Вопросы к итоговому занятию № 1
Для студентов II курса стоматологического факультета
1. Предмет и задачи патофизиологии, взаимосвязь с другими медицинскими дисциплинами, значение ее для клинической и профилактической медицины.
2. Основные этапы развития патофизиологии. Гуморальная и солидарная теории патологии; ятрофизическое и ятрохимическое направление в медицине. Клеточная патология Вирхова, ее положительное и отрицательное влияние на развитие медицины.
3. Общее учение о болезни. Понятие “здоровье” и “болезнь”. Этапы развития представлений о сущности болезни (Гиппократ, Демокрит, Г. Селье, В.В. Пашутин, И.В. Павлов).
4. Периоды и исходы болезни; основные принципы классификации болезней. Ятрогения. Патогенное и лечебное воздействие слова.
5. Терминальные состояния. Смерть клиническая и биологическая. Основные принципы и методы оживления. Достижения отечественной науки в борьбе с терминальными состояниями.
6. Материалистическое понимание роли этиологического фактора и условий возникновения болезней. Классификация этиологических факторов.
7. Понятие о патогенезе. Диалектико-материалистическое понимание роли местного и общего в патогенезе. Главное звено и порочные круги в патогенезе болезней: причинно-следственные отношения в патологии.
8. Саногенез. Защитные и компенсаторные функции организма и их роль в механизмах выздоровления. Роль нервной, эндокринной, иммунной систем в выздоровлении.
9. Кинетозы, определение, причины их вызывающие. Ускорение, перегрузки, невесомость, расстройства при них. Расстройства в организме, связанные с полетом в космос.
10. Патологические процессы, связанные с механическими факторами - растяжение, разрыв, синдром длительного раздавливания, их патогенез.
11. Патогенное действие повышенной температуры внешней среды на организм. Патогенез теплового и солнечного удара.
12. Ожоги и ожоговая болезнь, стадии, патогенез.
13. Патогенное действие на организм низкой температуры, общее охлаждение, отморожение, простудные заболевания. Применение гипотермии и гибернации с лечебной целью.
14. Повреждающее действие ионизирующих излучений. Лучевая болезнь: ее классификация, патогенез, стадии развития, отдаленные последствия.
15. Патогенное действие лучистой энергии на организм (инфракрасные, ультрафиолетовые лучи, лучи лазера). Основные клинические проявления.
16. Действие на организм пониженного барометрического давления. Горная и высотная болезнь, стадии развития. Принципы профилактики и оказания первой помощи.
17. Патогенное действие повышенного барометрического давления. Патогенез кессонной болезни. Принципы профилактики и терапии.
18. Патогенез действия на организм электрического тока. Механизм нарушения функции организма и причина смерти от электротравмы. Первая помощь при электротравме.
19. Повреждение клетки, причины, виды, стадии (паранекроз, некробиоз). Специфические и неспецифические формы повреждения. Апоптоз, его значение в норме и патологии.
20. Общие механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран и ферментов клетки, значение перекисного окисления липидов. Значение дисбаланса ионов натрия, калия, кальция и жидкости в механизмах повреждения клетки.
21. Определение понятия гипоксии. Принципы классификации и типы гипоксических состояний. Этиология и патогенез основных типов гипоксии.
22. Экстренные и долговременные адаптивные реакции при гипоксии, их механизмы.
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой профессор Еникеев Д.А. |
Вопросы к итоговому занятию № 2
для студентов II курса стоматологического факультета
- Роль наследственности в патологии, методы ее изучения. Сходство и различия приобретенных, врожденных, наследственных и семейных форм патологии. Их этиология.
- Генные и хромосомные болезни. Значение охраны окружающей среды. Возможные пути профилактики наследственных заболеваний.
- Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма на воздействие различных чрезвычайных раздражителей. Стадии и механизмы развития стресса, роль нервно-гормональных факторов. Основные проявления стресса.
- Определение понятия "конституция организма". Классификация конституционных типов. Влияние конституции на возникновение и развитие заболеваний. Особенности физиологических и патологических процессов у людей различных конституционных типов.
- Реактивность организма. Виды и механизмы реактивности. Формы реактивности.
- Резистентность организма – пассивная и активная, первичная и вторичная. Специфические и неспецифические факторы защиты. Взаимосвязь реактивности и резистентности.
- Иммунодефицитные состояния, их классификация. Первичные (наследственные и врожденные) иммунодефициты. Классификация, проявления и последствия.
- Вторичные (приобретенные) иммунодефициты и иммунодепрессивные состояния, их причины, принципы лечения. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Этиология, частота, патогенез, последствия.
- Аллергии, определение понятия и общая характеристика, актуальность. Экзо- и эндоаллергены, их виды. Классификация аллергических реакций (Р. Кук, А.Д. Адо, Джилл-Кумбс). Взаимоотношения аллергии и иммунитета.
- Аллергические реакции I типа (реагиновые). Стадии, медиаторы, механизмы их действия. Клинические проявления (анафилактический шок, атопические реакции).
- Аллергические реакции II типа (цитотоксические). Стадии, медиаторы, механизмы их действия, клинические проявления.
- Аллергические реакции III типа (иммунокомплексные). Стадии, медиаторы, механизмы их действия. Клинические проявления (сывороточная болезнь, феномен Артюса).
- Аллергические реакции IV типа (клеточно-опосредованные). Стадии, медиаторы, механизмы их действия. Значение аллергических реакций замедленного типа в проблеме пересадки органов и тканей.
- Шок, характеристика понятия. Сходство и различия разных видов шока. Стадии шока, основные структурные и функциональные нарушения на разных стадиях шока. Травматический шок, этиология и патогенез.
- Этиология и патогенез различных видов шока, их сходство и различия (септический, гемотрансфузионный, кардиогенный). Основные принципы профилактики и терапии.
- Шоковые реакции (коллапс, обморок). Определение, классификация, патогенез. Сходство и различия шока и коллапса.
- Кома, определение, классификация, стадии или степени: неврологическая первичная кома, принципы терапии.
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой профессор Еникеев Д.А. |
Вопросы к итоговому занятию № 3