Выполнил
Хаметов Дамир
Группа ТМ29-1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Характеристика профессии
1.2. Станочник – развивающаяся профессия
1.2. Практическая часть
3. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Хоть профессий на свете не счесть
Мы гордимся званием «СТАНОЧНИК».
В нем и сила, и доблесть, и честь.
Мы свой характер воспитаем
В общении со сталью,
Мы подчиним себе металл, и станет он деталью.
Ура, станочникам, виват!
За нами будущее, брат!
Освой профессию скорей,
На благо Родины своей.
У каждого времени свой технический уровень и соответственно свои востребованные профессии. Дефицит квалифицированных кадров, а при безработице он, как ни странно, существует, объясняется тем, что любому работодателю нужен уже знающий свое дело специалист: обучать человека, платя ему одновременно зарплату, невыгодно, тем более, что и отдача от него в это время минимальная. Поэтому так важно найти себя, найти именно ту профессию, которая интересна. Тогда сам человек, вникая в новое для него дело, становится специалистом такого уровня, который уже востребован. Сегодня рабочие профессии - уже не самые распространенные.
Век технического прогресса значительно снизил популярность профессии станочника, отдав первенство компьютерным технологиям. Однако, несмотря на это, промышленная сфера по-прежнему нуждается в квалифицированных специалистах, способных создать индивидуальную деталь для различного оборудования. Используя токарные, фрезерные, сверлильные или шлифовальные станки, мастер в ручном режиме следит за соблюдением всех параметров изделия и гарантирует его высокое качество.
Тема учебного проекта
«Моя будущая профессия – станочник…».
Актуальность темы:
Тема актуальна была всегда, но особенно актуальна сегодня вследствие нехватки рабочих кадров на предприятиях города и не популярности рабочей профессии среди выпускников школ. Имеет смысл задать вопрос: «А будут ли востребованы выпускники техникума по профессии станочник на заводах города?»
Цель:
Провести анализ профессиональной деятельности станочника и изучить потребность предприятий города в выпускниках по профессии «Станочник».
Задачи:
1. Охарактеризовать профессию станочника через обзор литературы по теме проекта и профессиональные стандарты по профилю металлообработки.
2. Осуществить исторический экскурс по развитию профессии «Станочник (металлообработка)».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Станочник широкого профиля - рабочий, выполняющий обработку деталей из металла, дерева и других твердых материалов на токарных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных и др. станках.
История профессии станочника начинается в 17-18 веках, поскольку уже тогда токарное дело понимали весьма широко. Оно включало в себя, помимо точения, еще и гравирование, фрезерование, строгание. Такие мастера были хорошо знакомы с основами механики, математики и других наук.
Каждый шаг для современного человека связан с машинами. Они многократно увеличили наши возможности. Но любая машина придумана, сконструирована и построена человеком.
Научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, как известно, невозможен без развитого передового машиностроения, ибо предприятия машиностроения производят и орудия труда (станки, оборудование, приборы), и гигантскую номенклатуру всевозможных изделий.
На каждом машиностроительном предприятии есть множество разнообразных профессий и специальностей. Но есть среди них такие, без которых не обойдется, ни один завод. Эти профессии называются сквозными. К ним относятся станочные профессии – токарь, фрезеровщик, расточник, шлифовщик, сверловщик, строгальщик.
Профессия станочника широкого профиля объединила в себе весь комплекс трудовых функций этих профессий. Эта профессия обусловлена необходимостью изготовления различных деталей небольшими партиями.
Станочник широкого профиля работает на предприятиях машиностроения и металлообработки, в механических цехах, ремонтных службах.
Содержание труда
В обязанности станочника входят:
1. изготовление и обработка деталей (отрезка и разрезка заготовок, точение, фрезерование, строгание, сверление, нарезка резьбы) в соответствии с заданными параметрами;
2. проведение контроля за работой станка (выбор и заточка инструмента, устранение мелких неполадок во время работы);
3. переналаживание станка на изготовление другой продукции.
Таким образом, основная цель деятельности станочника широкого профиля – изготовление и обработка резанием деталей и изделий из твердых материалов.
Основной предмет труда – техника (обработка твердых материалов), сопутствующий – знаковая система (числа, чертежи).
В своей работе станочник широкого профиля использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (чертилка, гаечный ключ, молоток), механические (токарные, фрезерные, шлифовальные, строгальные станки) и контрольно-измерительные устройства (штангенциркуль, линейка) и приспособления (призма, кулачки). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – наглядно-образное, техническое мышление, пространственное воображение, хорошие распределение и переключение внимания, зрительная память; координация и точность движений плечевого пояса и рук, а также органы чувств - зрение, осязание, слух.
Ответственность у станочника широкого профиля материальная – за сохранность оборудования и обрабатываемых изделий.
Станочник широкого профиля работает в усложненных (некомфортных) условиях - цехе, рабочая поза – стоя.
Психофизиологическую напряженность в работу станочника широкого профиля вносят следующие факторы:
1. физические нагрузки (при подъеме и переносе тяжестей на небольшое расстояние, усталость мышц рук, ног, спины);
2. неудобство от рабочей позы – стоя (длительное пребывание в одном положении);
3. наличие специфических и неблагоприятных условий труда (повышенный уровень шума, вибрация, вредные пары масел, металлическая пыль, возможные сквозняки);
4. необходимость работы в две смены.
Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста
1. физическая выносливость;
2. наглядно-образное, техническое мышление;
3. пространственное воображение;
4. способность к концентрации и распределению внимания в течение длительного времени;
5. развитая зрительно-двигательная координация движений.
6. объемный и линейный глазомер.
Профессионально–важные качества профессии "Станочник":
1. организованность, самодисциплина;
2. развитые волевые качества;
3. самостоятельность;
4. способность рационально действовать в экстремальных ситуациях;
5. старательность, исполнительность;
6. контрастная чувствительность слуха;
7. мышечное–суставная чувствительность усилий или сопротивления;
8. острота зрения;
9. переносимость длительно действующего звукового раздражителя;
10. слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы);
11. хороший глазомер: линейный, угловой, объемный;
12. способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным, акустическим и кинестетическим признакам;
13. внимание к деталям;
14. концентрированность внимания;
15. помехоустойчивость внимания;
16. умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
17. предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
18. техническое мышление;
19. способность запоминать на длительный срок большие объемы информации;
20. память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);
21. хорошая координация движений обеих рук;
22. твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
23. навыки точной манипуляции и ловкость;
24. физическая подготовленность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности;
25. умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
26. способность переносить большие физические нагрузки;
27. навыки черчения;
28. склонность к конструированию и проектированию;
29. умение правильно и эффективно распределять время;
30. чувство симметрии.
Медицинские противопоказания:
Работа станочника широкого профиля не рекомендуется людям с заболеваниями:
1. сердечно-сосудистыми;
2. опорно-двигательного аппарата;
3. органов дыхания;
4. кожных покровов;
5. органов пищеварения;
6. слухового и зрительного анализаторов.
Необходимы знания в рамках школьной программы.
Таблица 1 - Основой профессии "Станочник" выступают знания
Школьные знания | Специальные знания |
геометрия алгебра (тригонометрия) физика черчение химия | специальные предметы материаловедение нормирование и технические измерения техническое черчение и инженерная графика оборудование и приспособления гидравлика механика электротехника |
Говорят, профессия станочника похожа на матрешку. Под названием «Станочник в металлообработке» скрываются на самом деле две профессии: «Станочник широкого профиля» и «Оператор станков с ЧПУ» (с числовым программным управлением). В каждую из них вложены еще по четыре самых массовых профессии металлообработки: токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик.