В современной мировой практике GR-подразделения обычно создаются тогда, когда ежегодные инвестиции компании в экономику страны превышают 60 млн. долларов США. Если мы возьмем рейтинг самых дорогих компаний России журнала «Финанс» от 27 апреля 2008 года, то окажется, что из первой десятки лишь одна компания не имеет GR-подразделения, в двадцатке их уже две, в тридцатке – пять, а среди первых пятидесяти – пятнадцать. Таким образом, можно выделить прямую зависимость между капитализацией компании и наличием у нее GR-подразделения.
Как правило, специализированное GR-подразделение носит название «Департамент по отношениям с органами власти» или «Департамент по внешним связям». Впрочем, в некоторых компаниях, ввиду неразвитости сферы GR, специалисты по связям с органами государственной власти работают в составе других департаментов (по корпоративным отношениям, PR).
Низкую долю компаний, имеющих GR-подразделения, демонстрируют банковская, строительная и медийная отрасли. Не чувствуют особой необходимости в GR-департаментах компании, сосредоточившие свою производственную деятельность в небольшом числе регионов. Пока не обзавелось собственными подразделениями по связям с органами государственной власти подавляющее большинство недавно выделенных из РАО «ЕЭС России» различных ОГК и ТГК. Напротив, большое число компаний с GR-подразделениями встречается в нефтегазовой, металлургической и телекоммуникационной отраслях.
Наиболее массивные и разветвленные GR-подразделения имеют международные компании, переносящие в Россию западный опыт лоббирования интересов, и российские государственные монополии, контактирующие со множеством региональных властей и попросту имеющие «раздутый» штат.
|
В то же время, наличие крупных подразделений не предопределяет крупные расходы компании на лоббирование своих интересов. Информация об объемах и структуре бюджетов GR-департаментов компаний является конфиденциальной. Эти бюджеты в основном состоят из фонда заработной платы, командировочных и представительских расходов, а также расходов по относительно небольшим («прозрачным») договорам подряда (как правило, на информационно-аналитическое обеспечение и др.) Для финансирования масштабных лоббистских акций, связанных с большими расходами, в рамках спецпроектов, утверждаемых высшим руководством, наиболее часто используются подставные фирмы и лица, формально не связанные с корпорацией. Поэтому приводимые оценочные данные о бюджетах GR-подразделений различных корпораций не отражают их активность по формированию связей с органами государственной власти. Тем не менее, мы считаем, что оценки собственных бюджетов GR-подразделений наряду с инсайдерскими данными о количестве занятых специалистов позволяют судить об открытой составляющей данной работы.
В состав департамента по работе с органами государственной власти нефтяной компании «Роснефть», входят два управления: по работе с федеральными и региональными органами власти. Руководит этой структурой Александр Никулин. Годовой бюджет департамента составляет около 84 млн. рублей.
В РАО «ЕЭС России» в состав департамента по работе с органами власти и общественными организациями, руководимого Радионом Кимом, в начале 2008 года входило около пятидесяти человек. Сейчас, в связи с ликвидацией компании, число сотрудников этого департамента стремительно сжимается.
|
В «Газпроме» джиаром занимается департамент по работе с регионами РФ, возглавляемый Виктором Илюшиным (25 человек, структурно разделены на четыре подразделения, основное направление активности, обеспечивающее интересы монополии, – газификация регионов) и управление по работе с Федеральным собранием РФ, возглавляемое Фанузой Арслановой (12 человек). Годовой бюджет GR-подразделений «Газпрома» составляет около 93 млн. рублей.
В ОАО «РЖД» в состав департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти под руководством Виктора Ребца входит 33 человека. По 5 человек входят в отдел по связям с исполнительной властью, отдел по связям с законодательной властью, отдел по взаимодействию с бизнес сообществами и аналитический отдел. В отделе по работе с субъектами федерации состоят 7 человек, а в отделе методологии и организационной работы – оставшиеся 6 человек. Годовой бюджет департамента составляет около 80 млн. рублей.
В «Базовом Элементе» в состав управления по корпоративным отношениям входят всего 4 человека, подчиненные заместителю генерального директора компании по взаимодействию с государственными и общественными организациями Олегу Мозгунову. Зато в GR-департаменте «Русала» состоит около 80 человек, а его годовой бюджет превышает 165 млн. рублей.
Незначительные по численности GR-департаменты имеют телекоммуникационные компании. Так, в холдинговой компании «Алтимо» деятельностью по связям с органами государственной власти занимаются вице-президент по внешним связям компании Кирилл Бабаев и персонально подчиненные ему 2 человека. Годовой оборот этого GR-подразделения составляет около 10 млн. рублей. Деятельностью по связям с органами государственной власти в «Вымпелкоме» занимается директор по обеспечению операторской деятельности Марина Аллагулова и 10 человек, находящихся в ее непосредственном подчинении. Годовой оборот этого подразделения также составляет около 32 млн. рублей.
|
GR-департаменты пивоваренных компаний также не отличаются большой численностью. Так, деятельностью по связям с органами государственной власти в компании «Балтика» занимается менеджер по работе с органами государственной власти Дмитрий Урлупов, входящий в состав департамента по корпоративным вопросам. Руководит этим департаментом Даниил Бриман.
Становится понятно, что второй, не менее значимой стороной GR является PR органов государственной власти по нисходящей коммуникации с различными группами общественности и институтами гражданского общества. Органам государственной власти часто нужна поддержка бизнеса в реализации своих инициатив. На Западе большую часть GR-коммуникаций берут на себя ассоциации производителей различных товаров и услуг, общественные объединения, союзы потребителей, политические партии и т.д. В России такая форма взаимодействия пока неразвита, что вынуждает компании и органы государственной власти выходить друг на друга напрямую, часто подстегивая тем самым развитие коррупции в стране.