Необходимость измерять – часть нашей повседневной жизни. Рукой мы наощупь измеряем температуру воды, прежде чем встать под душ или зайти в реку. Одежду часто подбирают по размеру, а успеваемость оценивают в баллах. Измеряя что-то, можно полагаться на показания приборов – термометра, линейки, вольтметра. В этом случае результаты измерений, возможно, окажутся более точными.
Чем отличается процедура измерения в психологии от измерений в повседневной жизни? В психологии измерение – это систематический процесс символического выражения свойств объектов в соответствии с принятыми правилами. Правила нужны для повышения вероятности того, что мир понятий (символов, конструктов), которыми пользуется наука, не отличается от мира реальных объектов и процессов. В психологии добиться этого соответствия сложнее, чем, например, в физике. Физики измеряют такие фундаментальные переменные как вес, длинна, время, плотность, объем, скорость. Психологи же сосредоточены на измерении свойств отдельных людей (агрессивности, уровня интеллекта), групп (сплоченности, конфликтности), для которых точное измерение всегда проблематично.
Таким образом, измерение – это выражение свойств или признаков объекта в символах в соответствии с правилами. Для удобства в качестве символов используют цифры. Нужно иметь в виду, что в ряде случаев цифры не имеют собственного количественного значения и служат только для обозначения объектов или их свойств. В этом случае они легко могут быть заменены буквами или другими символами, например, таким как «$». Если вы хотите узнать, какую валюту предпочитают мужчины, а какую женщины, можно закодировать эти переменные цифрами: рубли = 1, доллары = 2; мужчины =1, женщины = 2. Цифры здесь не имеют собственного количественного значения.
|
Однако важно понимать, что в психологии часто необходимо измерить не сами объекты (такие как рост человека, продолжительность конфликта, громкость плача), а феномены, не поддающиеся прямому наблюдению – враждебность, депрессию, интеллект и т. д. Тогда в процессе измерения цифры приобретают количественные значения. Они уже не просто обозначают объекты (валюту, людей разного пола), а выражают их свойства и характеристики или, точнее, служат индикаторами измеряемых свойств и характеристик.
Существуют общепризнанные исторические факты, указывающие на то, как измерение стало неотъемлемой частью психологии. Смело можно принимать во внимание, по меньшей мере, четыре таких факта.
1. На первом месте среди них – история психофизики, зарождение которой связывают с публикацией в 1860 году «Элементов психофизики» Фехнера. Однако в действительности ее историю можно проследить еще, по крайней мере, на один век назад к работам философов – натуралистов, посвященных проблеме измерения чувствительности и различения органами чувств сигналов, исходящих из окружающей среды.
2. Далее, это история измерения времени реакции на движущиеся объекты. Сначала такое измерение было прерогативой астрономов, которые должны были учитывать индивидуальные различия реакции при наблюдении движения небесных тел. Открытие электричества и электромагнетизма сделало возможным появление хронографа и хроноскопа, что существенно улучшило качество измерения времени реакции. Еще в 1862 году психолог Дондерс использовал эти приборы для измерения, как он думал, времени протекания ментальных процессов. В дальнейшем психологи существенно усовершенствовали его метод.
|
3. Нельзя не упомянуть Эбингауса, вдохновленного опытами Фехнера. Он первым обратился к измерению времени запоминания и воспроизведения материала. Поначалу его линия исследований существовала независимо от работ И.П. Павлова по изучению условного рефлекса. Однако со временем, начиная с 1913 года, оба направления объединились и начали доминировать в области экспериментальной психологии. Достаточно упомянуть знаменитую формулу Скиннера R=f(t2), описывающую зависимость между средним количеством прохождений крысой лабиринта и временем задержки у пустой кормушки.
4. Наконец, Френсис Гальтон стал инициатором измерения индивидуальных различий. Этот тренд возник как отклик на теорию эволюции Ч. Дарвина. Ф. Гальтон, кстати, кузен Ч. Дарвина, хотел доказать факт наследования умственных способностей, опубликовав в 1869 году книгу под названием «Наследственный гений». В другой своей работе «Исследование человеческих способностей» (1883 г.) он приводил доказательства существования большого разнообразия умственных способностей. Он придумал несколько простых тестов. Например, он измерял порог слуховой чувствительности с помощью так называемого «свистка Гальтона». Это бы не обычный свисток. Он мог издавать звуки, высота которых выходила за пределы диапазона колебаний звуковых волн, воспринимаемого большинством людей. Ф. Гальтон считал, что необычные способности, являющиеся предпосылкой гениальности, проявляются, в том числе и как индивидуальные особенности сенсорной сферы. Люди, которые могли слышать «свисток Гальтона», обладали зачатками гениальности. Вся беда была в том, что этот свист особенно хорошо слышали летучие мыши. Позднее вклад в усовершенствование методов Ф. Гальтона внес Джемс Кэттелл, разрабатывавший так называемы «ментальные тесты». Следует упомянуть и А. Бине, ставшего одним из первых разработчиков тестов интеллекта.
|
Все эти события сопровождались появлением и совершенствованием статистических методов. Корни современной статистики следует искать в математической теории вероятности Дж. Бернулли, в работах Лапласа и Гаусса. Под их влиянием Ф. Гальтону пришла мысль об измерении наследственной гениальности. Ф. Гальтон ввел понятие «корреляция», а Карл Пирсон разработал соответствующий метод. Первые исследования с применением статистических методов (в основном в биологии) были направлены на установление взаимосвязей. Только в начале 20 века в моду вошли методы вычисления статистической значимости различий между измеряемыми переменными.