Методика Павла Тюленева
Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР).
МИРР - это система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития ребенка.
По мнению П. Тюленева, малышу, начиная с рождения, нужно создать развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни. Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным".
Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:
- освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,
- окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;
- окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет...
В подходе П. Тюленева
- ранние развитие - возраст от 0 до 1,5 лет,
- среднее раннее развитие - возраст с 1,5 до 2,
- позднее раннее развитие - возраст с 2 до 3 лет.
Дети старше трех лет, если они ещё не готовы к школе, представляются ему педагогически запущенными.
В качестве обучающего материала Тюленев предлагает использовать специальную азбуку МИРР, а также созданные им различные обучающие игры и пособия.
Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам.
Такое обучение включает:
- печатание на машинке,
- показ карточек с буквами, нотами (с рождения),
- ознакомление с "опорными образами" - изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев),
- игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д..
Тюленев полагает, что при строгом соблюдении рекомендаций МИРР реально ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз.
Основные принципы системы П.В. Тюленева
П.В. Тюленев выделяет три способа получить максимальную пользу от родительского общения с ребенком.
Способ 1. " Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.
Способ 2."Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего нужно ценить время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями, так чтобы даже в отсутствии взрослых ребенок, открыв глаза, сразу видел что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус...
Способ 3."Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Взрослому необходимо ценить и свое собственное время - ведь для малыша он в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча со взрослым станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия.
Краткое изложение рекомендаций системы МИРР
1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.
2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.
Обязательные компоненты методики
1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.
2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».
3. Правила развивающего общения с ребенком.
4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.
5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.
Рекомендации
1) Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.
2) Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.
3) Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.
4) Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.
5) После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.
6) Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик.
7) Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.
8) Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.
9) В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу.
10) Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор.
В системе МИРР безопасность интеллектуального развития - на первом месте.
Все, что мешает ребенку, должно быть исключено:
1. Категорически запрещается просмотр по телевизору рекламы и передач, пробуждающих у ребенка сильные эмоции, по крайней мере, часов до 15-ти - 16-ти.
2. Категорически запрещено включать музыку до обеда.
3. Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)