Этап. Актуализация знаний обучающихся.
Учитель поясняет термин "серебряный век", дает определение модернизма:
«Серебряный век » (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.
Поэзия «серебряного века» отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи.
Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту "быть в жизни только художниками". Творчество поэтов "серебряного века" определяет термин "модернизм".
Модернизм (от франц. "новейший", "современный") - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.
Течения модернизма:
- символизм
- акмеизм
- футуризм
этап. Первичное усвоение новых знаний
3.1 Учитель сообщает о том, что материал о литературных течениях подготовлен группами в рамках учебного проекта. На данном уроке группы представляют презентации "Символизм", "Акмеизм", "Футуризм". Изложение материала осуществляется в соответствии со следующим планом:
1. Определение течения
2. Краткая справка
3. Русские поэты - представители данного течения
4. Чтение стихотворения (или нескольких стихотворений)
5. Особенности течения
В это время будут работать эксперты, оценивая каждую презентацию по определенным критериям (приложение 3).
3.2. Группа 1 представляет презентацию литературного течения "Символизм".
Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2]; основным принципом символизмаявляется художественное выражение посредством символасущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.
Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".
Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского пан-эстетизма.
Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.
***
Мы - плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем.
Если сердце преданиям верно,
Утешаяся лаем, мы лаем.
Что в зверинце зловонно и скверно,
Мы забыли давно, мы не знаем.
К повторениям сердце привычно, -
Однозвучно и скучно кукуем.
Все в зверинце безлично, обычно.
Мы о воле давно не тоскуем.
Мы - плененные звери,
Голосим, как умеем.
Крепко заперты двери,
Мы открыть их не смеем. Ф. Сологуб
Особенности символизма:
- простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности;
- бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти;
- стремление к обобщению;
- яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора;
- поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма,
3.3 Группа 2 представляет презентацию литературного течения "Акмеизм".
Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.
Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).
Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет,
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:
Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф. Н. Гумилев
Особенности акмеизма:
- экзотические образы ("базальтовые скалы", "изысканный жираф", "тропический сад" и т.д.);
- жизнеутверждающее содержание;
- ясность формы;
- точность слова;
- обращение к материальному миру, к естественным предметам;
- использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовы.
3.4 Группа 3 представляет презентацию литературного течения "Футуризм".
Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию"произвольных и производных слов"[4]; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни"[5].
Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов.
Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Игорь Северянин
***
Слоны бились бивнями так,
Что казались белым камнем
Под рукой художника.
Олени заплетались рогами так,
Что, казалось, их соединял старинный брак
С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
Реки вливались в море так,
Что казалось: рука одного душит шею другого. В. Хлебников
Особенности футуризма:
- отказ от традиционной поэзии;
- словотворчество, создание неологизмов;
- изменение рифмы и ритма стихов;
- эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.