«Работать нельзя отказаться»
Действие первое:
Главный герой спектакля Саша (протагонист), как выпускник университета, являясь при этом человеком с ограниченными физ. возможностями, приходит решать вопрос о своём распределении.
Действие начинается с того, что наш герой уже непосредственно сидит в кабинете перед членами комиссии по распределению.
ЧК1: Так, … ИНВАЛИД. У нас ДЛЯ ВАС ТОЛЬКО ОДИН ВАРИАНТ – СВОБОДНЫЙ ДИПЛОМ.
Саша: (неуверенно) …Но.. я хочу первое рабочее место.
ЧК2: Молодой человек! (показывая на него со скрытой издевкой) Ну вы же понимаете…
Саша: (продолжая сомневаться) Я прекрасно понимаю, …что закон гарантирует мне первое рабочее место.
ЧК1: Посмотрите на себя, ВЫ– НЕПРОДУКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Кому ВЫ(!!!) нужны С ВАШИМИ ПРОБЛЕМАМИ!?
Саша: (совсем робея, но еще не теряя надежды на благосклонность комиссии) … И ч-что же мне делать?
ЧК2: У вас есть мама, папа. Они вас кормят, одевают. Сидели у них на шее… Вот и продолжайте Это же делать! Какая может быть речь о распределении?!
ЧК1: (поддерживая коллегу и подытоживая) Вот-вот! Все, молодой человек, - ОТКАЗАНО!
Члены комиссии встают со своих мест и уходят. Протагонист остается потрясенный и разочарованный на месте. Он произносит раздосадовано слова (дословно не помню) типа: «Как же быть…»
Действие второе:
Протагонист спектакля Саша встречает свою подругу Леру. Начинается это действие с того, что на сцену, где уже находится Саша, приходит и садится рядом с ним огорченная Лера.
Саша: Лера, что случилось?
Лера: (сначала склонив голову, позже подперев ее руками, обращается к другу) Ну что у тебя с распределением?...
Саша: У меня?! Первое рабочее место! J Шутка! … (немного приутихнув, с досадой) Свободный диплом.
Лера: ЧТО! L Мало того, что поступал по льготам, учился с поблажками… так еще и Свободный ДИПЛОМ тебе!! А Я… тут сушила МОЗГИ и в деревню еду…
Саша: …подожди, Лера.. А я тут при чем! (неуверенно).. я же не виноват… L
Лера: Все ВЫтакие …. ИНВАЛИДЫ!
(уходя) Все – ты мне больше недруг!
Сделав недовольный жест, Лера уходит прочь со сцены в гневе… Саша, совсем уже упавший духом, произносит: «Опять не угодил…»
Действие третье:
Главный герой Саша приходит на комиссию МРЕК для получения трудовых рекомендаций. Он уже сидит на сцене перед ними. В составе комиссии присутствует врач-инвалид.
Саша: Я бы хотел получить трудовые рекомендации. Я психолог по специальности.
МРЭК1: Так-с.. (смотря в поданные документы Саши, называя его ФИО) диагноз ДЦП… Х-м … Коллега, что Вы скажете?
МРЭК2: КАКИЕ трудовые рекомендации!? КАК ВЫсебе представляете это?
МРЭК1: КАК вы будете контактировать с людьми? КАК ВЫСМОЖЕТЕ посещать неблагополучные семьи?!
Саша: НО.. я хорошо общаюсь с людьми.
МРЭК1: (встает, обходит вокруг инвалида) КАК ВЫБУДЕТЕ добираться туда на костылях? L
Саша: (непонимая) Но я ведь…
МРЭК2: (обращаясь к врачу-инвалиду) Сергей Сергеевич! Ну скажите Вы ЕМУ!
МРЭК3(врач-инв.): Я сам инвалид. Нужно УЧИТЫВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ! (дальше продолжается кульминационная в спектакле, наполненная пафосным трагизмом речь Сергея Сергеевича J)
Саша: (уже немного соглашаясь с ними) …я хочу работать… (неуверенно)
МРЭК3 (врач-инв.): Люди будут вас плохо воспринимать. Сидите дома!
МРЭК1: У нас есть список профессий СПЕЦИАЛЬНО для инвалидов. Вот ознакомьтесь! Передает список инвалиду
Саша: ( берет список и зачитывает) Обувщик, садовод и т.д.
МРЭК2: Скажите спасибо, что даем вам работу!
Все замирают
МРЭК расходится, оставляя протагониста спектакля наедине с самим собой со списком в руке. Саша уже в опустошенном состоянии, произносит: «И ГДЕ справедливость… НА ЧТО надеется!» L
Действие четвертое:
Саша идет по сцене с бумагой в руке.
ПАПА: (удивленно) Саша?! Куда это ты?!
МАМА: Да, сын, куда ты собрался?
Саша: Да вот (показывая бумагу) …на работу
МАМА: Нет, ты что! Успокойся, Саша.
ПАПА: (забрав бумагу из рук) Опять ты ЗА СВОЕ? МЫже решили, что ТЫРАБОТАТЬ НЕ БУДЕШЬ.
МАМА: (успокаивая сына) Не волнуйся, мы будем заботиться о тебе. Работа – это еще не самое главное.(ласково) Мы же тебя любим. Пока мы живы, можешь быть спокоен!
Саша: Я ДОЛЖЕН работать!я ХОЧУ БЫТЬ КАК ВСЕ!!!
ПАПА: (негодуя) ПОСМОТРИ ПРАВДЕ в ГЛАЗА! Как тебя будут воспринимать другие люди*?! Как ты думаешь туда ДОБИРАТЬСЯ?!! ТЫже даже машину водить НЕ СМОЖЕШЬ?! Я тебя каждый день возить НЕ СОБИРАЮСЬ!
Саша: (пытаясь ответить) …Но… отец… Вы же не вечны!
Чем я отличаюсь от других?
ПАПА: А вот давай спросим? (осматриваясь по сторонам, поднимая руку, как будто подзывая) …Девушка! Извините, можно Вас на минуточку?
Подходит девушка. Папа Саши немного отведя ее в сторону, но и показывая, что обращается и к маме с сыном, спрашивает ее:
ПАПА: Вот… человек… ИНВАЛИД… плохо передвигается… хочет работать. Может ОН УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ?
ДЕВУШКА: Инвалид?! Нет, конечно!
ПАПА: Ну, видишь! (обращаясь к сыну). Я тебе говорил! Пошли домой! Пошли! (берет с мамой Сашу под руки).
МАМА: Да, Саша, идем лучше покушаем..
Саша: (чуть ли не в слезах) Можно… я побуду один?
ПАПА: Ладно (нехотя). Пусть остается…. Но только на пять минут!
Саша снова остается наедине с самим собой, СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ. Он громко задается тревожным вопросом, Который как ГРОМ средь ясного неба, передает его ВНУТРЕННЕЕ ОТЧАЯНИЕ: «КАК ЖИТЬ…?»