ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР
НА ПОГРАНИЧНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ПУНКТАХ И
ТАМОЖНЯХ
Учебное пособие
Москва 2018
УДК 619:614.31
ББК48
С32
Рецензенты: С.С. Козак, заведующий лабораторией ветеринарно - санитарной экспертизы мяса, рыбы и других пищевых продуктов ВНИИВСГЭ, доктор биологических наук, профессор;
Л.Б. Леонтьев,доктор биологических наук, профессор кафедры морфологии и ветеринарии Российского государственного аграрного университета имени
К.А. Тимирязева (РГАУ-МСХА);
Серегин И.Г., Дюльгер Г.П., Табаков Г.П.
Государственный ветеринарный надзор на пограничных контрольных пунктах и таможнях
Учебное пособие.- М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочими программами по дисциплине «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и государственному ветеринарному надзору, для подготовки бакалавров по направлению – 36.03.01 - Ветеринарно-санитарная экспертиза; для студентов специальности; 36.05.01 - Ветеринария; и магистров направления 36.04.01 - Ветеринарно-санитарная экспертиза.
Цель настоящего учебного пособия помочь студентам, бакалаврам и магистрам факультета зоотехнии и биологии, ознакомиться с принципами работы ветеринарных специалистов органов Россельхознадзора и Госветслужбы субъектов Российской Федерации на пограничных контрольных ветеринарных пунктах, транспортных ветеринарных участков и таможнях, при осуществлении торговых сделок между Российской Федерацией и другими странами ближнего и дальнего зарубежья.
Материалы учебного пособия помогут обучающимся самостоятельно изучить ветеринарно-санитарные требования при импорте-экспорте грузов, поднадзорных Госветслужбой, а также овладеть знаниями по их контролю с целью не допущения заноса возбудителей заразных болезней и ядовитых веществ на территорию нашей страны.
ISBN 978-589168-181-1
ВВЕДЕНИЕ
Импортные продовольственные товары в нашей стране в настоящее время составляют большую часть всего объема потребляемых населением продуктов питания, кроме того, ввоз из стран дальнего и ближнего зарубежья мясного, рыбного и молочного сырья обеспечивает работу многих Российских перерабатывающих предприятий. Торговые отношения со странами-экспортерами сельскохозяйственных продовольственных товаров развиваются по определенным контрактам и правилам, с учетом требований обеих сторон. При подписании контрактов разрабатывается и согласовывается ряд документов, регламентирующих конкретные экспортно-импортные торговые отношения.
Органы Государственной ветеринарной службы осуществляют контроль за импортом и экспортом продовольственных товаров перевозимых под кодовыми обозначениями более 50 групп, несут ответственность за их доброкачественность и безопасность в эпидемическом, эпизоотическом и экологическом отношениях.
В Российской Федерации изначально были организованы 68 территориальных управлений Россельхознадзора, десятки пограничных контрольных ветеринарных пунктов (ПКВП), сотни железнодорожных и автомобильных постов, где ветеринарные специалисты решают задачи по предупреждению заноса в нашу страну возбудителей заразных болезней и поступления в регионы России недоброкачественной продукции, поднадзорной Госвстслужбой.
В связи с этим большое значение имеет таможенный контроль, в котором непосредственно принимают участие ветеринарные специалисты, обеспечивающие своевременную и квалифицированную проверку правильности оформления поднадзорных грузов и их соответствие требованиям отечественных нормативных документов.
Органы федеральной исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации и предприниматели могут закупать за рубежом и ввозить на территорию Российской Федерации животных, птицу, рыбу, продукцию животноводства, корма и готовые пищевые продукты только с разрешения Главного государственного инспектора России или его заместителей, которое является основным документом, необходимым для представления в органы таможенного контроля. Таможенное оформление продовольственных товаров, подлежащих контролю в сфере ветеринарии, осуществляется в соответствии со статьей 14 Закона РФ «О ветеринарии» (14.05.1995), статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании» (27.12.2002), статьей 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (08.12.2003) и статьями 13, 66, 158 «Таможенного кодекса Российской Федерации» и других подзаконных актов.
На основании закона Российской Федерации «О ветеринарии» к ввозу в Российскую Федерацию из зарубежных стран допускаются только здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные из благополучных по заразным болезням стран или отдельных их территорий, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.
Центральные органы федеральной исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право закупать за рубежом и ввозить в Российскую Федерацию животных, продукты животноводства, корма и ветеринарные препараты, отвечающие требованиям нормативных документов страны-экспортера и страны-импортера, что подтверждается разрешением Россельхознадзора, согласованным с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации или его заместителями при оформлении экспортно-импортных торговых мероприятий.
В последние годы погранветслужба столкнулась с большим количеством пользовательных и непродуктивных животных, поступающих из разных стран мира. В основном это племенной скот и убойные животные, а также собаки, кошки, домашняя птица, в том числе обезьяны, попугаи, другие экзотические животные и насекомые. Непрерывно проводятся с участием животных гастроли различных цирков и спортивных коллективов с выездом в зарубежные страны. Очень много перевозок домашних животных осуществляют туристы и бизнесмены. В последние годы сотни тысяч кошек, собак и отдельных видов экзотических животных ежегодно пересекают границы в аэропортах и в местах деятельности пограничных контрольных пунктов, где ветеринарные специалисты осуществляют необходимый госветконтроль.
Россия входит в международную организацию СИ'ГЕС. Ее представителями в этой организации являются специалисты Госкомэкологии России. Ветеринарные врачи погранветнадзора должны контролировать перевозку разных видов животных, пресекая попытки их незаконного ввоза и вывоза через российскую границу без документов СИТЕС. В связи с этим возросли требования к ветеринарным специалистам, работающим в системе Госветслужбы и органах Россельхознадзора. При таком контроле стали чаще выявляться ошибки при оформлении грузов, что приводит к простоям транспортных средств на ПКВП и таможнях. Это чаще всего происходит не только по вине ветеринарных специалистов, но и других служб. Органы погранветнадзора стараются выполнять свою работу на таможнях предельно объективно, исходя из возможностей создания благополучных условий для осуществления международной торговли сырьем и продукцией животного происхождения.
Однако сложившаяся в последние годы ситуация в области международной торговли животными и продовольственными товарами, когда в ряде стран регистрируют неблагополучие по ящуру, гриппу птиц и свиней, чумы животных и другим болезням, объективно ставит ряд проблем, требующих быстрого и квалифицированного решения со стороны работников Государственного ветеринарного надзора на пограничных и транспортных контрольных пунктах, чтобы защитить страну от заноса возбудителей заразных болезней, опасных в эпизоотическом и эпидемическом отношениях.
При высокой интенсивности международной торговли пограничная ветеринарная служба Российской Федерации хотя и находится в постоянном процессе реформирования и преобразования, все же работает на уровне международных принципов и норм, выполняя те же функции, что и соответствующие государственные структуры стран мирового сообщества. В основу ее положены регламенты и нормы Международного эпизоотического бюро и в первую очередь кодекса «Здоровье животных» (МЭБ), Кодекса Алиментариуса (ВОЗ) и др.
Специфика деятельности пограничной Госветслужбы заключается еще и в том, что свою работу успешно организуют, прежде всего, органы Россельхознадзора,которые координируют в тесной связи с Федеральной пограничной службой России, Федеральной таможенной службой России, Роспотребнадзором РФ и их органами на местах для обеспечения комплексной безопасности нашей страны.
Создалась необходимость специальной подготовки ветеринарных врачей по вопросам их деятельности на пограничных контрольных пунктах и таможнях, которые имеют существенные отличия от работы в производственных лабораториях ветсанэкспертизы на предприятиях и ГЛВСЭ рынков. Однако в учебной литературе или справочниках по организации и проведению Государственного ветеринарного ветнадзора при импорте-экспорте и таможенном контроле продовольственных товаров на границе и регионах страны до сих пор не издано, что и послужило основанием подготовки настоящего учебного пособия для обучения студентов и специалистов по вопросам импортно-экспортных торговых операций.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Положение о таможне. Таможня Российской Федерации (далее - таможня) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ) и непосредственным руководством территориальных таможенных Управлений Российской Федерации, которым непосредственно подчинены ПКВП и таможни. Решением ФТС России отдельные таможни могут быть подчинены не управлениям, а непосредственно ФТС России.
Территория региона деятельности (подведомственный регион) таможни определяется ФТС России. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации. Территория подведомственного региона таможни, непосредственно подчиненной Управлению, определяется по представлению, либо с учетом мнения территориального Управления. Управление вправе изменять подведомственный регион, непосредственно подчиненной таможни, в порядке, определяемом ФТС России.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен в нашей стране осуществляет ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация таможен, непосредственно подчиненных Управлению, осуществляются по представлению и с учетом мнения Управления Россельхознадзора.
В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты Российской, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.
Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, включая настоящее Положение, а таможни, непосредственно подчиненные Управлению, - еще и правовыми актами Управления Россельхознадзора.
Таможня решает возложенные на нее задачи, через непосредственно подчиненные таможенные посты, во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.
Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бланки, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, ведомственные штампы, текущие счета по Федеральному бюджету, суммы по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях.
Таможня финансируется за счет средств Федерального бюджета, а также иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации, источников.
Таможня является одним из правоохранительных органов Российской Федерации.
Таможня обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося Федеральной государственной собственностью.
Таможня с помощью специальных нормативных актов ФТС России может определять специфические особенности деятельности отдельных таможенных постов.
Основные задачи таможни. Согласно правовым актам на таможню возложено:
- непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона;
- осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
- реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу;
- обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации;
- применение в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности;
- обеспечение соблюдения в подведомственном регионе законодательства Российской Федерации, правовых документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле;
- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
- применение таможенно-тарифного и налогового механизмов в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, взимание таможенных платежей;
- осуществление в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации и своих полномочий валютного контроля;
- участие в ведении таможенной статистики;
- осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;
- руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов;
- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;
- кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных постов;
Основные функции таможни. Таможня, в соответствии с возложенными на нее задачами, выполняет следующие основные функции:
- претворяет в жизнь в поднадзорном регионе правовые, экономические и организационные механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации;
- подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона;
- выявляет наличие в поднадзорном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации, участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем;
- участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона;
- применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании;
- принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
- обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации;
- в части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры;
- контролирует создание и функционирование в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
- участвует в реализации программы создания на территории подведомственного региона таможенных складов и складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы; обеспечивает эффективное функционирование учрежденных вышестоящим таможенным органом таможенных складов и складов временного хранения;
- осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля;
- выполняет функции агента валютного контроля;
- взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля;
- осуществляет экспортный контроль в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации;
- осуществляет контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей);
- в пределах своей компетенции взаимодействует с другими таможенными органами Российской Федерации и организациями системы ФТС России;
- взаимодействует с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременного прохождения денежных средств;
- осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности банков и иных кредитных организаций в части, имеющей отношение к таможенному делу, представляет эти сведения вышестоящему таможенному органу;
- взаимодействует и обеспечивает взаимодействие нижестоящих таможенных постов с органами пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля на таможенной границе Российской Федерации;
- принимает в пределах своей компетенции решения по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определению и контролю таможенной стоимости товаров, определению их страны происхождения, контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов в принятии таких решений;
- осуществляет борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах их компетенции осуществляет дознание по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность;
- обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания;
- передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору;
- осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями;
- ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение;
- ведет производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
- участвует в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела, участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации таких мер;
- обобщает и анализирует способы совершения преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела, осуществляет оперативно - аналитический учет преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела;
- осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации;
- взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела;
- обращает к исполнению постановления таможни о наложении взысканий за нарушения таможенных правил самостоятельно либо через органы, организации и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством Российской Федерации, участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы;
- организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, расположенных в подведомственном регионе;
- вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов Российской Федерации;
- осуществляет работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров таможни и нижестоящих таможенных постов; формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности и проводит их обучение;
- разрабатывает и осуществляет мероприятия по формированию у сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов чувства патриотизма, верности Конституции Российской Федерации и служебному долгу, преданности таможенной службе, воспитанию высоких нравственных и моральнопсихологических качеств, повышению уровня общей и правовой культуры, поддержанию традиций таможенной службы;
- представляет в вышестоящий таможенный орган кандидатуры сотрудников к назначению на должность и освобождению от должности руководящих работников в случаях, предусмотренных настоящим Положением и специальными нормативными актами ФТС России;
- согласовывает назначение на должность и освобождение от должности сотрудников нижестоящих таможенных постов в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ФТС России;
- проводит аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов на соответствие занимаемой должности, при представлении сотрудников к назначению на должности руководящих работников, при представлении сотрудников к присвоению специальных званий;
- представляет в вышестоящий таможенный орган материалы к награждению сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации;
- приводит к присяге сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов;
- обеспечивает первичную профессиональную и физическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов;
- обеспечивает соблюдение режима секретности в таможне и на нижестоящих таможенных постах, подготавливает документы для оформления допуска должностных лиц таможни и нижестоящих таможенных постов к сведениям, составляющим государственную тайну; реализует меры по защите информации;
- создает необходимые условия труда для работников таможни и нижестоящих таможенных постов, а также обеспечивает правовую и социальную защищенность указанных работников;
- участвует в разработке и реализации программ и планов развития социальной базы таможенных органов;
- осуществляет мероприятия по охране труда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности на таможенных постах;
- обеспечивает и поддерживает приверженность сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов здоровому образу жизни;
- открывает текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях, перечень которых определяется ФТС России; по согласованию с ФТС России открывает счета таможни в банках и иных кредитных организациях, не включенных в указанный перечень;
- заключает договора с банками и иными кредитными организациями о ведении счетов таможни на основе типовых договоров, утверждаемых ФТС России;
- осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о финансовой и иной деятельности банков и иных кредитных организаций, в которых открыты или могут быть открыты счета таможенных органов; представляет указанную информацию вышестоящему таможенному органу;
- осуществляет планирование расходов на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов; представляет на утверждение в вышестоящий таможенный орган смету расходов по укрупненным статьям на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает правильное исполнение такой сметы и достоверную отчетность по ней;
- на основе утвержденной вышестоящим таможенным органом сметы расходов по укрупненным статьям утверждает смету расходов на содержание и развитие таможни, а также утверждает сметы расходов на содержание и развитие нижестоящих таможенных постов;
- осуществляет в пределах выделенных ассигнований и закрепленной доли поступлений в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации финансирование деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает рациональное и целевое расходование выделенных и закрепленных денежных средств;
- осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, представляет в вышестоящий таможенный орган бухгалтерский отчет и баланс таможни и нижестоящих таможенных постов;
- обеспечивает соблюдение планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
- осуществляет контроль за соблюдением нижестоящими таможенными постами планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины, исполнением смет расходов, состоянием и достоверностью финансовой и бухгалтерской отчетности;
- в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации обращает в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы;
- организует и осуществляет реализацию и иное распоряжение товарами, транспортными средствами и иными предметами, обращенными в федеральную собственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства и нормативными актами ФТС России;
- обеспечивает учет и полноту поступления денежных средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность;
- формирует в порядке, определяемом ФТС России, фонды материального поощрения и социально-культурных мероприятий;
- участвует в подготовке и реализации программ и планов создания и совершенствования объектов таможенной инфраструктуры, их капитального строительства; организует проектирование, строительство и реконструкцию объектов таможенной инфраструктуры и социального назначения по титулам таможни; выполняет функции заказчика (застройщика) в отношении таких объектов, включая финансирование; осуществляет контроль за ходом строительства и вводом в действие строящихся объектов, целевым расходованием выделенных на эти цели ассигнований, соблюдением смет на строительство;
- принимает в эксплуатацию и обеспечивает эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры и социального назначения, закрепленных за таможней и нижестоящими таможенными постами;
- на основе утверждаемых ФТС России табелей положенности и оснащенности и с учетом предложений нижестоящих таможенных постов определяет сводную потребность таможни и нижестоящих таможенных постов в материально-технических средствах централизованно планируемой и распределяемой номенклатуры, потребность в материально-технических средствах регионально планируемой и распределяемой номенклатуры, а также потребность в материально-технических средствах децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры;
- направляет в вышестоящий таможенный орган заявки и предложения по обеспечению таможни и нижестоящих таможенных постов материально- техническими средствами централизованно планируемой и распределяемой номенклатуры, регионально планируемой и распределяемой номенклатуры, заявки и предложения о выделении денежных средств на приобретение материально- технических средств децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры;
- в объеме выделенных и закрепленных денежных средств и на основе утверждаемых ФТС России табелей положенности и оснащенности осуществляет приобретение, распределение и перераспределение между таможней и нижестоящими таможенными постами материально - технических средств децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры;
- в порядке, определяемом ФТС России, принимает решения о постановке на баланс таможни основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей;
- обеспечивает в таможне и на нижестоящих таможенных постах эффективное использование, правильную эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники, технических средств таможенного контроля, средств связи, оргтехники, транспортных средств, вооружения и других материально-технических средств;
- в порядке, определяемом ФТС России, принимает решения о списании с баланса таможни пришедших в негодность малоценных и быстро изнашивающихся предметов и других материальных ценностей. А в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ФТС России, - также и основных средств; направляет в вышестоящий таможенный орган предложения о списании с баланса таможни пришедших в негодность основных средств в иных случаях;
- реализует в таможне и на нижестоящих таможенных постах мероприятия по обеспечению сохранности денежных средств, материально-технических средств, включая вооружение, соблюдения порядка их хранения и расходования, рационального использования, а также по предупреждению недостачи, хищений и непроизводительных расходов;
- принимает меры по оформлению материалов по недостачам и хищениям в таможне и на нижестоящих таможенных постах денежных средств, материально-технических средств и передает в надлежащих случаях эти материалы в судебные и следственные органы; осуществляет в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, наблюдение за ходом рассмотрения переданных материалов;
- разрабатывает мероприятия по пропаганде законодательства о таможенном деле и участвует в их реализации;
- участвует в реализации поставленных ФТС России и вышестоящим таможенным органом задач в области международного сотрудничества;
- реализует мероприятия по обеспечению функционирования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации и систем связи и передачи данных таможенных органов в подведомственном регионе;
- обеспечивает доведение до сведения нижестоящих таможенных постов нормативных и иных правовых актов и осуществляет контроль за их выполнением; анализирует состояние исполнительской дисциплины в таможне и на нижестоящих таможенных постах; организует делопроизводство и архивное дело в таможне и осуществляет контроль за организацией такой деятельности на нижестоящих таможенных постах;
- обеспечивает сбор, обработку и незамедлительную передачу в вышестоящий таможенный орган информации об оперативной обстановке в таможне и на нижестоящих таможенных постах, а также о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;
- выполняет другие функции, возложенные законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
Права таможенных органов контроля. Для реализации возложенных функций таможня обладает правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными актами ФТС России, включая следующие права:
- издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;
- правовые акты по таможенному делу, изданные таможней в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими таможенными постами, государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами;
- требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и функций;
- взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- привлекать для оказания содействия таможенным органам специалистов других правоохранительных, контролирующих органов, организаций, а также экспертов;
- представлять нижестоящие таможенные посты в государственных органах;
- давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим;
- производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах. Использовать при этом все или только достаточные формы таможенного контроля;
- определять места и продолжительность стоянки транспортных средств для целей осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, давать разрешение на отправление транспортных средств из мест их стоянки;
- давать согласие на пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенного органа;
- принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств;
- давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление <