STUDYING OF CONDITIONS OF FORMATION OF YA-OBRAZA AT TEENAGE AGE




ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ Я-ОБРАЗА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Строева Ирина Анатольевна психолог студии психологической помощи

«ПОТЕНЦИАЛ-И» г. Михайловскск

stroeva.irina76@mail.ru

Строй Галина Владимировна кандидат психологических наук, доцент,

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

galina.stroi@mail.ru

Анализ теоретических подходов к исследованию Я-образа по­зволил интегрировать различные стороны ее изучения в отечественной пси­хологии, в которых Я-образ интерпретируется как система представлений субъекта о самом себе, система установок, направленных на самого себя, система различных механизмов, система осуществления множественных Я, обобщение результатов самореа­лизации. Было выявлено, что Я-образ личности ‒ это системное интегральное психическое образование, реализующееся в таких сферах, как когнитивная, эмоциональная, волевая, пове­денческая, аккумулирующих представления, знания субъекта о себе, личност­ные смысловые образования, переживания субъектом оценки и самооценки соб­ственных свойств и качеств, своих возможностей и ограничений, ценности, и проявляющихся в стратегии жизни.

Ключевые слова: самосознание личности, саморегуляции поведения, Я – концепция, личностные особенности подростка, самооценка, внутриличностные конфликты, формирование позитивного представления о себе.

STUDYING OF CONDITIONS OF FORMATION OF YA-OBRAZA AT TEENAGE AGE

Stroyeva Irina Anatolyevna is a psychologist of studio of psychological assistance

"POTENTSIAL-I" Mikhaylovsksk

stroeva.irina76@mail.ru

Stroi Galina Vladimirovna PhD of Psychology, associate Professor, North-Caucasian Federal University, Stavropol,

galina.stroi@mail.ru

The analysis of theoretical approaches to a research of the Ya-image pokzvolit to integrate various parties of her studying in a domestic psikhologiya in which the Ya-image is interpreted as system of representations of the subject about itself, system of the installations directed to themselves, system of various mechanisms, system of implementation multiple I, generalization of results of a samoreaklization. It has been revealed that the Ya-image of the personality ‒ this system integrated mental education which is implemented in such spheres as cognitive, emotional, strong-willed, povekdenchesky, the sobkstvennykh of the properties and qualities, the opportunities and restrictions accumulating representations, knowledge of the subject of themselves, lichnostkny semantic formations, experiences by the subject of an assessment and self-assessment, values, and shown in the strategy of life.

Keywords: consciousness of the personality, self-control of behavior, I am the concept, personal features of the teenager, a self-assessment, the intra personal conflicts, formation of positive idea of myself.

 

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе в последнее время, затрагивают практически все стороны процесса развития личности. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность. Общество выдвигает новые требования к современной личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость [5].

Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психолого-педагогическом и во многих других аспектах. Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психолого-педагогического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. В рамках педагогики и психологии самосознания проблемой выделения самоотношения личности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи Ананьев Б.Г., Бернс Р., Выготский Л.С., Гозман Л.Я., Дубровина И.В., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Пантелеев С.Р., Петровский А,В., С.Л. Рубинштейн, Сарджвеладзе Н.И., Столин В.В., Фельдштейн Д.И. и.т.д.

Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя [6].

Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и деликатный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием [1].

В комплексе проблем развития активности личности существенная роль принадлежит проблемам самосознания и саморегуляции поведения. Изучение самосознания в подростковом возрасте имеет также важное практическое значение, поскольку только с учетом психолого-педагогических знаний о его природе и содержании можно на научной основе организовать воспитание школьников в учебных заведениях и в семье. Поведение человека всегда так или иначе соотносится с его представлением о самом себе (образ «Я»), о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций образа «Я» представляет поэтому не только теоретический, по и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности [2].

Я – образ возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства и до глубокой старости. В связи с этим возникает необходимость в исследовании, направленном на изучение особенностей Я-образа или представлений человека о себе в зависимости от различных факторов, в частности от самооценки, так как она способствует дальнейшему становлению подростка и его адаптации в социуме [4].

Условием и средством формирования образа «Я» является самооценка, как особый психологический феномен. Анализ научной литературы (Бернс Р., Столин В.В., Чеснокова И.И. и др.) показал, что именно понятие «самооценка» отражает многообразные аспекты самопознания и самоотношения. При этом самооценка может функционировать на осознанном и неосознанном уровнях и представлять собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности [3].

В качестве испытуемых выступили подростки, в возрасте 12-15 лет, всего в эксперименте участвовало 75 человек. Для выявления содер­жания Я-образа, мы использовали следующие методы исследования: методика частного ролевого семантического дифференциала, методика измерения самооценки, методика диагностики межличностных отношений (ДМО), а также статистический метод качественной и количественной обработки данных.

Проведенное нами исследование, направленное на выявление влияния самооценки на формирование Я-образа (представлений человека о себе), позволяет сделать следующие выводы:

1. Самооценка оказывает влияние на формирование представлений подростков о себе:

- если подростки с низким и средним уровнем самооценки нуждаются в социальном одобрении и помощи со стороны других, стремятся к установлению дружеских связей с окружающими, к компромиссному поведению в социуме, что проявляется в представлениях о себе реальном и идеальном, то респонденты с высоким уровнем самооценки больше склонны к переоценке своих возможностей, независимости, уверенности в себе, соперничеству в отношениях с окружающими;

- подростки со средним уровнем самооценки адекватно оценивают себя реальных и идеальных, при этом просматривается позитивная динамика изменения в образе Я в будущем и проявляется положительное отношение к «Я» реальному;

2. В случае с низкой и высокой самооценкой проявляется механизм психологической защиты: испытуемые с низким уровнем самооценки стремятся сохранить позитивное представление о себя, преувеличивая свои силы и возможности, испытуемые с высоким уровнем самооценки преуменьшают их. За такой оценкой себя стоит неверие в собственные силы, которое может стать источником внутриличностных конфликтов.

3. Испытуемые подростки с высоким уровнем самооценки, положительно оценивая значимые для них образы «мама» и «папа», тем не менее, противопоставляют образ собственного «Я» им с целью сохранения своей индивидуальности, выделения собственного психолого-педагогического пространства.

4. Неадекватное представление подростков с низким и высоким уровнем самооценки о себе, внутренняя конфликтность в некоторой степени обусловлена проблематичными отношениями с родителями, в частности, с отцом.

5. Психокоррекционная программа, включающая проведение тренинговых занятий и ответов на анкету эффективности тренинга, несомненно, является фактором, влияющим на формирование позитивного самоотношения и изменение ролевых позиций поведения подростков в условиях воспитания детского лагеря.

Проведённое исследование позволило описать представления респондентов о себе в зависимости от уровня самооценки.

Так, образ «Я сам» в представлении респондентов с низким уровнем самооценки обладает такими свойствами, как средняя степень выраженности социально желательных качеств, средним уровнем адаптации, невысоким уровнем готовности к сотрудничеству, взаимодействию с другими, не проявляет непоследовательности в поведении, озабочен собственным поведением, не является эмоционально неуравновешенным, обладает низким уровнем самоконтроля, несколько зависим от других.

В представлениях исследуемых со средним уровнем самооценки образ «Я сам» обладает слабым самоконтролем и сознательностью, не приспособлен к социальной среде, пытается игнорировать социальные условности, но это не всегда получается, средняя степень независимости, готов к сотрудничеству, но не всегда проявляет гибкость в установлении контактов, не робкий и не инертный, импульсивный и поэтому уязвимый, бестактный, уверенный.

Образ собственного «Я» в представлении испытуемых с высоким уровнем самооценки отличается слабостью, отсутствием желания соответствовать социальным нормам, социальной неадаптированностью, готовностью к сотрудничеству, противоречивыми реакциями на воздействия окружающих, практичностью, отсутствием пассивности, небольшой неуверенностью.

Таким образом, процесс самоутверждения личности связан с ее стремлением к утвержде­нию своего уникального Я-образа, с ее познанием и переживанием, с поис­ком душевной гармонии, целостности, осмысленности; с отказом от психологических защит; с открытым общением; с реализацией своих основных за­датков способностей, потребностей, интересов, целей и с развитием деятельности, в которой разворачиваются потенциальные возможности субъекта на всем протяжении жизненного пути; с возникновением систем ценностей и идеалов, субъективно воспринимаемых как новое «Я» человека. Подростки стремятся к такому утверждению себя, но незнание путей такого утверждения приводит к неадекватным реакциям на внешние воздействия и, как следствие, к изменению самооценки, что, в свою очередь, влияет на формирование неадекватного представления о себе.

 

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. ‒ М.: Аспект Пресс, 2010. ‒ 163 с.

2. Агапов В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: МПСИ; ‒ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 224 с.

3. Берс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2011. – 424 с.

4. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. ‒ М., 2012. ‒ 179 с.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. ‒ М., 2008. ‒ 186 с.

6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 2009. ‒ 286 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: