Методические рекомендации.




Обучение в основном по системе Джейкобсона +по Шультцу на поздних этапах.

1. Подготовительный: этап сосредоточения или фокусировки внимания на своих ощущениях (отвлечь от внешних раздражителей). Приемы могут быть ориентированы на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы,

Угнетение, например, слухового анализатора («эффект колыбельной песни») - голос ведущего, ритмические звуки (часы, метроном, шум леса, море – прибой, звук поезда, камин потрескивает, шум дождя, пение птиц, стихотворный текст). Голос ведущего: нужно управлять голосом, голос должен быть низким, т.е. используется регистр чуть ниже собственного регистра, чуть растянутое произношение, замедленный темп, необходимо расставлять голосовые акценты. Дается время, чтобы ощутить то, что говорится, т.е. делаются паузы, формулируется установка, можно использовать счет. Музыка должна быть фоновая, не привлекающая к себе особого внимания, не должна вызывать привычных ассоциаций, медленная, протяжная, без перерывов в звучании, д.б. приятной.

Воздействие на зрительный канал: классически проводится с закрытыми глазами, можно видеть что-то, представлять, можно внутренним взором рисовать волнистые линии, речку, обводить цифры, видеть часы, что-то представлять. Если с открытыми глазами – устремить взор в 1 точку и удерживать его, но долго так трудно – глаза закрываются сами собой. А можно взять серебристый шарик на ниточке и устремить взор на него. Можно смотреть на свечу. Можно комбинировать все приемы. «Я буду считать до 50. А вы смотрите на фонарь. И когда я скажу 50, ваши веки станут тяжелыми, ваши веки будут тяжелеть, ресницы будут слипаться и вы закроете их (при каждом счете закрывать и открывать глаза).

Угнетение тактильного анализатора: можно закрыть глаза и проводить легкий массаж, поглаживание рук, лица, кистей рук, плеч. Можно проводить точечные виды массажа (воздействие на аккупунктурные точки) между большим и указательным пальцем в ямке, под носом в серединке, где козелок, между бровями.

По времени этот этап не должен быть слишком длительным – 3-5-7 минут.

 

2. Этап мышечной релаксации по контрасту с напряжением различных групп мышц.

Приемы:

· сжатие руки в кулачок

· воспроизведение разных действий руками, кот. предполагают длительное действие: держим вазу, держим штангу, тянуться до чего-либо, коготочки у тигра

· приподнять ноги, вытянуть и носками обратить к себе. При этом напрягаются стопы, голени. Усиливать это напряжение, удерживать:

 

После каждого расслабления мы должны зафиксировать это состояние формулой мысленно повторяя ее 2 раза: Мышцы моей правой руки полностью расслаблены.

 

Надо уточнить, как расслабились руки или ноги, какую они ощущают свободу, покой: «Ваши ноги не ощущаются. Нет ни малейшего желания пошевелить ими».

 

· расслабление мышц брюшного пресса: с помощью дыхания, сделать глубокий вдох носом и почувствовать, как напряглись и стали тяжелыми стенки живота, затем выдохнуть, почувствовав, как расслабился живот, стал мягким – «шарик надуваем». Мышцы не напряжены, а расслаблены.

· Расслабление мышц шеи. Всем прижать затылок к верхней части спины, почувствовать напряжение в мышцах шеи, запомнить и зафиксировать это напряжение, этот дискомфорт, прочувствовать и легко опустив голову вниз ощутить приятное расслабление, покой. Можно слегка покачать головой, проверить свободу шейных мышц (если на стуле АТ).

 

Мышцы моей шеи полностью расслаблены (2 раза про себя).

 

Если на кресле: прижать подбородок к верхней части груди, прочувствовать это напряжение и затем легко откинуть голову назад. Зафиксировать формулой

 

3. Этап мышечной релаксации по контрасту с напряжением мышц лица и речевого аппарата – расслабление мимической мускулатуры.

Лоб, брови, веки – верхняя часть лица

Щечные мышцы, губы, нижняя челюсть, мягкое небо – нижняя часть лица.

Использование масок релаксации.

· Маска удивления – всем поднять брови и выразить на своем лице удивление, при этом появляются морщинки на лбу, напрягается лоб и верхняя часть лица. А теперь привести лицо в исходное положение, опустив брови, почувствовав расслабление мышц бровей и лба.

· Маска гнева – всем сдвинуть брови, нахмуриться и почувствовать раздражение, гнев, при этом сдвигаются брови, появляется морщинка между бровями. Теперь снять эту маску и развести брови, разгладить морщинку между бровями, сменить эту маску маской спокойствия, умиротворения, лоб становится гладким.

Упражнение для круговых мышц глаз: с силой зажмуриться, почувствовать напряжение в мышцах бровей, глаз, лба, а сейчас – расправляем веки, мышцы лба. Веки разглаживаются и несколько тяжелеют, становятся гладкими и ресницы склеиваются. Мышцы верхней части моего лица, глаз, бровей, лба расслаблены (формула 2 раза мысленно).

 

Нижняя часть лица – всем сжать губы, сцепить зубы, прижать язык к зубам, почувствовать сильное напряжение в мышцах губ, языка, нижней челюсти, продлить это состояние, еще больше усиливать это напряжение, чтобы уметь его снимать.

А теперь представить и развести свои губы в положение звука Ы, при этом губы расслабляются, а язык в положение слога ТЭ, это ощущение надо сохранить. Мышцы моих губ, языка, нижней челюсти полностью расслаблены, хочется проглотить слюну.

 

4. Использование различных типов дыхания с целью достижения более глубокой релаксации.

Тип утреннего дыхания (мобилизующий)

Тип вечернего дыхания (успокаивающий)

Фаза вдоха мобилизует, фаза выдоха успокаивает. Импульсы, исходящие из дыхательного центра, влияют на состояние нервной и мышечной системы.

Утренний тип – дыхание с паузой после медленного вдоха и короткого выдоха (утреннее потягивание) 2-вдох, 1-выдох.

Вечерний тип – после короткого достаточно глубокого вдоха следует растянутый удлиненный выдох, а затем пауза. 1-вдох, 2-выдох.

Во время дыхательных упражнений рекомендуется пользоваться диафрагмальным дыханием. При этом типе дыхания происходит массаж органов брюшной полости и тренировка этих органов.

«Мое дыхание светлое, глубокое. Почувствуйте, как легко стремится воздух по дыхательным путям. Вдох приносит ощущение свежести, выдох – тепла и покоя.»

 

5. Введение суггестивной речевой формулы покоя для фиксации состояния релаксации.

Применяется расширенная формула покоя. Углубляется состояние релаксации, зафиксировать саногенный фон. Дать установку на расширенную формулу покоя, которую надо повторять 2 раза. «Я успокаиваюсь. Мышцы рук, ног, тела расслаблены. Дыхание ровное, спокойное, глубокое, сердце бьется спокойно и ритмично. Мышцы рук и ног расслаблены. Мышцы лица и речевого аппарата полностью расслаблены. Я успокаиваюсь больше и больше. Я спокоен, я совершенно спокоен.

 

Можно использовать в качестве фона музыки. Нет ни единой паузы в музыке, звуки расплывчатые, голос и интонация должны быть комфортны, с большим количеством пауз, с определенным ритмом, можно переходить на шепотную речь.

 

6. Введение ряда суггестивных формул с целью достижения саногенных комфортных для пациента психических состояний.

Целью является подготовка к проведению речевых тренировок. Необходимо поддерживать умение управлять своей речью, успешность своей речи.

 

Сытин Г.Н. «Животворящая сила».- М., 1991.

