ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США




Концепция национальной безопасности зарубежной страны

СИСТЕМА НАЦБЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ

Система национальной безопасности каждого государства основывается на концептуальных нормативных правовых актах, представляющих официальные взгляды на роль государства в мире, его национальные ценности, национальные интересы и угрозы национальной безопасности.

Все эти документы являются базовыми в сфере обеспечения национальной безопасности, так как содержат основы государственной политики, основные принципы и механизм реализации целей и задач в сфере национальной безопасности и ее видов.

Такими документами являются: «Стратегия национальной безопасности» (США, Россия, Украина и др.), «Белая книга» (Великобритания, Германия, Франция, Китай, Япония и др.), «Политика национальной безопасности» (Канада, Турция), «Стратегическая концепция национальной обороны» (Италия), доктрины (например, Военная доктрина Российской Федерации и др.), законы о национальной безопасности (Казахстан) и другие правовые акты.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США

С методологической точки зрения важным представляется опыт обеспечения национальной безопасности США, поскольку практически все страны Запада за основу взяли американские взгляды в этой сфере.

В крупной мировой державе США под национальной безопасностью понимают состояние защищенности государства от враждебных актов или других видов вмешательства, в том числе от внутренних угроз.

Основным законом США высшей юридической силы в сфере национальной безопасности является Конституция США, принятая в 1787 г., с внесенными в 1791 г. поправками — Биллем о правах. Американское конституционное право гарантирует охрану личности; право на жизнь и свободу; право на приобретение собственности, владение, пользование и распоряжение ею; право на «стремление к счастью»; свободу передвижения по территории различных штатов и выбор местожительства; право на судебную защиту; право не подвергаться дискриминационному налогообложению и другие основные права. Согласно Декларации независимости 1776 г. народ вправе учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью.

В основу американской концепции национальной безопасности были положены научные труды основоположника школы «политического реализма» Г. Моргентау, провозгласившего национальные интересы США показателем власти и могущества в мире. В 1947 г. был принят Закон США «О национальной безопасности» (77ie National Security Act), в котором отсутствовало определение категории «национальной безопасности». Основными подходами к обеспечению национальной безопасности США было противодействие военным угрозам, борьба с «мировым коммунизмом» и сплочение антисоветских сил, прежде всего против СССР. Поэтому внешняя политика США поддерживала идеологию гегемонии США как мировой державы и защитника ценностей западной цивилизации.

На основе этого закона была проведена реформа вооруженных сил США, создано ЦРУ и Совет национальной безопасности. Закон, вместе с доктриной Трумэна и планом Маршалла, стал основным компонентом стратегии «холодной войны», взятой на вооружение администрацией Трумэна. Доктрина стала основой американской стратегии национальной безопасности после второй мировой войны, которая привела в 1949 г. к. образованию НАТО и «холодной войне»

Ю. А. Касатонов предлагает выделить следующие характерные этапы развития обеспечения национальной безопасности США[1].

В 19501960-е гг. «область деятельности государственного руководства, связанная с определением внешнеполитических целей и способов их достижения, а также с разработкой планов достижения этих целей и практической реализацией их, именуется в США политикой национальной безопасности». Конкретное содержание и результаты этой деятельности представляют «национальную стратегию», элементами которой являются военная, экономическая, идеологическая и другие ее виды. «Национальная стратегия» вторична по отношению к «национальной безопасности» и выступает как форма осуществления политики национальной безопасности.

Однако в «Основах политики национальной безопасности», выпускавшихся ежегодно Советом национальной безопасности США, отсутствовала понятийная база, а текст документа допускал множественность толкований. Этот документ означал «все для всех и не решал ничего».

В 1970-е гг. начинается прогресс в разработке теоретических основ формирования национальной стратегии. Происходит расслоение уровней стратегий:

  • — на высшем уровне находится «национальная стратегия», стратегия «национальной безопасности» подчинена этой стратегии;
  • — на нижнем уровне — «национальная военная стратегия», т.е. национальная стратегия представляется как искусство и наука развития и использования для достижения национальных целей в условиях мира и войны наряду с вооруженными силами также политической, экономической и психологической мощи страны.

Под «стратегией национальной безопасности» США понималась часть общегосударственной деятельности, которая охватывает все вопросы безопасности страны. В этот период «разрядки» доминировала школа политического реализма, провозгласившая приоритет закона во внутренних делах государства.

В 19801990-е гг. начинается продвижение в области обоснования национальной стратегии. Американские ученые предлагают рассматривать все войны и вооруженные конфликты в рамках более широкого понятия — международного конфликта.

Выделяются три вида использования военной силы: прямое применение (войны и вооруженные конфликты), угроза применения (устрашение, демонстрация силы, блокада), манипуляция военной силой (гонка вооружений, военное присутствие за рубежом). Этот период характеризуется положениями школы политического идеализма.

Стратегия национальной безопасности, опубликованная Белым домом, являлась основополагающим доктринальным документом, в котором администрация США излагала для внутренней аудитории и мировой общественности цели, задачи и методы их реализации в отношении вопросов национальной и международной безопасности.

В 1986 г. был принят закон Голдуотера-Николса, на основе которого администрация президента США Р. Рейгана подготовила «Стратегию национальной безопасности США» как основополагающего документа военного и внешнеполитического планирования. В Стратегии выделялись следующие аспекты: безопасность, экономическое процветание, продвижение «универсальных американских ценностей», укрепление мира и порядка под американским руководством.

Основными этапами формирования стратегии национальной безопасности США являются:

  • — определение жизненно важных, важных и гуманитарных национальных интересов;
  • — выработка национальной политики, определение целей стратегии национальной безопасности и способов их достижения;
  • — оценка эффективности стратегии национальной безопасности.

Стратегия представлялась конгрессу США в виде специальных докладов президентов США.

Стратегия национальной безопасности США действовала в совокупности с «Четырехгодичным обзором военной политики», «Обзором ядерной политики», «Обзором подхода к противоракетной обороне», «Стратегией в сфере кибербезопасности» и другими документами в сфере национальной безопасности.

В 1990-х гг. военная угроза со стороны СССР утратила силу, поэтому в основу обеспечения национальной безопасности США было положено укрепление экономики страны, усиление военной мощи в мире и распространение демократических принципов. К началу XXI в. стратегия национальной безопасности США заменила политику сдерживания и противодействия коммунизму на стратегию расширения гегемонии США.

После террористического акта 11 сентября 2001 г. в 2002 и 2006 гг. были подготовлены стратегии национальной безопасности, провозгласившие следующие основные положения:

  • — главная цель внешней политики США — борьба с международным терроризмом, позволяющая США наносить превентивные удары в отношении стран, поддерживающих международный терроризм;
  • — содействие экономическому процветанию США и сохранение мира через установление хороших отношений с великими державами;
  • — продвижение демократии в других странах и расширение зоны мира;
  • — расширение НАТО на восток к границам России;
  • — гарантия неприкосновенности территории США, их союзников, американских вооруженных сил, размещенных в различных регионах мира с помощью военно-технического превосходства.

Стратегии 2010 и 2015 годов

Стратегия, обнародованная в мае 2010 года администрацией Барака Обамы, выдвинула на первое место "обеспечение безопасности граждан США", поддержание военной мощи страны и сохранение "глобального лидерства".

Как подчеркивалось в документе, "вооруженный конфликт должен быть последним средством", к которому следует прибегать лишь в случае краха дипломатических усилий. Немаловажную роль в противостоянии таким вызовам, как распространение ядерного оружия и терроризм, должны играть партнерские отношения с союзниками и другими странами. Кроме того, СНБ-2010 содержит отказ от нанесения превентивных ударов по террористам и так называемым странам-изгоям, что является отходом от политики Джорджа Буша. Помимо противодействия международному экстремизму, в новой доктрине впервые подчеркнута необходимость ведения борьбы и с терроризмом внутри страны.

США готовы "построить более глубокие и эффективные партнерства с другими ключевыми центрами влияния - в том числе Китаем, Индией и Россией". В документе отмечается, что Россия "повторно появилась на международной арене как сильный игрок", США стремятся построить с ней стабильные отношения, основанные на взаимных интересах. При этом США заинтересованы в "сильной, мирной и преуспевающей России" и готовы поддерживать усилия внутри России, направленные "на закрепление буквы закона, ответственного правительства и универсальных ценностей" (Россия упоминается 14 раз).

В феврале 2015 года Белый дом обнародовал обновленную Стратегию, в которой говорилось, что США будут стремиться к предотвращению международных конфликтов и для достижения этой цели намерены опираться на свою "дипломатию и лидерство, подкрепленные мощной военной силой". Главной угрозой для безопасности США, как и прежде, назывались террористические группировки, в т. ч. "Аль-Каида" и "Исламское государство" (запрещены в РФ). Стратегия подтверждала намерение администрации США продолжать укрепление американских вооруженных сил, которые должны быть меньше по численности, но "самыми сильными" по всем показателям. Кроме того, говорилось о необходимости противодействия распространению ОМУ и ядерных материалов и готовности добиваться всеобъемлющего соглашения с Ираном по его ядерной программе. В документе отмечалось, что США будут добиваться равного и справедливого использования всеми государствами "общих пространств" - киберпространства, космоса, мирового океана и воздушного пространства. При решении всех этих задач США по-прежнему будут опираться на своих союзников, в первую очередь - страны НАТО.

В числе существовавших на тот момент международных конфликтов в документе упоминалась ситуация на Украине. По поводу России утверждалось, что она "нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины" и придерживается "воинственного подхода к другим соседним странам", ставя под угрозу международные нормы. В то же время, мы будем держать двери открытыми для расширения сотрудничества с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес", говорилось в документе (в СНБ-2015 Россия упоминалась 15 раз).

К основным угрозам национальной безопасности США отнесены: распространение оружия массового уничтожения, терроризм, рост количества киберпреступлений, незаконная иммиграция, энергетические проблемы, а также изменение климата и зависимость США от природного топлива. Современными глобальными вызовами, способными повлиять на национальную безопасность США, названы изменения климата, пандемии, транснациональная преступность и т.п.

В данной Стратегии впервые рассматриваются как внешние, так и внутренние проблемы национальной безопасности США. При этом первостепенное значение уделяется укреплению конкурентоспособности американской экономики, сферам образования, здравоохранения, науки и техники, а также федеральному бюджету. Важнейшей темой Стратегии национальной безопасности США является защита демократии и прав человека, реализация социально- экономических прав и свобод и избавление от бедности. В документе подчеркивается необходимость совершенствования международного права и укрепления межправительственных организаций, особенно со странами НАТО, а также с Японией, Южной Кореей, Австралией и другими странами.

Стратегия национальной безопасности США носит антироссийскую направленность и формирует негативный облик Российской Федерации.

Современная стратегия

8 декабря 2017 года президент США Дональд Трамп представил новую Стратегию национальной безопасности. Чтобы повысить конкурентоспособность государства на мировой арене, новая Стратегия фокусируется на четырех национальных интересах, которые она описывает как жизненно важные. Это защита страны, содействие процветанию Америки, сохранение мира с помощью силы и усиление влияния США.

Что касается отличия документа от Стратегии национальной безопасности США 2015 года, то во введении к Стратегии-2015 было написано: «Вопрос заключается не в том, должна или нет Америка лидировать. Вопрос состоит в том, как мы должны лидировать…». Мотив глобального лидерства Америки есть и в новой Стратегии, но здесь он звучит более расплывчато, во введении Стратегии 2017 написано следующее: «Весь мир возвышается благодаря обновлению Америки и возрождению американского лидерства».

Значительная часть документа посвящена увеличению экономической составляющей доминирования США. Именно поэтому американские СМИ отмечают, что новая Стратегия сфокусирована больше на экономике, чем на политике и военной мощи. Но вряд ли можно согласиться, так как Стратегия 2017, кроме всего прочего, сосредоточена еще и на том, что выражается формулой в заголовке одного из разделов документа: «Мир с помощью силы (Peace through Strength)».

Так, если раньше США декларировали сокращение своих военных возможностей, вместо того чтобы их наращивать, то теперь открыто идет речь, что необходима модернизация вооружённых сил (особенно ядерного оружия и соответствующей инфраструктуры); необходимы новые подходы к закупкам вооружений, к обеспечению боеготовности; необходимо сохранение полного спектра сил для отражения любых угроз – на суше, воде, в воздухе, космосе и киберпространстве.

Россия и Китай названы в стратегии национальной безопасности ревизионистами – то есть странами, которые хотят подвергнуть ревизии мировой порядок. В описании ключевых вызовов для США именно этим странам отводится в новой Стратегии больше всего места. В новой Стратегии подчеркивается, что Китай и Россия стремятся формировать мир, который противоречит американским ценностям и интересам. Исходя из положений новой Стратегии национальной безопасности, США, соперничая с таким странами, как Китай и Россия, будет в большей степени действовать самостоятельно, без оглядки на международные организации.

В соответствии с новой Стратегией политика сдерживания России теперь будет вестись открыто и еще более ожесточенно, вне зависимости от политических перемен внутри США, какая бы группировка ни приходила к власти в Америке, до тех пор, пока Россия будет оставаться преградой на пути к главной американской цели — сохранению позиции США как единственного мирового лидера. При этом, обозначив Россию и Китай как своих главных стратегических противников, Вашингтон сам, таким образом, признал, что однополярного мира больше не существует.

Наиболее тревожным в документе звучит идея о возможности для Америки вести «превентивные» войны против стран, от которых исходит угроза ее национальным интересам. Превентивная война – это готовность нанести военный удар до того, как будет проявлена агрессия. Превентивные действия обычно проводятся без весомых доказательств об угрозе и соответствующих решений международных организаций.

В этом плане Стратегии национальной безопасности США 2017 возвращается к формулировкам Национальной стратегии безопасности США 2002 г., в которой сдержалась идея о возможности «превентивных действий» в отношении «государств-изгоев и террористов», угрожающих использовать оружие массового поражения.

Новая Стратегия подтвердит приверженность США своим союзникам. Она также подтвердит приверженность США НАТО и ООН, хотя администрация Д. Трампа считает, что реформы обеих организаций давно назрели. Кроме того, США не будут исключать сотрудничества со странами, которых они считают своими главными соперниками, включая Китай и Россию.

Стоит отметить, что в Стратегии национальной безопасности, одобренной президентом Бараком Обамой в 2015 году, особое внимание уделялось продвижению и защите демократии и прав человека. Новая Стратегия национальной безопасности Д. Трампа предполагает иной подход к этому вопросу. В документе отсутствуют формулировки, которые можно трактовать как навязывание американского образа жизни и навязывание демократии

Кроме того, Стратегия национальной безопасности 2015 года также призывала США противостоять неотложному кризису, связанному с климатическими изменениями». В новой Стратегии национальной безопасности, предлагаемой Трампу, этого нет. Изменение климата не отнесено к числу угроз национальной безопасности. Это вызвано решением Соединенных Штатов выйти из Парижского соглашения.

Отметим, что в Стратегии национальной безопасности США 2017 излагается и развивается президентская концепция принципиального реализма. Она реалистична, потому что в ней признается ведущая роль силы в международной политике, подтверждается, что сильные и суверенные государства являются основой миропорядка, и четко определяются национальные интересы США.Стратегия национальной безопасности США 2017 утверждает приверженности администрации Д. Трампа сохранить за США ведущей роли на международной арене.

Сравнительный анализ деятельности Совета национальной безопасности США и Совета Безопасности РФ позволяет выявить их особенности.

Задачами СНБ США являются:

  • — оценка целей, обязательств и рисков США в отношении их действительной и потенциальной военной мощи в интересах национальной безопасности;
  • — рассмотрение политики по вопросам общего интереса министерств и ведомств правительства, имеющих отношение к национальной безопасности;
  • — предоставление рекомендаций президенту США.

Совет Безопасности РФ создан на основании Конституции РФ и Закона РФ «О безопасности» в 1992 г. как конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку проектов решений Президента России. Задачи Совет Безопасности РФ значительно разнообразнее, так как он имеет более широкий круг компетенций.

Основной целью создания СНБ США было осуществление координации Госдепартамента и Министерства обороны, являющихся основными ведомствами в обеспечении национальной безопасности США. К членам СНБ США относятся: президент США (председатель СНБ США), вице-президент, госсекретарь, министр обороны, директор ЦРУ, председатель Комитета начальников штабов, помощник президента по экономической политике, постоянный представитель США при ООН. Важно подчеркнуть, что в настоящее время в состав СНБ США наряду с названными и некоторыми иными должностными лицами входит министр юстиции, являющийся Генеральным прокурором США.

Совет национальной безопасности США является частью исполнительного аппарата президента США, а Совет Безопасности РФ — межведомственным координирующим органом, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти России. Основной целью создания Совета Безопасности РФ было разделение ответственности за обеспечение национальной безопасности исполнительной и законодательной властями, а также равноправность всех руководителей государственных органов в отношении обеспечения национальной безопасности.

В США существует определенный механизм разработки и реализации решений по обеспечению национальной безопасности. Первым шагом в этом процессе является определение национальных интересов. В общем виде национальные интересы рассматриваются как «наиболее важные потребности и желания нации». На основе национальных интересов формируются национальные цели, которые определяют «намерения и задачи государства». Достижение национальных целей обеспечивается национальной стратегией — высший уровень деятельности государства в области политики с использованием всех источников силы (политической, экономической, национально-психологической и военной). Разработка военной стратегии, а также предложений по определению национальных интересов и национальных целей США на текущий период являются прерогативой СНБ США. Окончательное решение по выбору из множества альтернатив принадлежит президенту США.

Исходя из принятой президентом национальной стратегии, СНБ США с привлечением разных экспертов разрабатываются цели в сфере национальной безопасности. Эти цели определяют фундаментальные принципы и интересы, которые США необходимо обеспечить или защитить перед лицом вызовов, опасностей и угроз во внешне- и внутриполитическом плане. На основе Стратегии национальной безопасности принимается Военная стратегия, разрабатываемая Комитетом начальников штабов США.

В отличие от Стратегии национальной безопасности РФ в Стратегии национальной безопасности США содержатся разделы, посвященные отдельным регионам мира, для которых рассматриваются потенциальные вызовы и угрозы. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечаются лишь угрозы, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов РФ и пути их предотвращения.

Угрозы США, определяемые с учетом долгосрочных интересов США, имеют преимущественно внешний характер (локальные и региональные угрозы, транснациональные, распространение опасных технологий, деятельность разведывательных служб и др.). Однако после террористических актов 11 сентября 2001 г., совершенных членами организации «Аль-Каида» и унесших жизнь 2977 человек, было создано Управление внутренней безопасности, входящее в разведывательное сообщество.

США являются мировым лидером по навязыванию американских национальных интересов. В. И. Карпов подчеркивает, что Америка стремится сохранить свое лидерство как единственная сверхдержава мира, установить эффективные политико-экономические отношения с наиболее сильными государствами, создавать институты, содействующие экономическому сотрудничеству и решению проблем безопасности, поддерживать демократические процессы в мире в целях распространения американских идеалов.

В России продолжается процесс поиска своей «национальной идеи». Существуют аналитические организации, научно-исследовательские институты, как правило, осуществляющие отдельные исследования в сфере национальной безопасности.

Таким образом, Совет Безопасности РФ и СНБ США при общности решаемых проблем являются в значительной степени различными организационными структурами (по функциональному и организационному строению, по режимам деятельности). По кругу решаемых вопросов и по составу участников заседаний СНБ США и Совет Безопасности РФ принципиально отличаются в сторону большего круга вопросов и большей профильности участников заседаний последнего. СНБ США является консультативным органом, разрабатывающим альтернативные варианты решений и альтернативные документы; решения принимает единолично президент США. В России решения Совета Безопасности в виде рекомендаций Президенту РФ принимаются на заседаниях Совета Безопасности его постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после их утверждения Председателем Совета Безопасности РФ (Президентом РФ).

Выводы:

Концепция системы обеспечения национальной безопасности США уже достаточно долгое время успешно функционирует, на протяжении нескольких периодов она довольно кардинально изменялась в зависимости от экономической и политической обстановки в мире, а так же международных событий, которые влияли не нее. Оставались и постоянные задачи, которые были возложены на СНБ США, такие как противодействие деятельности террористических группировок, распространению ОМУ, а так же тесное сотрудничество со странами-союзниками, в особенности, с членами НАТО.

Что касается современной Стратегии, Стоит сказать, что на поиск компромиссов новая Стратегия национальной безопасности США 2017 не тянет, поскольку выстроена она главным образом через призму обеспечения американских интересов путем силового, экономического и пропагандистского давления на остальных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: