МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для проведения лабораторных работ по дисциплине «Организация и менеджмент в образовании»
для студентов специальности 230202 «Информационные технологии в образовании»
всех форм обучения
Часть 2
Воронеж 2011
Составитель: канд. экон. наук А.В. Ростова
УДК 658. 512
Методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Организация и менеджмент в образовании» для студентов специальности 230202 «Информационные технологии в образовании» очной формы обучения. Часть 2 / ФГ БОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; Сост. А.В. Ростова. Воронеж, 2011. 16 с.
Методические указания предназначены для практического освоения теоретического материала по дисциплине «Организация менеджмент в образовании». В методических указаниях описан поэтапный порядок выполнения лабораторных работ, представлены нормативные документы для заполнения форм отчета, а также методики оценки полученных результатов.
Методические указания предназначены для студентов третьего курса очной нормативной формы обучения и третьего курса заочной нормативной формы обучения.
Методические указания подготовлены в электронном виде в текстовом редакторе MSWord 2003 и содержатся в файле «ИТ LAB.ORG & MANAG.doc».
Табл. 7. Библиогр.: 3 назв.
Рецензент канд. экон. наук. доц. А.Б. Шивцова
Ответственный за выпуск зав. кафедрой профессор
Э.Б. Дорофеев
Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
Ó ФГ БОУ ВПО «Воронежский государственный
технический университет», 2011
Лабораторная работа №1
|
Организация учебного процесса
Цель: приобрести практический навык в организации учебного процесса и оценки использования аудиторного фонда.
Теоретические положения
Учебный процесс – основной в деятельности любого вуза. Управление учебным процессом имеет целью соединить все его элементы образовательного учреждения, которое обеспечит эффективное их взаимодействие.
В области учебной работы в вузе учебно-методическое управление (УМУ) осуществляет планирование и организацию учебного процесса, координирует деятельность и контролирует работу структурных подразделений (учебных частей) вуза; обеспечивает факультеты и кафедры основополагающей документацией; готовит документацию информационно-аналитического характера; осуществляет контроль за качеством обучения.
Работа УМУ с профессорско-преподавательским составом (ППС) направлена на определение объема учебной нагрузки и ее выполнения, установление норм времени по всем видам нагрузки, осуществление контроля за численностью обучающихся.
Для организации учебного процесса требуются: учебные планы специальностей, численность студентов, групп и подгрупп.
Задача учебного плана – определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента с учетом норм.
Нормы устанавливают предельно допустимый объем часов на студента в семестр, включая самостоятельную работу (зависит от формы обучения), количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ.
Первый уровень учебного плана составляет 2 года и определяет неполное высшее образование, второй – 2 (дополнительно) года – квалификация бакалавра, третий – 1 год – квалификация специалиста или 2 года – квалификация магистра.
|
К основным видам аудиторных занятий в вузе относятся лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие.
Учебный процесс в вузе проводится в соответствии с расписанием занятий и включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную внеаудиторную работу студентов, учебную и производственные практики, зачеты и экзамены, курсовое и дипломное проектирование.
Расписание учебных занятий формируется в структурном подразделении вуза – диспетчерской, которая находится в непосредственном подчинении УМУ.
В управлении вузом все большую значимость приобретают информация, системы и технологии ее сбора, анализа и использования.
В последние годы подходы к управлению вузом претерпели качественные изменения. Прежде всего, это связано с более глубоким пониманием роли информационных технологий в реализации управленческих процессов. Новые экономические и правовые условия, в которых приходится вести свою деятельность большинству вузов, требуют кардинальных изменений в управлении, реализация которых невозможна без применения современных информационных систем.
Все это требует конкретизации понятия информатизации для области деятельности вуза, а также определения ее цели и основных направлений.
В основу развития тиражных комплексных информационных систем (ИС) для управления вузом составляли идеи «ресурсосбережения», рационального управления ресурсами и учебным процессом, оптимизации материальных и финансовых потоков.
|
Внедрение информационной системы управления вузом решает следующие задачи:
1 создание единого информационного пространства вуза;
2 оптимизация взаимодействия подразделений вуза между собой;
3 исключение дублирования информации в разных подразделениях;
4 повышение достоверности и согласованности данных;
5 обеспечение надежности хранения данных за счет централизации их на сервере;
6 сокращение временных и трудозатрат для формирования внешней и внутренней отчетности вуза;
7 исключение ошибок при расчете преподавательской нагрузки за счет автоматизации этого процесса;
8 значительное снижение трудоемкости распределения нагрузки на кафедрах;
9 кардинальное изменение системы учета и контроля выполнения преподавательской нагрузки и почасовой оплаты труда;
10 оперативное получение администрацией вуза объективной аналитической информации для принятия управленческих решений.
Указанные выше задачи приводят к следующим преимуществам (выгодам) использования ИС в учебном заведении:
1) снижение количество сотрудников задействовано для выполнения тех же объемов работ, что приводит к экономии затрат на заработную плату.
2) вероятность ошибок сводится к минимуму, что позволит избегать штрафов за неверно предоставленные данные контролирующим органам.
3) учет выполнения преподавательской нагрузки становится более прозрачным и точным, что позволяет контролировать выплаты на почасовую оплату труда преподавателей.
4) происходит экономия затрат на обновление компьютерной базы пользователей, т.к. хранение и обработка данных идет на сервере, а не на компьютерах пользователей.
5) повышение эффективности работы учебного заведения в целом:
- за счет снижения времени подготовки документов;
- за счет снижения трудоемкости выполняемых операций по поиску данных и формированию на их основе соответствующих документов;
6) руководство вуза видит объективную информацию о текущей работе всех подразделений, а не отчеты, которые невозможно проверить, что позволяет принимать правильные управленческие решения, а именно:
- контролировать текущую успеваемость, вовремя принимая меры по сокращению задолжников, а, следовательно, снижая процент отчисленных студентов;
- вовремя корректировать и формировать оптимальный план приема, исходя их текущей ситуации по всем специальностям;
- с учетом поступающей объективной информации о контингенте студентов, формировать оптимальную стоимость обучения по всем специальностям и направлениям подготовки;
- оперативный контроль и управление финансовыми и кадровыми ресурсами;
- увеличение производительности труда управленческого персонала.
Роль информатизации в формировании расписания значительна, поскольку процесс подготовки этого документа достаточно трудоемкий, а также используется данные, как факультетов, так и кафедр.
Содержание и порядок выполнения работы.
Лабораторная работа «Организация учебного процесса» содержит три этапа.
Этап I – подготовительный.
1. Организация процесса обучения в образовательном учреждении возможно, только через расписание занятий.
Для составления расписания необходимы данные о количестве групп, подгрупп и численности студентов в них по курсам обучения (таблица 1), а также исходные данные из приложений 1-3, которые были подготовлены на практическом занятия №1.
Таблица 1
Исходные данные
Курс | Группа | ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ | |||||||||
ВАРИАНТ | |||||||||||
Этап II – оценка использования аудиторного фонда кафедры и пропускной способности аудиторий.
1. Используя исходные данные (таблицы 1), извещения поручения и учебную нагрузку преподавателей кафедры, заполнить форму «Рассадка по аудиториям» (таблица 2) по семестрам.
Таблица 2
Рассадка по аудиториям
День недели | Пара | Ауд. 1 | Ауд. 2 | Ауд. 3 | Ауд. 4 | Ауд. 5 | Ауд. 6 |
Понедельник | |||||||
Вторник | |||||||
… | |||||||
Суббота | |||||||
Для заполнения формы «Рассадки» следует руководствоваться следующим нормативным требованиям:
Ø лекции проводятся потоком;
Ø количество лекций в день не более 3-х пар по разным дисциплинам для студентов;
Ø количество лекций в день не более 3-х пар по разным дисциплинам для преподавателя;
Ø практические занятия проводятся с одной группой;
Ø лабораторные работы – группа делится на подгруппы, не более 2-х пар по одной дисциплине;
Ø нормативное число посадочных мест в аудитории (таблица 3);
Ø 1-й, 3-й и 5-й курсы учатся в первую смену (с 8 00 до 13 05), 2-й и 4-й во вторую смену (с 13 30 до 18 35).
Таблица 3
Нормативное число посадочных мест аудиторий
№ аудитории | Назначение аудитории | Количество посадочных мест в аудитории, чел |
Лекционная | ||
Лекционная | ||
Компьютерный класс | ||
Компьютерный класс | ||
Любые виды занятий | ||
Любые виды занятий |