Логическая структура микроэкономики как учебного курса отображает логику предмета изучения - механизма рыночного ценообразования. Число факторов, определяющих цену блага и объем продаж на конкретном рынке, огромно. К ним относятся, такие как технология производства и вкусы потребителей, погодные условия и политический климат в стране, налоговая политика властей и обменный курс национальной валюты. Практически любое социально-экономическое событие в той или иной мере отражается на конъюнктуре рынка, а следовательно, и на цене. Однако каждый из множества ценообразующих факторов воздействует на цену либо через спрос, либо через предложение. Поэтому спрос и предложение выступают в качестве двух агрегированных факторов, определяющих конкретное значение цены. В то же время для анализа процесса формирования цены и ее роли необходимо выяснять, что стоит за каждым из этих феноменов рынка. Схематически процесс рыночного ценообразования представлен на рис. 1.3.
Рис.1.3. Схема рыночного ценообразования
Предлагаемый производителями по той или иной цене объем благ определяется целями фирмы и затратами производства. Последние зависят от технологии изготовления продукции и цен факторов производства, а выбор технологии предопределяется количеством и качеством наличных факторов производства.
Спрос на каждое благо определяется в результате составления планов потребления индивидами, стремящимися при заданных средствах максимально удовлетворить свои потребности. Ассортимент и объем благ в индивидуальных планах потребления зависят, с одной стороны, от полезности благ, с другой - от бюджета потребителя. Обладает ли конкретное благо со своими физическими свойствами полезностью, зависит от потребностей (вкусов) индивида. Второй фактор, - бюджет - формируется из текущего дохода и фонда сбережений, образовавшегося из не потребленной части предыдущих доходов.
|
Кроме перечисленных прямых связей, направленных от ценообразующих факторов к цене, существуют обратные связи - от цены к факторам, ее определяющим. Не только планы потребления индивидов определяют цены, но и цены благ учитываются при составлении этих планов. Аналогично обстоит дело и с технологией. Воздействуя через затраты и объем предложения на цену, технология сама зависит от цены реализации производимой продукции.
Особую роль в процессе ценообразования играют текущие доходы участников производства. Со стороны домашних хозяйств они определяют спрос на блага и предложение капитала, поскольку распределяются между текущим потреблением и сбережением. В то же время для фирм доходы участников производства являются затратами и в этом качестве определяют предложение благ на рынке.
Какая цена сложится на рынке при заданных перечисленными факторами предложении и спросе, зависит также от конкретных условий торга, т.е. от типа рынка, на котором встречаются продавцы и покупатели.
В данном учебнике изложение материала представлено следующим образом.
В главе 2 последовательно рассмотрены процессы, представленные в левой части рис. 1.3: выбор технологии при заданных ценах и объемах факторов производства, формирование затрат на производство блага и определение объемов его предложения. Глава 3 посвящена анализу узлов, расположенных в правой части рис. 1.3; здесь приведено построение моделей поведения потребителя, формирующего при заданных ценах спрос в соответствии с его бюджетом и предпочтениями. В главе 4 объединены результаты анализа, представленного в двух предыдущих главах для того чтобы проследить, как возникающая в ходе взаимодействия спроса и предложения цена равновесия согласовывает планы множества производителей и потребителей и каковы последствия государственного вмешательства в этот процесс. В главах 5 и 6рассмотрены особенности ценообразования при различных типах рынков, а в главе 7 - специфика формирования цен факторов производства и роль этих цен в образовании индивидуальных доходов.
|
В главах 2 - 7, последовательность изложения материала в которых представлены на схеме на рис. 1.3, описан процесс установления рыночной цены одного из множества товаров. При этом в соответствии с методом частичного анализа сделано предположение, что цены всех других товаров заданы и неизменны. В главе 8 приведен общий анализ взаимодействия всех рынков и условий достижения совместного равновесия на каждом из них. В главе 9 рассмотрено, почему и как государство может способствовать оптимальному использованию производственного потенциала национального хозяйства. Применение микроэкономических инструментов анализа для исследования влияния внешней торговли на национальную экономику описано в главе 10.
Краткие выводы
Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования - процесс рыночного ценообразования и его роль в национальном хозяйстве.
|
Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство.
Основным методом экономического анализа является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельных экономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, а результаты их совокупного взаимодействия - с помощью равновесных моделей. По степени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного и общего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами - статические, сравнительной статики и динамические.
Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия.
В преподавании современной экономической теории наряду с вербальным изложением предмета широко используют математические методы анализа и графическое представление экономических явлений, что обеспечивает плодотворное сочетание глубины и доступности при изучении материала.
Учебный курс «Микроэкономика» не охватывает все микроэкономические проблемы. Их изучение продолжается в курсах «Организация отраслевых рынков», «Менеджмент», «Теория корпоративных финансов».