Администрация ПП (ПВ), формируемая из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создается в целях:
Ø обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт;
Ø организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;
Ø организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
Ø обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных органов;
Ø учета отправки (прибытия) колонн (эшелонов) и информирования об этом эвакуационную комиссию.
Пункты временного размещения населения (ПВР) развертываются при проведении эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера.
На ПВР возлагается:
Ø встреча, прием и размещение населения, прибывающего из зоны ЧС;
Ø организация первоочередного жизнеобеспечения населения;
Ø обеспечение общественного порядка в местах размещения населения.
На ПВР предполагается размещение эвакуируемого населения на срок от нескольких часов до нескольких суток.
Эвакоприемные комиссии (ЭПК) создаются в безопасных районах органами местного самоуправления, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:
Основные задачи ЭПК:
Ø руководство работой подчиненных ЭК административных территорий и объектов, а также ПЭП;
Ø организация первоочередного обеспечения жизнеобеспечения и защиты эвакуируемого населения;
Ø уточнение численности эваконаселения, прибывающего на ППЭ и в пункты размещения, порядка подачи транспорта;
Ø поддержание постоянной связи с ЭК, получение от нее информации об отправке эваконаселения из города (округа), об изменениях сроков прибытия эвакуационных поездов, судов, автоколонн с эвакуируемыми, пеших колонн и других изменениях;
Ø информирование подчиненных эвакоорганов, а также организаций, выполняющих задачи по обеспечению эвакомероприятий и др. изменениях;
Ø оценка санитарно-эпидемической, радиационной и химической обстановки на территории района и внесение изменений в план размещения эваконаселения;
Ø сбор, обобщение данных о ходе приема (размещения) эваконаселения и доклад их руководителю ГО района (вышестоящей эвакокомиссии).
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) создаются для приема, учета и временного размещения прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуируемым населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного проживания (хранения) в безопасных районах.
Основные задачи ПЭП:
Ø встреча прибывающих эвакуационных эшелонов, автоколонн и обеспечение высадки эвакуируемого населения совместно с администрацией пункта высадки. При необходимости организация временного размещения эвакуируемого населения в ближайшем к пункту высадки населенном пункте;
Ø во взаимодействии с автотранспортными предприятиями организация отправки эвакуируемого населения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом и пешим порядком;
Ø доклад эвакоприемной комиссии о времени прибытия и количестве прибывшего эвакуируемого населения, отправке его в пункты постоянного размещения;
Ø организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эвакуируемого населения;
Ø обеспечение поддержания общественного порядка;
Ø укрытие эвакуируемого населения по сигналам гражданской обороны.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения; для перерегистрации, проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки населения и отправки его в места постоянного размещения в загородной зоне.
Основные задачи ППЭ:
Ø организация встречи пеших и автомобильных колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов) и временное размещение, прибывшего эваконаселения в ближайших населенных пунктах загородной зоны;
Ø согласование с ЭПК графиков движения транспортных средств, организация посадки и отправки эвакуируемого населения в конечные пункты, его размещения в загородной зоне транспортом и пешим порядком;
Ø оказание медицинской помощи заболевшим;
Ø обеспечение поддержания общественного порядка в районе ППЭ и укрытие эвакуируемых по сигналам гражданской обороны;
Ø своевременный доклад начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям о времени прибытия, количестве прибывшего населения и отправке его в конечные пункты размещения.
Третий вопрос
«ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ»
Основанием для принятия решений на проведение эвакомероприятий (в полном объеме или частично) является степень угрозы жизни и здоровью населения Серпухова.
В ЧС мирного времени, в зависимости от масштабов ЧС и размеров территорий, с которой предусматривается эвакуация населения, решение на ее проведение принимается:
1. Во всем городе – Глава г.о. Серпухов (руководитель ГО).
2. В организации – руководителем.
3. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по решению начальника дежурно-диспетчерской службы потенциального опасного объекта.
Эти решения реализуются путем:
ü введения соответствующих режимов деятельности муниципального звена МОСЧС г. Серпухов;
ü отдачи распоряжений на проведение конкретных эвакомероприятий.
Решение на проведение эвакуации в военное время, принимает руководитель организации:
Планирование эвакуации населения в мирное время
Документом, отражающим порядок проведения эвакуации населения в организации в мирное время, является План эвакуации территории (организации) в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – План эвакуации в мирное время).
Эвакомероприятия, в части размещения и жизнеобеспечения населения в безопасных районах, отражаются также в Планах по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Планированию эвакуации предшествует изучение эвакуационными органами распоряжений, сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов размещения эвакуируемого населения.
Втекстовой части Плана эвакуации персонала организаций в ЧС природного и техногенного характера, указывается:
а) порядок оповещения работников о начале эвакуации и их инструктирования;
б) численность работников организации, подлежащих эвакуации;
в) пункт временного размещения, за которым закреплен или который развертывает организация, время развертывания пункта временного размещения и прибытия на него работников организации;
г) маршруты вывоза (вывода) эвакуируемого населения до ПВР, пункты посадки, высадки;
д) дислокация пунктов временного размещения, пунктов посадки и высадки населения;
е) начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию перевозки персонала;
ж) порядок размещения в безопасных районах работников организации;
з) организация защиты эвакуируемого населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
и) организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в местах размещения;
к) организация управления и связи в ходе эвакуации.
К текстовой частиПлана эвакуации прилагаются карты, схемы, графики, расчеты:
1. Расчет населения, подлежащего эвакуации.
2. Распределение эвакуируемого населения по пунктам временного размещения в безопасных районах.
3. Потребность и возможности транспорта, его распределение по эваконаправлениям и маршрутам для вывоза населения.
4. Дислокация пунктов временного размещения, пунктов посадки и высадки населения.
5. Состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность;
6. Схема оповещения руководителей предприятий, учреждений,
организаций и населения о начале эвакуации.
7. Организация связи.
8. Карта (схема) размещения эвакуированного населения в безопасных районах.
На карте размещения эвакуированного населения отражается:
а) административные границы;
б) прогнозируемые границы зон действия поражающих факторов источника ЧС;
в) маршруты эвакуации населения, количество транспорта на каждом маршруте, численность выводимого (вывозимого) населения, ППЭ;
г) закрепленные за объектами места размещения: условный номер объекта, количество эвакуированных, плотность эваконаселения;
д) станции (пункты), пристани высадки, численность высаживаемого населения;
е) маршрут вывоза прибывающего населения от пунктов высадки и ППЭ до мест назначения.
Планирование эвакуации населения в военное время
Планирование рассредоточения и эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в военное время является одной из основных задач руководителей ГО организаций.
Основным планирующим документом, определяющим объем, содержание, сроки проведения мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения, материальных и культурных ценностей и порядок их выполнения, являетсяПлан эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностейорганизации.
Основными исходными данными для планирования являются:
Ø перечень организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, с указанием общей численности рабочих, служащих и членов их семей, а также численность наибольшей работающей смены;
Ø перечень организаций, прекращающих и переносящих свою деятельность в военное время в загородную зону, с указанием численности рабочих, служащих и членов их семей;
Ø количество высших, средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов и ведомственных детских учреждений с указанием численности преподавательского состава, студентов, учащихся, детей и обслуживающего персонала;
Ø зоны возможного катастрофического затопления и численность населения, проживающего в этих зонах;
Ø возможности безопасных районов и некатегорированных городов по размещению рассредоточенного и эвакуированного населения;
Ø возможности привлекаемого для эвакоперевозок транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного);
Ø дорожная сеть, её состояние и пропускные возможности по эваконаправлениям;
Ø средства связи и системы, предназначенные для оповещения населения, а также для руководства эвакомероприятиями;
Ø местные условия и сезонные климатические особенности, влияющие на проведение рассредоточения и эвакуации населения.
План эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования разрабатывается на карте (плане) с пояснительной запиской.
Структура и содержание плана эвакуации организации
План эвакуации и рассредоточения работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время и членов их семей, разрабатывается в виде текстового документа с двумя приложениями.
В текстовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей указывается:
а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
б) порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников организации и членов их семей и их инструктирования;
в) численность работников организации и членов их семей, подлежащих эвакуации;
г) сведения о СЭП, времени его развертывания и прибытия на него работников организации и членов их семей;
д) порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в районах размещения эвакуируемых;
е) порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
ж) порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в районы размещения эвакуируемых и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
з) маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
и) начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
к) организация защиты работников организации и членов их семей на всех этапах эвакуации;
л) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
К тестовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей разрабатываются два приложения (одно - на карте, второе – «План размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне»).
На карте отражаются:
а) границы территории организации;
б) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
в) маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой;
г) СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты с указанием их номеров;
д) численность вывозимых работников и членов их семей;
е) районы размещения, закрепленные за организацией;
ж) маршруты вывоза эвакуированных от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
з) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
и) пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
к) медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
л) наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
м) дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
н) сигналы управления и оповещения.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.
План размещения работников организации и членов их семей в безопасном районе разрабатывается на карте или плане, где отображаются:
а) здания и сооружения, планируемые для размещения работников организации и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости и списка размещаемых;
б) численность прибываемых работников и членов их семей;
в) порядок размещения работников и членов их семей.
К Плану размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне прилагаются необходимые расчеты, схемы, графики.
На плане эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и переносящей свою деятельность в безопасный район, д о п о л н и т е л ь н о отражаются:
а) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
б) станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
в) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
г) порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации.
На все население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки.
Неработающие члены семей работающего члена семьи включаются в списки организации по месту его работы, а одинокие неработающие – по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах).
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической переработке планов эвакуации, а также при переводе ГО с мирного на военное положение.
Списки составляются в трех, а при необходимости и в большем количестве экземплярах.
Первый экземпляростается в организации; второй - направляется на СЭП (ПВР); третий - с началом вывоза (вывода) эвакуируемого населения направляется в эвакоприемную комиссию (эвакокомиссию) в безопасный район.
Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связи и оповещения, разведке, транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, коммунально-бытовому, материально-техническому и финансовому обеспечению.
После получения сигнала об эвакуации эвакуируемое население обязано взять с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в загородной зоне (не более 50 кг на одного взрослого человека), продукты питания на 2–3 суток и прибыть в свою организацию.
Продукты питания следует брать такие, которые могут долго храниться в обычных условиях: консервы, концентраты, копчености, сухари, печенье, сыр, сахар и др.
Детям дошкольного возраста необходимо пришить к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.
Перед уходом из квартиры необходимо отключить электроэнергию, закрыть вентили водопроводной и газовой сетей, окна и форточки.
К установленному сроку эвакуируемое население на городском транспорте или пешим порядком прибывает на СЭП.
На СЭП население, эвакуируемое транспортом, распределяется по транспортным средствам (вагонам, судовым помещениям, автомашинам) и после инструктажа организованно направляется на посадку.
Население, эвакуируемое пешим порядком, формируется в колонны, которые отправляются с исходных пунктов в загородную зону по установленным маршрутам пешей эвакуации.
Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек каждая. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50 - 100 человек в каждой. Во главе группы назначаются старшие.
Скорость движения пеших колонн на маршруте должна выдерживаться не менее 3–4 км/час, дистанция между колоннами до 500 метров. Суточный переход, совершаемый колоннами за 10 - 12 часов движения, составляет порядка 30 - 40 км.
Через каждые 1 - 1,5 часа движения на маршруте назначаются малые привалы продолжительностью не более 15 - 20 минут, а в начале второй половины суточного перехода — большой привал на 1,5 - 2 часа, как правило, за пределами зон возможных разрушений.
На малых привалах проверяется состав колонн (групп), оказывается медицинская помощь.
На большом привале организуется прием горячей пищи. Районы малых и больших привалов назначаются по возможности с учетом использования защитных свойств местности (оврагов, балок и т.п.), не допуская скученности колонн.
После завершения плановых эвакомероприятий эвакуационные комиссии помогают органам местного самоуправления безопасных районов по учету, обеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуируемого населения и не свертывают своей работы до особого указания.
Четвертый вопрос
«ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ»
Первоочередное жизнеобеспечение включает: снабжение населения жизненно важными материальными средствами; коммунально-бытовыми услугами; предметами первой необходимости; оказание первой помощи; информационно-психологическую поддержку.
Медицинское обеспечение эвакуированного населения включает: своевременное оказание медицинской помощи; проведение противоэпидемиологических мероприятий; наблюдение и лабораторный контроль за внешней средой, водоисточниками; санитарно-просветительную работу среди населения; дополнительное развёртывание лечебной базы.
Обеспечение жильем эвакуированного населения включает: использование (после проведения инвентаризации) и оценка состояния сохранившегося жилого фонда; использование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха и т.д.); развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домиков, палаток, юрт, землянок и др.); временное подселение пострадавшего населения на площади сохранившегося жилого фонда.
Обеспечение продуктами питания эвакуированного населения включает: использование запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия; повышение производительности сохранившихся мощностей по производству продуктов питания; подвоз продовольствия из не пострадавших районов; развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных кухонь, хлебопекарен и др. мобильных технических средств; определение порядка и организация обеспечения населения продуктами питания (списки, талоны, очередность, нормы отпуска и т.д.); организацию взаимодействия с органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов.
Обеспечение водой эвакуированного населения включает: восстановление магистральных водопроводов; контроль за качеством воды; доставку воды емкостями на передвижных средствах; опреснение, очистку и обеззараживание воды (в случае необходимости); использование защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, резервуаров.
Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, предметами личной гигиены и т.д.) предусматривает: использование предметов первой необходимости из резерва, а также из поврежденных и разрушенных складов; сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди населения; организацию выдачи; использование текущих запасов торговли по долговым распискам.
Информационное обеспечение эвакуированного населения включает: организацию оперативного информирования населения с использованием стационарных и подвижных средств; проведение обходов мест проживания и нахождения людей; установку информационных пунктов в местах проживания и нахождения людей; создание справочно-информационной службы для информирования людей о местах нахождения пострадавших и местах расселения эвакуируемых; создание из специалистов бригад психологической поддержки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы является одним из основных способов защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в условиях современных войн и чрезвычайных ситуаций представляет собой сложную задачу органов управления ГО и ЧС.
Эффективность проведения эвакуации будет определяться заблаговременной ее подготовкой, детальным планированием, качеством систем оповещения и своевременностью их срабатывания, скрупулезной разработкой всех видов обеспечения эвакуационных мероприятий и в первую очередь транспортного.
Важное значение имеет обучение должностных лиц и населения по вопросам проведения эвакуации непосредственно в составе организаций и по месту жительства в районах.
Слаженная и оперативная работа всех органов исполнительной власти города Серпухова, эвакуационных органов и органов, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС - залог успешной своевременной эвакуации и, в конечном итоге, защиты населения.