Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого ребенка.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
В настоящее время в публикациях видных ученых, педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается значение предметной среды, развивающей способности детей к разнообразным видам деятельности. Подчеркивается значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения. Все элементы предметной среды должны сочетаться по масштабу, стилю, назначению и иметь свое место в интерьере. Современные требования дизайнеров и искусствоведов к организации ближайшей предметной среды связаны с избавлением от загромождения малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова). При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Они заключаются в следующем:
− развивающий характер предметной среды;
− деятельностно-возрастной подход;
− информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек);
− обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
|
− вариативность;
− сочетание традиционных и новых компонентов;
− обеспечение комфортности, надежности и безопасности;
− обеспечение эстетических и гигиенических показателей.
Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, трансформирующегося оборудования и мебели.
3.4. Структурное содержание Типового положения о дошкольном образовательном учреждении
Типовое положение о ДОУ утверждено Постановлением Правительства РФ 01.07ю1995 г. № 677; 14.02.1997 г. и 23.12.2002 г. в него были внесены значительные изменения и дополнения. Также в ДОУ России действуют:
– Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное 19.09.97 г. с изменениями от 23.12.2002 г.
– Положение о санаторном дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей.
Таким образом, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении закрепляет права ДОУ, регламентирует виды ДОУ, определяет основные вопросы Устава.
Красной нитью в Положении проведен вопрос о взаимодействиях детей и взрослых участников образовательного процесса, которые должны строиться на основе уважения их прав и учета индивидуальности каждого малыша, посещающего детский сад.
Структура Типового положения
|
о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения, в которых определены основные направления деятельности ДОУ, их задачи, виды, язык обучения и т.д.
II. Организация деятельности ДОУ, где рассмотрены вопросы об учредителе, правах ДОУ, государственной аттестации и аккредитации, реорганизации, режим работы ДОУ, организации питания детей, их медицинском обслуживании и т.д.
III. Комплектование ДОУ, где установлены порядок комплектования, возраст детей и особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
IV. Участники образовательного процесса, где определены не только участники образовательного процесса, но и предусмотрены особенности взаимоотношения между ДОУ и родителями, порядок комплектования персонала, права работников ДОУ и др.
V. Управление ДОУ, куда включены вопросы общего руководства ДОУ, определены обязанности его заведующего и т.д.
VI. Имущество и средства учреждения, где рассмотрены вопросы определения собственника ДОУ, изъятия и отчуждения имущества, источники финансирования, количество детей во всех возрастных группах и др.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите структуру образовательной система России.
2. Перечислите основные виды дошкольных образовательных учреждений.
3. Дайте определение предметно-развивающей среде.
4. Назовите структуру типового положения о дошкольном образовательном учреждении.