 

Сытин выстраивает свои приемы на основе симптомокомплекса заикания (страх). Он говорит от лица пациента, ощущая себя на его месте: «Меня ничем не возьмешь, меня ничем не запугаешь. Я всегда могу соразмерить свое речевое усилие и уменьшить его раз в десять. Если трудная обстановка я могу еще больше уменьшить свое речевое усилие. Отсюда и исходит моя уверенность в том, что я могу говорить свободно и легко. Я могу получить любой запас надежности и прочности и потому меня ничем не запугаешь. Но я все равно продолжаю учиться владеть мышечным напряжением в разных ситуациях, я беспредельно убежден, что могу сказать легко. Другие люди в трудных ситуациях могут тоже начать заикаться, так как они не умеют соразмерить свои усилия. Значит, я уверен, у меня хорошая речь, так как я умею ей управлять и меня слушают с удовольствием другие люди. Всегда могу сказать легко, легко, я все могу, потому что я управляю собой. Я беспредельно управляю собой. Самые крепкие и здоровые нервы в области головы. Я абсолютно здоровый человек. Весь голосовой, речевой аппарат правильного строения, подвижность голосового аппарата абсолютно нормальная, я могу говорить и управлять собой. Я абсолютно здоровый человек. У меня сильная воля. Я могу управлять собой и всей деятельностью своего организма, в частности, я могу говорить с любой степенью речевого напряжения, с какой я хочу. Вот поэтому мои речевые возможности очень велики, я говорю так, как хочу. Я стараюсь усиленным образом преодолевать сомнения, что я не могу владеть собой. Я могу говорить и в полную силу голоса и абсолютно ленивыми губами. Головной мозг пропускает в речевые мышцы минимум возбуждения, что позволяет говорить и необходимо для свободного произношения. Поэтому я все больше расслабляюсь, во время речи мои язык и губы абсолютно расслаблены. Я стараюсь это твердо запомнить. У меня есть навык. И теперь я о речи, и о том, как мне надо сказать, я могу вообще не думать. Я же не думаю, как мне идти, а куда идти. И также и в речи: я думаю, что надо сказать, а не как сказать. Я твердо знаю, что мозг автоматически сделает так, чтобы сказать. Я и начинаю говорить абсолютно спокойно, ленивыми губами и ленивым языком. Начинаю говорить легко, когда меня зовут к телефону. В начале речи все мышцы языка и губ абсолютно расслаблены. Я знаю, что начну говорить легко.

 

Это записывается на кассету, многократно прослушивается.

 

7. Проведение функциональных речевых тренировок в процессе АТ.

Цель: вызвать новые речевые ощущения, особую форму речи на фоне полного расслабления как форму речевого поведения, интонационную форму, связанную со спокойствием, прямой коммуникативной направленности, речь для себя, речь, которая используется актерами на сцене в так называемом по Станиславскому малом кругу внимания, когда актер не видит своих партнеров, в условиях публичного одиночества. Включает в сферу внимания малый круг общения и большой круг общения (весь зрительный зал) по мере необходимости.

Для вызывания, воспроизведения и автоматизации этих навыков и для формирования устойчивых навыков психической, мышечной и речевой саморегуляции в соответствии с этапами речевой работы проводятся и все эти этапы АТ.

На более поздних этапах – самостоятельная речь, спонтанная, монологическая с помощью задач на воспроизведение какого-то визуального образа – что они чувствуют – могут рассказать.

 

8. Выход из состояния аутогенного погружения. Цель: снять просоночное состояние, выйти из него в бодрое состояние, сохраняя психофизическую готовность к говорению. Выход из АТ производится по определенным психотерапевтическим правилам, подобным выведению человека из гипнотических состояний, нельзя делать это сразу. Сначала человеку надо дать установку, подробно объяснить что за чем будет следовать. Счет является сигналом.

Сейчас мы будем выходить из состояния релаксации. Я буду считать. При счете раз появится легкое-легкое ощущения своего тела, вы почувствуете, как ваши руки и ноги оживают, при счете два вам захочется потянуться, открыть глаза, при счете три вы потянетесь, сделаете глубокий вдох и выдохните воздух, как при пробуждении и откроете глаза. Наступит пробуждение. Вы выйдете из состояния релаксации в хорошем настроении и сохраните его на весь сегодняшний день. После занятия вы будете молчать (соблюдать все правила речи во время разговора). А теперь я начинаю считать. Раз, появляется легкая напряженность в теле. Два, хочется потянуться, открыть глаза, три - делаем глубокий вдох и открываем глаза.

Можно давать зрительный образ, представить разбегающегося человека, убыстряя темп речи до 10.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: