ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.




Вариативность образования - одно из ключевых направлений в философии релятивизма, раскрывающих смыслы, цели и ценности современного образования.

Сущность понятия «вариативность» целесообразно представить совокупностью таких понятий, как «вариант» - видоизменение, разновидность, разночтение, «вариативный» - представленный несколькими вариантами, состоящий из вариантов [Ожегов, 1997, с. 68-69].

Анализ данных понятий позволяют выделить следующие сущностные позиции в трактовке понятия «вариативность»:

- множественность как количественная характеристика понятия (много) и как качественная характеристика понятия (наличие разных точек зрения, разнообразие, следовательно, «не похожесть», «индивидуальность», «уникальность»);

- динамичность как процессная характеристика понятия.

Значимыми становятся главные принципы вариативности:

✓ становления, утверждающие, что главная форма бытия - не ставшее, а становящееся, не покой, а движение, не завершенные, а переходные образования;

✓ диалогичности, означающей, что бытие формируется и узнается лишь в ходе диалога, коммуникативного, доброжелательного взаимодействия субъектов;

✓ свободы - как самопереживания каких-то личных ориентиров в некотором неосвоенном пространстве смыслов, где культура и язык оставляют человеку «духовные лакуны», к которым можно обратиться, куда можно «спрятаться», чтобы самостоятельно осмыслить то, что происходит.

Ю.В. Чайковский и О.В. Морева утверждают, что разнообразие - не хаос и не порядок, это самостоятельная категория, которая имеет свои собственные законы.

О.Л. Подлиняев: сегодня существуют три подхода к становлению личности, принципиально различающиеся между собой:

1) социодинамический (основывается на положении о том, что развитие личности происходит исключительно за счет внешнего мира, куда входят обучение и воспитание, ориентированные на формирование «извне»);

2) психодинамический (опирается на положение, что развитие личности определяется биологическими и бессознательными тенденциями, в том числе прошлым опытом, который был вытеснен за пределы сознания); 3) гуманистический (становление личности определяется самой личностью, и сам человек является творцом собственной жизни).

1.16.ЗНАНИЕВЫЙ ПОДХОД УСТУПАЕТ МЕСТО КОМПЕТЕНТНОСТНОМУ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ ПОДХОДАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В знаниевом вариативном подходе обучающемуся предоставляется возможность изучать некоторый объем заранее отобранного и структурированного содержания. Например, элективные курсы выбираются учеником в соответствии с личностными предпочтениями и менять предлагаемое содержание они практически не могут. Такая вариативность является «внешней» по отношению к студенту (школьнику), а способ описания вариативного содержания получил название нормативного. Данная вариативностьсоотносится с требованиями к объему и качеству изложенной педагогом информации, с формируемыми у обучающихся умениями и навыками действия с усвоенной информацией. Этот способ в настоящее время является доминирующим, так как в современном образовании, по мнению ученых, доминирует знаниевый подход.

В компетентностном подходе инвариантным компонентом содержания образования являются элементы среды, обеспечивающие формирование и развитие компетенций учеников в ходе разрешения ситуаций. Вариативным элементом содержания образования в данном случае выступают способы создания ситуаций, учитывающие субъектный опыт участников и способы разрешения ситуации (знания, умения, отношения). Основная функция компетентностного вариативного содержания образования - придание образованию личностного смысла, переход обучения в самообучение. Для описания такого содержания образования фиксируются границы, «внутри» которых разворачивается вариативное содержание и результат, к которому должен прийти ученик. Такими границами в компетентностном подходе являются ключевые компетенции, которые могут быть сформированы на любом предметном содержании и практико-ориентированных ситуациях.

В деятельностном подходе инвариантным компонентам содержания образования являются универсальные познавательные, умственные, практические действия, а вариативным - содержание, с помощью которого они могут быть сформированы.

В компетентностном и деятельностном подходах задано не само предметное содержание, внешнее по отношению к ученику, а новое, в сравнении со знаниевым подходом, качество образовательных результатов - личностные качества ученика, освоенные способы взаимодействия с миром в различных, а не только учебных ситуациях, в том числе, оперирование знаниями (получение, хранение, применение, поиск и создание новых), необходимыми для решения разнообразных проблем (познавательных, практических, личных, коммуникативных и др.).

Для реализации вариативного компетентного образования задаются определенные рамки:

1) содержательные (например, метапредметы «Знак», «Задача» и практикоориентированные ситуации); 2) деятельностные (формируемые умения и компетенции, возможные результаты применения знаний); 3) личностные (какие интересы и образовательные

запросы обучающихся могут быть удовлетворены данным содержанием, какие личностные качества могут быть развиты).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: