Педагогический процесс – специально организованный, развивающийся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие обучающих и обучающихся, направленное на достижение поставленной цели, и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогический процесс в ДОУ представляет собой единство процесса обучения, воспитания и процесса развития дошкольников.
Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Целостность – главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели.
Основные компоненты педагогического процесса в ДОУ:
– цель; принципы; задачи; содержание; методы; приемы; организационные формы воспитания; результат совместной деятельности педагога и воспитуемого: система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью. Все эти компоненты составляют целостность, общность и единство.
Главные характеристики педагогического процесса:
– целостность; цикличность; технологичность; системность.
В данном случае под целостностью понимается неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Необходимо отметить, что педагоги и воспитанники, как субъекты, являются главными компонентами педагогического процесса, взаимодействие которых своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством и переданным им педагогами.
Деятельность воспитуемого и детского коллектива (осознаваемые и неосознаваемые мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности) и деятельность педагога (педагогически целесообразные и обоснованные цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия) реализуются в педагогическом взаимодействии в процессе совместной деятельности. Современные исследования свидетельствуют о том, что педагогический процесс будет эффективен только в том случае, если ребенок сам проявляет заинтересованность и активность.
Важно отметить, что педагогический процесс – система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Педагогический процесс строится на следующих принципах.
Принцип природосообразности:
– организация педагогического процесса как поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, способствующего созданию здорового образа жизни;
– направление педагогического процесса на самовоспитание, самообразование и самообучение воспитанников;
– построение педагогического процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
– построение педагогического процесса опорой на зону ближайшего развития.
Принцип гуманизации:
– полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
– опора на положительные качества воспитанников;
– создание ситуации успешности;
– защищенность и эмоциональная комфортность воспитанников в педагогическом взаимодействии.
Принцип культуросообразности:
– понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания;
– максимальное использование семейной, региональной, конфессиальной и духовной культуры;
– обеспечение толерантности;
– формирование способностей воспитанников не только на сохранение и потребление, но и на создание новых культурных ценностей.
Принцип научности:
– отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники;
– формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, рассуждать, рассказывать и т.д.
Принцип наглядности:
– рациональное сочетание слова и наглядности;
– прямое изучение действительности, обоснованное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности;
– применение в педагогическом процессе иллюстрации, наглядного пособия, дидактической картинки, ТСО (технические средства обучения) и т.д.
Принцип последовательности и систематичности:
– доступность и привлекательность для воспитанников, передаваемых педагогом знаний;
– четкое структурирование передаваемых воспитанникам знаний;
– включение в структуру изложения нового материала кратких и обобщающих выводов;
– передача нового материала в неразрывной последовательности.
Принцип доступности и нарастающей трудности:
– главный переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному;
– учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
Принцип демократизации:
– индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
– взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников;
– вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) и участников макросоциума в организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Педагогический процесс:
− обучение – передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
− воспитание – освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Оба процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовка личности к активной деятельности в обществе.
Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
В связи с этим встает вопрос о том, что является толчком, движущей силой педагогического процесса. Наука считает, что таким источником является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и росту ребенка, если эти требования соответствуют его возрастным особенностям.
Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого при обучении.
Разрыв между зонами порождает педагогическую ситуацию – такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и действительным, достигнутым в формировании личности, то есть обнаруживается некоторая педагогическая задача. Педагогический процесс, по существу, реализуется в цепи, в смене педагогических ситуаций. Объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи педагогического процесса отражаются в его закономерностях.
Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и отдельными сторонами педагогического процесса.
Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ
Планирование – разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и зада деятельности. Это динамический процесс, нуждающийся в постоянном развитии и поправке.
Основные тенденции развития планирования в сфере образования:
1. Переход от централизованного и административного планирования к децентрализованному и демократическому.
2. Переход от планирования, углубленного во внутреннюю среду, к планированию открытому и гибкому, ориентированному на потребности макросоциума.
3. Переход от планирования тактического и оперативного к планированию на основе главной цели и стратегии развития учреждения.
4. Переход от планирования текущего функционирования к системному планированию функционирования, развития и инноваций.
Деятельность учреждений образования XXI века определяется социальным заказом, который ориентируется на потребности и условия жизнедеятельности региона, города, района и т.д. Именно поэтому прежде чем осуществлять планирование ДОУ необходимо провести маркетинговые исследования, являющиеся основой для любого плана.
На основе маркетинговых исследований строится стратегическое планирование ДОУ.
Планирование в ДОУ предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый результат. Только комплексный подход к планированию позволит получить позитивный результат при внедрении любого плана в жизнь.
Стратегическое планирование ДОУ:
1. Программа развития (П.Р.) ДОУ:
– нормативная модель, отражающая исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего этой системы; состав и структура действий по переходу от настоящего к будущему.
Основные составляющие П.Р.
– анализ деятельности ДОУ;
– постановка конкретных целей и задач;
– выбор средств достижения целей;
– планирование важнейших действий, мероприятий, обеспечивающих достижения целей в установленные сроки;
– определение последовательности запланированных событий;
– обозначение ответственных исполнителей.
2. Образовательная программа (О.П.) ДОУ:
– своеобразная визитная карточка ДОУ, которой четко, доступно и конкретно представлены особенности его педагогической системы и перечень образовательных услуг, реально востребуемых и потенциально интересных для детей и родителей.
Основная цель О.П.: обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Основное назначение О.П. – стать средством интеграции усилий педагогического коллектива в интересах всестороннего развития ребенка.
Правильно проработанные программы позволяют сотрудникам ДОУ ощущать себя участниками общего дела в отношении потенциальных возможностей, открывают им перспективу развития, подчеркивают значимость, нацеливают их на достижение поставленных целей.
Структура планирования в ДОУ.
Годовой план ДОУ – управленческое решение, в котором заложена модель, заранее намечена система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих развитие ДОУ.
Разделы годового плана:
1. Анализ намеченных результатов прошедшего учебного года.
2. Планирование деятельности ДОУ на новый учебный год, где выделяются основные направления деятельности, цели, содержание деятельности и ответственные.
Направления деятельности: обеспечение здорового образа жизни, высокого уровня обучения и воспитания; создание условий для подготовки дошкольников к школе; научно-методическое и кадровое обеспечение педагогического процесса; взаимодействие с семьей и макросоциумом, укрепление финансовой и материально-технической базы ДОУ.
Не существует единой формы написания планов. Каждое дошкольное образовательное учреждение России (каждый воспитатель) имеет право самостоятельно определять удобную для себя форму планирования.
Педагогические требования, предъявляемые к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ (по Л.Р. Болотиной, С.П. Баранову, Т.С. Комаровой):
1. Обеспечение единства целей, задач, содержания, метода и организационных форм воспитательно-образовательного процесса:
– отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию дошкольников. В соответствии с уровнем развития каждого ребенка, его воспитанности конкретизируются воспитательные задачи на определенный отрезок времени. В едином педагогическом процессе все задачи реализуются комплексно, а не изолированно друг от друга.
2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников:
– план должен предусматривать использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т.д. в сочетании и с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.
3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей:
– воспитатель должен хорошо знать содержание избранной им программы развития, воспитания и обучения дошкольников и строить свою работу в соответствии с содержанием. Содержание воспитательной работы должно опережать развитие ребенка.
4. Реальность плана, его системность и последовательность.
– педагогу ДОУ необходимо продумывать правильную насыщенность плана разнообразными делами, т.к. дети дошкольного возраста не имеют возможности самостоятельно осуществлять сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п.
5. Согласованность всех планов работы (администрации, воспитателей, узких специалистов и т.д.).
– педагогу следует подбирать необходимый материал в соответствии с задачами годового плана ДОУ. Большую помощь в данном направлении оказывают программы развития, воспитания и обучения детей.