика труда селекционирует кадровый состав работников учреждений социокультурной сферы, оставляя в своих рядах самоотверженных, преданных делу специалистов, по существу энтузиастов (с низкой зарплатой), полностью от­дающих свой талант, способности и энергию избранной профес­сии.

Управленческие функции руководителя (директора) такого коллектива эффективно реализуются в условиях фрагментарно­го структурирования всей деятельности на мелкие сектора, клубные формирования, дискотеки и видео-залы, салоны, фи­лиалы, прокатные пункты, видео- и Интернет-кафе, мастерские и т.д.

Организация деятельности локальных подразделений по­зволяет гибко и динамично варьировать направления в работе. Близкие по своим функциям структурные подразделения объе­динены сопричастным менеджментом директора и его замести­телей.

Подобная дифференциация структуры всего учреждения и в то же время соподчинение смежных подразделений соответст­вует матричной структуре менеджмента, построенного по прин­ципу выбора и разработки актуальных проблем, используемого в других отраслях.

Количество таких секторов (подразделений) в каждом от­дельном учреждении культуры, например, существенно разли­чается. Все зависит от типа учреждения, его статуса и катего­рии, установленной вышестоящим органом по структурной сет­ке (категории диффгренцируют численность штатных сотруд­ников, размер оплаты труда, объем финансирования и др.).

Учреждения культуры первой категории - это в основном крупные Дворцы культуры, штат сотрудников которых позволя­ет наиболее оптимально "закрыть" специалистами наиболее важные направления деятельности, востребованные запросами и пожеланиями населения.

Учреждения культуры, имеющие более низкие категории и вообще безкатегорийные, повсеместно имеют дефицит штатных работников, хотя и стремятся его восполнить за счет собствен­ных внебюджетных средств. Но во всех случаях численность со­трудников учреждений культуры различных типов всегда несо­поставима с коллективами, скажем, промышленных предпри­ятий или бюрократическими учрежденческими аппаратами управления и др.

Следовательно, "мини" коллектив (5-12 человек) учрежде­ния культуры не может использовать классическую модель ме­неджмента.

Управление маленькой группой людей основано, прежде всего, на исключительной совместимости и профессиональной компетентности каждого члена группы. В целом это команда специалистов, объединенная единой целью, увлеченная общим делом, ответственная за успехи и просчеты в работе в целом всего учреждения культуры.

Специалисты, работающие в малочисленном коллективе учреждения культуры, всегда работают лучше, если руководствуются собственной мотивацией, а не только должностной инструкцией. Ставка на постоянный и жесткий контроль, следо­вание жестким инструкциям лишает коллектив гибкости и твор­чества.

Каждый член команды специалистов выполняет собствен­ную целевую задачу в рамках своей квалификации, возглавляя определенное направление в работе учреждения культуры (раз­витие художественного творчества, организация и постановка культурных программ, работа с детьми и подростками и др.). В этом статусе специалисты учреждений культуры выступают уже как организаторы, менеджеры по отношению к предмету своей непосредственной деятельности, вовлекая в эту сферу различ­ные категории населения.

Профессиональная управленческая культура в основном, деятельном звене иерархии управления (учреждения и органи­зации социокультурной сферы) реализуется на уровне организа­ционного, психологического климата и культуры организации.

Уровень развития указанных категорий зависит от вариан­тов реализации управленческих функций: централизация или децентрализация, жесткий контроль или самоконтроль. Демо­кратический, либеральный стиль управления в малочисленном коллективе всегда способствует формированию оптимального психологического климата.

Значительную роль в формировании культуры и климата в коллективе специалистов играет стиль его работы с населением. Как учреждение культуры изучает культурные потребности и запросы населения? Как реагирует коллектив на изменения в культурных предпочтениях населения и видоизменяет содержа­ние и формы своей работы? Достаточно ли гибким и мобильным является коллектив и отдельный работник, чтобы адекватно реа­гировать на изменения культурных потребностей населения?

Если учреждение культуры не в состоянии реагировать на изменения в предпочтениях населения, не может правильно прогнозировать сдвиги во внешней среде, оно обязано привести в соответствие этим изменениям свою кадровую и организаци­онную политику, другие составляющие климата учреждения.

К примеру, руководителем учреждения культуры поощря­лись формы работы, связанные с крупными культурными ак­циями, культурными программами, в которые единовременно вовлекались большие массы населения, независимо от возраста, пола, социального положения.

Но однажды руководитель и специалисты учреждения культуры обнаружили, что массовые мероприятия, достаточно интересные по содержанию и художественно привлекательные по форме, стали терять свою аудиторию.

Аналогичные культурные программы других учреждений культуры, в ряде случаев не превосходящие по содержанию, художественному уровню, тем не менее постепенно "перехваты­вают" аудиторию, повышают привлекательность своих учреж­дений. В данной ситуации руководитель учреждения культуры выбирает иную стратегию.

Принимается решение сместить акценты с повышения ка­чества массовых культурных программ на улучшение и увели­чение разнообразия форм организации социокультурной, куль-турно-досуговой деятельности на уровне возрастных, социаль­ных групп и индивидуальной работы с населением.

Во главу угла ставится учет индивидуальных и корпоратив­ных культурных потребностей людей на стадиях идеи, проекти­рования, сценарной разработки и воплощения. Расширяется ис­пользование новых социокультурных технологий, форм инди­видуально-групповой работы, сеть филиалов и площадок учре­ждения культуры; хозяйственная деятельность и творческий по­тенциал направляется на рост сервисной ориентации.

Все это связано с установлением нового организационного и психологического климата, смещением акцентов в управлен­ческой практике. Соответственно постепенно меняется внутрен­няя корпоративная культура внутри коллектива.

Важнейшей проблемой управленческой науки являются служебные взаимоотношения руководителя и подчиненного. В них пересекаются вопросы стиля работы, психология взаимоот­ношений, технология принятия решений, их исполнение и, ко­нечно же, умение давать задания и поручения подчиненным. Последнее имеет прямое отношение к управлению кадрами, но будучи основной сферой деятельности руководителей, мало осознается ими и не эффективно реализуется.

Распределение заданий, поручений

Управлениесотрудникам составляет суть управления, и деятельностьдругими словами, управление можно оп­ределить - как умение выполнять свою ра­боту через других людей.

Руководитель, передавая дела своим подчиненным, по су­ществу, дает им возможность работать. А тот руководитель, ко­торый не делает этого, на самом деле вообще не руководит, да и не может успешно руководить.

Умение поручать дела подчиненным создает определенные преимущества руководителю:

- перемещает внимание с того, что может сделать сам, на то, что должен контролировать;

- освобождает время для более важной работы;

- развивает инициативу, обогащает опыт, знания, компе­тентность подчиненных;

- фиксирует уровни, на которых принимаются решения.

В практической деятельности встречается большое число руководителей, которые не в состоянии сдерживать свое жела­ние "засучив рукава" действовать самому.

He мало примеров, когда хорошего режиссера или подаю­щего надежды руководителя художественного коллектива вы­двигают на должность директора учреждения культуры, совер­шенно не замечая полное отсутствие у них способностей к ру­ководящей работе.

Режиссер, который обладал выдающимися способностями определять малейшие шероховатости и неточности в культур­ных программах и спектаклях, владел неиссякаемым терпением и упорством доведения их до полного совершенства, став руко­водителем, не может побороть в себе склонность к режиссер­ской работе, и стремление делать ее наилучшим образом.

Уже находясь в новом качестве директора, он берется де­лать ту работу, которая ему ближе и понятней, не считаясь с его новой миссией управленца. Он постоянно вмешивается в детали не своего дела, режиссирует, подбирает сценарии и драматур­гический материал, проверяет их художественные достоинства, распределяет роли и не оставляет эту работу до тех пор, пока не будет удовлетворен сделанным.

Такого руководителя редко можно застать в кабинете за столом, так как обычно он находится на сценической площадке, а те, кто должен был выполнять эту работу, стояли вокруг и ожидали его поручений.

Такой директор не может понять, что населению, отделу культуры важно иметь учреждение культуры, которое успешно работает по всем направлениям социально-культурной деятель­ности, а подчиненных интересовала не только режиссура, но и другие виды деятельности. В результате - директор не смог удовлетворить своей деятельностью ни потребителей, ни под­чиненных, ни вышестоящее начальство.

Это означает, что не следует выдвигать людей на работу, превышающую уровень их компетентности, полагаясь на их ус­пехи в узкой сфере деятельности, на их бывшие заслуги и не соизмеряя требования, которые предъявит им новое назначение.

Простая истина гласит, что хорошие исполнители не всегда становятся хорошими руководителями и, наоборот, - хорошие руководители не всегда могут быть хорошими исполнителями.

Продвижение по служебной лестнице, а, следовательно, повышение зарплаты не следует рассматривать как награду за хорошую работу. Лучший вариант - это когда различия в зар­плате будут зависеть от качества работы, а не от служебного статуса.

И когда хороший режиссер будет иметь возможность зара­батывать больше, чем начальник, тогда не будет у него желания выдвигаться на должность, для исполнения которой он не имеет ни достаточных навыков, ни способностей.

Умение не только правильно распределять работу среди подчиненных, но и просто давать поручения и задания работни­кам социокультурных учреждений, которые не выпускают то­вар, измеряемый в килограммах, метрах, штуках или других де­финициях, а создают художественный продукт в виде произве­дений культуры, искусства, услуг населению, к руководителям, даже предрасположенным к управленческой деятельности, при­ходит не сразу.

Неистребимое желание к работе, в которой они раньше превосходили других, заставляет возвращаться к ней. И этот прежний опыт узкого специалиста тянет их назад, так как жела­ние действовать в той сфере, где всегда получалось хорошо, противодействует новой обязанности управлять.

Умение управлять большим и малым кол­лективом людей, умение оптимально распреде­лять рабочие задания, контролировать, спра­шивать и поощрять сотрудников требует от ру­ководителя высокого мастерства, в основе ко­торого находятся знания, умения и навыки, практический опыт и, конечно же, природные задатки управленца.

Казалось бы, все понятно, однако на пути осуществления оптимального управления возникают несколько серьезных пре­пятствий: сам руководитель; исполнители и ситуация.

1.Факторы сдерживания в руководителе: а) недостаток опыта работы и неумение распределять работу сотрудникам; б) заблуждение по поводу того, что руководитель выполнит лю­бую работу лучше других; в) неуверенность в себе; г) неуверен­ность в своих подчиненных; д) нежелание допускать ошибки; ж) боязнь, что подчиненные невзлюбят; з) стремление к жесткому контролю; е) неумение устанавливать эффективный контроль и доводить дело до конца; и) недостаточная личная организован­ность и неумение сбалансировать собственную нагрузку; к) не­ясность поставленных задач и неумение их объяснить людям; л) неумение усовершенствовать работу подчиненных; м) неумение передавать полномочия по должностной иерархии.

2.Противодействие исполнителей: а) нежелание брать на себя ответственность; б) недостаток опыта; в) некомпетент­ность; г) боязнь ошибиться; д) перегруженность работой; ж) не­организованность и неумение доводить дело до конца.

3.Противодействие ситуации: а) недостаток штатных единиц; б) рискованность решений; в) обстановка нетерпимости к ошибкам; г) нарушение очередности и ритма в работе.

Все эти проблемы вместе и по отдельности ведут к жела­нию действовать, а не руководить. Всякий раз, когда руководи­тель впадает в заблуждение, что сделает какую-то работу лучше других, у него укрепляется убеждение, что никто, кроме него не сможет так же эффективно выполнить поставленную задачу.

Эта ситуация будет повторяться. Каждый раз, когда руко­водитель не может объяснить сотруднику, что тот должен сделать, и в случае необходимости обучить его, он обрекает себя на то, что в следующий раз тоже будет делать эту работу сам, ибо никто другой так и не узнал, как ее делать.

Выйти из этой, на первый взгляд, тупиковой ситуации по­может хорошо усвоенная аксиома: даже в том случае, когда ру­ководитель лучше выполняет то или иное дело, он обязан выби­рать не между качеством своей работы и работой подчинен­ного, а между качественным выполнением какой-то одной за­дачи и обязанностями руководителя, которой и должен посвя­щать свое рабочее время. В этом случае сотрудники смогут выполнять свою конкретную работу лучше своего руководите­ля.

Следовательно, умение руководителя распределять работу и давать поручения обладает ценным преимуществом - резуль­тат достигается не за счет того, что руководитель может делать лично сам, а за счет того, как он может контролировать весь процесс деятельности учреждения, так как успех приходит бла­годаря усилиям не одного человека, а многих людей. Сотруд­ник, который работает на руководителя (учреждение), по сути, является его продолжением.

Немалую группу руководителей составляют управленцы, методы работы которых совершенно противоположны изложен­ному выше стилю. Заняв должность руководителя, они видят свою роль только лишь в раздаче поручений, заданий, указаний, рассылке приказов и распоряжений.

В менеджменте есть теория, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Под зрелостью понимается способность подчиненных нести ответственность за результаты работы, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо вы полнить. В зависимости от характеристик выполняемой задачи отдельные работники и группы проявляют различный уровень «зрелости». Руководитель должен оценить эту степень зрелости и соответствующий стиль поведения.

Выделяются следующие уровни зрелости подчиненных и соответствующие им стили руководства.

1.Низкий уровень зрелости— подчиненные не способны выполнять задачу и не хотят брать на себя ответственность. Таким подчиненным требуются соответствующие инструкции и строгий контроль. Соответствующий стиль называется «приказание».

Например, руководителю необходимо подготовить и отправить деловым партнерам письмо. Руководитель диктует текст письма секретарю, а затем перед отправкой его проверяет.

2.Средний уровеньзрелости подчиненных — подчиненные хотят принять ответственность, но они еще не способны выполнить задачу. Стиль руководства в этой ситуации называется «внушение». Здесь требуется добиваться от подчиненного понимания задачи, конкретно пояснять, что и как надо делать. В то же время руководитель должен поддерживать желание подчиненных выполнять задание под свою ответственность.

Опять обратимся к примеру с секретарем и письмом. Необходимо рассказать секретарю о ситуации и предложить составить конспект письма. Затем этот конспект обсудить вместе с ним.

3.Умеренно высокая степень зрелости подчиненные могут выполнить задачу, но не готовы взять на себя ответственность. Стиль руководства, соответствующий данной степени зрелости подчиненных, называется «участием». Подчиненным не требуются никакие конкретные указания. Задача руководителя — повысить мотивацию и причастность своих подчиненных. Это достигается, если руководитель и подчиненные вместе принимают решения. Руководитель оказывает помощь, но не навязывает указаний.

В нашем примере секретарю рассказывается о ситуации и предлагается самому написать и отправить письмо. Руководитель отвечает на вопросы секретаря (если вопросы воз никнут). Контроль следует осуществлять только в том случае, если секретарь об этом попросит.

4.Высокая степень зрелости подчиненные способны выполнить задачу, и хотят нести ответственность; подчиненные осознают высокую степень своей причастности к задаче. Здесь речь идет о передаче полномочий. Стиль называют «делегированием». Например, перед секретарем ставится задача. Ее выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль осуществлять не следует.

Менеджеров и ученых волнует вопрос, какой же стиль поведения является эффективным. Разработчиками программ для менеджеров по управлению персоналом предлагается свод правил поведения:

1. Главная задача — проводить общую техническую политику и разрешать неизбежно возникающие трудности.

2. Внимательность к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно ничего полезно го не дают.

3. Внимательность к чужому мнению, даже если оно не верно.

4. Бесконечная терпеливость.

5. Вежливость, не позволительно раздражаться.

6. Краткость.

7. Справедливость, особенно в отношении к подчиненным.

8. Не допустимы замечания подчиненному в присутствии постороннего лица.

9. Благодарность подчиненному за хорошую работу.

10.Не делать того, что могут сделать подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.

11.Выбор и обучение умелого подчиненного — всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим.

12.Если то, что делают сотрудники, в корне не расходится с мнением руководителя, позволительна максимальная свобода действий.

13.Не допускать спор по мелочам, мелочи только затрудняют общую работу.

14.Не бояться, если подчиненные способнее, а гордиться такими подчиненными.

15.Никогда не использовать власти до тех пор, пока все остальные средства не будут испробованы, но в край нем случае применять ее в максимально возможной степени.

16.Если распоряжения оказались ошибочными — необходимо при знать ошибку.

17.Во избежание недоразумений давать распоряжения в письменном виде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: