ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ




УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ РУССКОГО ГЛАГОЛА

 

Русский глагол - самая сложная часть речи. обозначает действия, процессы и состояния. может быть любым членом предложения.

1. самое большое количество форм,

2. образование глагольных форм имеет большое количество отклонений

3. глагол - это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство. Глагол занимает особое, привилегированное место в морфологической системе языка. Это организующий элемент предложения и текста. Обозначает активные действия (бить, мыть), состояние (гордиться, горевать), качество (пахнуть, горчить, искриться), местоположение (находиться, пребывать), разного рода отношения (зависеть, чередовать)

 

характеризуют прежде всего повествовательный текст, подчеркивая его динамичность

 

Глагол связан со временем. Точкой отсчёта становится самый акт произнесения слов, или момент речи. Может стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени, например: Я говорил правду; Я буду говорить правду; Я говорю правду.

 

Другим ориентиром является оценка ситуации и действия как реального или нереального. Это выражается категорией наклонения. Глагол может иметь значение изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения. Первое характеризует действие и ситуацию в целом как имеющие место в реальности, значения двух других наклонений - как нереальные. ПРИМЕР: Я часто хожу в театр. Я ходил бы в театр, если бы имел больше свободного времени. Ходи в театр почаще!

 

Важным является то, как соотносится субъект действия с характером и степенью его участия в речевой ситуации. Категория лица глагола - одна из центральных категорий русского глагола. Может стоять в 1м, 2м и 3м лице.

 

Глагол имеет три особые неспрягаемые формы: инфинитив, причастие и деепричастие.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

 

Немалые трудности представляет выбор правильной личной формы глагола. Например: Завтра я обязательно *победю, то есть *побежду; Ты не бойся, я тебя *защитю. Научиться правильно употреблять личные формы русских глаголов, понимать и использовать различие смысловых оттенков дублетных форм - одна из задач человека, владеющего культурой родного языка.

 

Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста.

 

Самая распространенная ошибка при образовании глагольных форм связана с отсутствием у некоторых глаголов форм 1-го и/или 2-го лица. Не имеют форм 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Кроме того, безличные глаголы, т.е. глаголы, не способные обозначать действие субъекта (дождить, вечереть, рассветать и т.п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица).

 

Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет 2 формы настоящего времени - страдает и страждет, глагол внимать -внимает и внемлет. Употребление таких форм обусловлено речевой ситуацией, специфичностью значения каждой формы и жанрово-стилистическими особенностями речи. Умелое использование видовых значений в разных типах контекстов отражает языковое чутьё человека.

 

Затруднение при образовании личных форм глагола может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых глаголов (глядеть - гляжу, хотеть - хочет, течёт - текут). В основном чередования в русском языке имеют нерегулярный характер, поэтому нормативные формы таких глаголов нужно запомнить, а при необходимости обратиться к словарям и справочникам.

 

Выбор необходимой и приемлемой формы обеспечит точность выраженной мысли и эффективность общения.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Традиционно причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола. По залогу они бывают ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ, а по времени – НАСТоящего и ПРОШедшего времени.

 

Грамматические ограничения, важные для образования причастий, отражены в таблице:

Признаки глагола Действительное причастие Страдател ьное причастие
настоящего времени прошедшего времени настоящего времени прошедшего времени
Вид Несов. Сов. и несов. Несов. Сов. (несов.)
Переходность Перех. и неперех. Перех. и неперех. Перех. Перех.
Суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- -ш-; -вш- -ом-/-ем-/-им- -нн-; -енн-; -т-

Кроме трудностей, связанных с грамматическими особенностями причастий, могут возникнуть вопросы о месте ударения. Например, варящий (от варить), судящий (от судить); краткие причастия: занят, занята, занято, заняты; понят, понята, понято, поняты.

 

В современной речи мы нередко сталкиваемся с неправильным образованием причастных форм. "Все, купящие три банки кофе в нашем магазине, четвёртую получат бесплатно" - подобные объявления встречаются не так уж и редко.

Объявление должно принять следующий вид: "Все, купившие три банки кофе в нашем магазине, четвёртую получают бесплатно!"

 

ДЕСТВИТЕЛЬНЫЕ настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суфикксов УЩ ЮЩ (от глаголов первого спряжения) и суффиксов АЩ ЯЩ (от глаголов второго спряжения) Примеры ТАЯТЬ- ТАЮЩИЙ, ЛЮБИТЬ-ЛЮБЯЩИЙ.

ДЕЙСВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ образуются от основ неопределенной формы глагола при помощи суф. ВШ к основе на гласную и суффикса Ш в основе на согласную. Пример: СМОТРЕТЬ- СМОТРЕВШИЙ, ВЫРАСТИ-ВЫРОСШИЙ.

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ образуются от основ настоящеого времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суф. ОМ ЕМ(от глаголов 1 спряжения) и суффикса ИМ (от глаголов 2 спряжения) Примеры: РЕШАЮТ-РЕШАЕМЫЙ, СЛЫШАТ-СЛЫШИМЫЙ

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ОБРАЗУЮТСЯ от основ неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -НН (после основ на А -Я),. суффикс ЕНН,(после основы не на А-Я) и суффикса Т. Примеры: ЗАСЕЯТЬ-ЗАСЕЯННЫЙ, УВИДЕТЬ-УВИДЕННЫЙ, РАЗВЕСИТЬ-РАЗВЕШЕННЫЙ, РАСКОЛОТЬ-РАСКОЛОТ.

ВЫВОД Эти суффиксы формообразующие и НЕ входят в основу слова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: