Обобщенная уровневая модель подготовки педагогических кадров для системы СПО
(в рамках выполнения государственного контракта №06.015.11.0021 от 15 сентября 2016 года по проекту «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы СПО уровня бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»)
Оглавление
Основания предлагаемой обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО.. 2
Актуальность разработки и внедрения обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО.. 3
Институциональные условия и причины разработки и внедрения в практику обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО. 4
Содержательные условия разработки и внедрения в практику обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО.. 5
Примеры возможных образовательных траекторий в рамках обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО, включая индивидуальные. 7
Пример участников (студентов) образовательных программ педагогической подготовки для СПО 11
Основания предлагаемой обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО
Для рассмотрения модели подготовки педагогов для работы в СПО, особенно важным является противоречие между требованиями производства и реалиями образования. Существует проблема отставания систем массового образования, обучения и подготовки кадров от реальных потребностей рынка труда и возможностей имеющихся человеческих ресурсов (в первую очередь - человеческого капитала).
|
Одновременно с этим происходит смена отраслей–лидеров, и человеческие ресурсы становятся востребованы, то в одной отрасли, то в другой. Также снижается потребность в кадрах и в определенных квалификациях в тех отраслях, которые уже прошли пик своего развития.
Механизмов, обеспечивающих такого рода своевременное перемещение (перетекание, миграция) человеческого потенциала из одних отраслей в другие, практически нет. Одним из потенциальных направлений решения данной проблемы все больше становится современное образование. Его современность проявляется в возможности гибкой настройки образовательных программ, а также во все возрастающих возможностях отдельно взятого человека использовать возможности образования в вопросах личностного и профессионального роста.
Идея непрерывного образования предполагает, в том числе, что такие перенастройки происходят, и постоянно будут происходить впредь.
Одним из следствий подобного подхода к выстраиванию систем массового образования, обучения и подготовки кадров является учет максимально большего числа возможных индивидуальных траекторий, реализуемых в рамках образовательных программ. Если ранее программы ограничивали количество участников, то теперь они расширяют его.
На повестке дня создание возможностей для перехода, используя ресурсы образования, из одной отрасли в другую и смены профессии. Такие изменения в современном мире могут происходить в жизни отдельного человека несколько раз.
|
Актуальность разработки и внедрения обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО
Актуальность решения вопроса о подготовке педагогов для СПО заключается, помимо необходимости усиления практической составляющей подготовки педагогов, внедрения модульного принципа построения и реализации ОПОП, а также множественности вариантов вхождения будущих педагогов СПО в программы профессиональной подготовки, в возросшей, на фоне внедрения многоуровневой структуры высшего образования, неопределенности положения учреждений СПО.
Разработка и внедрение новой модели подготовки педагогов осуществляется, как уже было отмечено, с учетом промежуточных результатов проекта модернизации педагогического образования[1].
На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, состоявшемся 23 декабря 2013 года, в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно – и сферу деятельности». «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях», - сказал Президент России.
|
«Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики – это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете, мы много раз тоже об этом говорили, одна из ключевых задач развития», - подчеркнул он. [2]
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295), как острейшая проблема констатируется несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда. Мы отстаем с распространением образовательных программ, обеспечивающих получение прикладных квалификаций, ощущается дефицит квалифицированных исполнителей, способных работать с современными технологиями. В связи с этим в рамках указанной программы предусматриваются мероприятия по развитию образовательных программ[3].
В ходе анализа состояния педагогического образования были выделены три группы проблем педагогической профессии в России:
проблема входа в профессию - отсутствие возможности отбора мотивированных к педагогической профессии, низкий процент трудоустройства выпускников в систему образования, линейность подготовки;
проблема подготовки - устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реального производства;
проблема удержания в профессии[4].