В Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ (от 15 ноября 2011 г. № Пр-3400), важное внимание уделено вопросам обеспечения эффективного функционирования и развития РСЧС и определены основные задачи ее совершенствования:
- совершенствовать структуру РСЧС, повысить уровень готовности и эффективности деятельности ее территориальных и функциональных подсистем;
- провести работу по совершенствованию пунктов управления РСЧС, созданию и реконструкции центров управления в кризисных ситуациях;
- осуществить развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом всего спектра угроз различного характера путем улучшения ее организации, методологии, технического оснащения, автоматизации сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счет мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;
- обеспечить развитие системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера, в том числе общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
- завершить в установленные сроки создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте;
- завершить в установленные сроки создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации;
|
- совершенствовать требования промышленной безопасности, улучшить подготовку объектов экономики к функционированию в условиях угроз различного характера за счет повышения их физической устойчивости и (или) защищенности от воздействия поражающих факторов этих угроз;
- осуществить развитие сил, обеспечивающих безопасность населения и защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, оснастить эти силы современной техникой и техническими средствами;
- совершенствовать систему подготовки населения в области защиты населения от угроз различного характера, разработать и внедрить современные методики и технические средства обучения;
- осуществить развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в населенных пунктах, на критически важных объектах, оснастить ее новыми средствами пожаротушения и спасения людей и имущества, а также развивать добровольную пожарную охрану;
- разработать и реализовать меры по совершенствованию противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей, проведению работ по их оснащению средствами пожарной автоматики, созданию условий для эвакуации находящихся в них людей в случае возникновения пожара;
- провести работу по совершенствованию противопожарной пропаганды и информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, в том числе с активным использованием средств массовой информации;
- разработать и внедрить новые инновационные технологии в области обнаружения пожаров в начальной стадии их возникновения, обеспечения своевременного оповещения о пожарах;
|
- разработать эффективные средства пожаротушения высотных зданий, лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ, с использованием мобильных робототехнических комплексов и вертолетов с горизонтальной подачей огнетушащих веществ;
- провести исследования по совершенствованию существующих и разработке перспективных средств автоматического пожаротушения;
внедрить современные формы и методы обеспечения безопасности людей на водных объектах;
- провести совершенствование контрольной и надзорной деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, развитие их инфраструктуры;
- оснастить подразделения, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах, современными техническими средствами и новыми технологиями;
- совершенствовать работу по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения на водных объектах, в том числе с активным использованием средств массовой информации;
- осуществить развитие автоматизированной информационной системы Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ее совместимости с автоматизированной информационной управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
В целях интеграции РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ) принята концепция ее создания.
|
Создание и развитие РСГЗ до 2020 года осуществляется в три этапа.
На первом этапе (2011-2014 гг.) – утверждается Концепция. Разрабатываются и согласовываются проекты основных законодательных и нормативных правовых актов. После принятия Федерального закона «О гражданской защите» и издания постановления Правительства Российской Федерации «О создании РСГЗ» осуществляются организационные меры по созданию системы и её элементов.
На втором этапе (2015 -2017 гг.) – разрабатывается, согласовывается и представляется на принятие Федеральный конституционный закон «Кодекс гражданской защиты»; осуществляются меры по развитию РСГЗ.
На третьем этапе (2018 -2020 гг.) – разрабатывается нормативная правовая база по реализации основных положений «Кодекса гражданской защиты», создание системы первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, совершенствование сил РСГЗ, создание пунктов управления РСГЗ.
В целом образование РСГЗ позволит:
- создать, по возможности, единое нормативное, правовое и организационное поле по вопросам ГЗ на мирное и военное время на всей территории страны;
- создать единые органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время;
- объединить усилия федеральных и территориальных органов, сил и средств существующих РСЧС и ГО на решение совместных задач.
Состояние и развитие современной обстановки характеризуется:
- увеличением количества локальных военных конфликтов;
- разгулом международного терроризма;
- увеличением количества и масштабов последствий техногенных чрезвычайных ситуаций;
- расширением и усугублением экологических угроз.
Характер развития перечисленных чрезвычайных ситуаций и особенно их последствий становится сопоставимым с аналогичными показателями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций военного характера, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [34].
Результаты исследований Центра стратегических исследований МЧС, опыт проведения защитных мероприятий по повышению безопасности населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, материалы конференций и совещаний по решению данной проблемы показывают, что дальнейшее совершенствование РСЧС целесообразно проводить в следующих направлениях:
- разработка и внедрение единой законодательной и нормативно-правовой базы (в том числе и международной), конкретизирующей ответственность органов исполнительной власти всех уровней и исключающей дублирование их функций;
- создание единой автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС;
- дальнейшее совершенствование организационно-структурных формирований РСЧС на всех уровнях и оптимальное перераспределение их полномочий, финансовых возможностей и ответственности в сфере обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций;
- более полное обеспечение и повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и средств защиты от них на объектовом уровне;
- дальнейшее совершенствование и техническое обеспечение системы обучения и подготовки руководящих кадров, специализированных подразделений и населения;
- формирование унифицированного методического и программного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание глобальной системы предупреждения и борьбы со стихийными бедствиями.
Реализация перечисленных направлений развития РСЧС позволит создать единое нормативное, правовое, организационное и информационное пространство, что позволит обеспечить более качественную подготовку кадров и эффективное решение задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
[1] Автор главы к.т.н. В. Д. Порошин.