Как нарисовать натюрморт- продолжаем учиться рисовать натюрморт, с произвольными предметами.
Вы можете выбрать для натюрморта любые предметы, которые найдутся у вас дома. Кухонная утварь, предметы быта, хоть запасные части от автомобиля или бензопила- мне и рисунку абсолютно одинаково. Хоть старый дедушкин кирзовый сапог со времен Второй Мировой войны- даже интереснее, а то вся эта посуда...чашечки да чайнички, порядком надоели. Ну, это кому как, конечно. Выбирать вам.
Единственное замечание: не берите для натюрморта слишком сложных многоуровневых, с заковыристой формой предметов. Старинный турецкий чайничек с множеством узоров, загогулинок, мудреной чеканкой и изломами форм на начальном этапе нам не подойдет, только запутает. Начинайте с простого, потом совершенствуйтесь дальше, усложняя себе задачу. Постепенно.
Например, вот такие предметы присутствуют в моем натюрморте, смотрите выше. Книга- источник знаний, гранит науки, который, как обычно, грызут, в процессе ломая зубы. Для нас знания не являются гранитом, скорее- орешками, которые мы успешно сможем расколоть при помощи молотка. Ну и традиционная чашка кофе, которая очень уместна в темное время суток, для бодрости в том самом процессе- добывать ядра орешков.
Итак, предметы вы выбрали, планшет готов, карандаш средней мягкости и ластик, прочитали страницы- освещение для натюрмортаи композиция в рисунке и поняли, о чем там говорится. Добавим к этому нашу наблюдательную перспективу- глазомер и немного терпения. Ну что, вы готовы колоть орешки? Тогда приступаем.
Первое что мы сделаем, так это найдем наилучший угол обзора нашего натюрморта и постараемся перенести эту картинку на наш планшет.
|
Если у вас возникает чувство дискомфорта, при просмотре своей композиции, значит что- то не так. Ищите гармонию форм и линий. Не берите одинаковые по форме и размерам предметы, не нужно брать слишком много предметов для композиции- 2-3-5, не больше. Найдите для каждого предмета красивое место в натюрморте, пусть некоторые из них будут иметь ракурс, наклоны.
1. Находим место нашей композиции в плоскости листа. Показываю это фото, дабы вы полностью все видели с планшетом. Есть отступы по сторонам, сверху и снизу, предметы довольно гармонично составляются в композицию. Основные ширина и высота композиции, которые определяются на глаз- глазомером и проверяется сподручными средствами.
2. Когда найдете место всего объема вашим предметам в листе, вашей композиции, можно приступать находить объемы предметов, участвующих в композиции по отдельности- для каждого предмета свое место. Здесь работает глазомер (находим размеры при помощи трех точек, условных вспомогательных углов).
3. Находим конструктивное начало наших предметов, по простому- как они устроены. Что- бы моделировать форму предмета, нужно прежде всего знать- как он устроен, верно? Находите форму каждого предмета, намечайте и невидимые стороны для лучшего понимания. Не забываем о законах линейной перспективы и стараемся их учитывать. Например у меня книга не расположена вертикально, она лежит на предметной плоскости- столе, и удаляясь в перспективу меняет несколько свою форму: если провести от граней книги линии дальше, они где- то сойдутся в одну точку, которая находится на линии горизонта, помните? Но что- бы это начертить, нужен планшет метр на метр, нам достаточно сделать видимость перспективы, помогает передать ее глазомер. Это взаимодополняющие и взаимодействующие факторы.
|
Не забывайте, все предметы лежат на предметной плоскости, а не летают в воздухе. Ощущайте это постоянно.
4. Все углы и изломы выделяем, чем они ближе, тем активнее. Не делайте чертеж, если ведете линию, то она не будет в рисунке по тональности одинаковой по всей длине. По краям она активнее, по середине- слабее.
5. Когда все выстроено и найдено, можно переходить к созданию пространства в листе. Конструктивно оно у нас уже найдено, теперь дополняем его при помощи передачи светотени. Наш инструмент- штрих.
Четко определяем, где у нас будет свет, как падает свет. Все горизонтальные плоскости находятся здесь в зоне света. Их трогать не нужно.
Все вертикальные плоскости у нас находятся в зоне тени или полутени. Вот теперь все, что находится в тени или полутени, все падающие тени- заштриховываем. Отделяем зону тени от зоны света.
Используем штриховку слабой тональности, остро заструженным карандашом, легонько наносим штрих. Уже на этом этапе работы мы начинаем создавать пространство в листе и моделировать форму предметов.
Если не получается делать длинные штришки- делайте короткие, в разные стороны, но по- возможности группами и параллельные. Не делайте "соломы". А проще- повторяйте за мной.
Вы можете видеть мою работу, как делаю я. Картинки большие, должно все быть неплохо видно- все, что не находится под прямыми лучами света- штрихуем легкими стежками.
|
Не нажимайте сильно на карандаш. Если стежки получаются слишком темными, возможно, нужно взять карандаш меньшей мягкости, или не давить сильно рукой.
Как нарисовать натюрморт
Второй этап.
Иногда может возникнуть такое чувство: а с чего начинать? Как вести работу, как закрутить процесс? Каков должен быть ход работы, ведь поля для деятельности много, можно начать рисовать с чего угодно, но как понять- ход работы, за что зацепиться, что бы одно действие провоцировало второе? Как начать работу, что- бы весь процесс был понятен и предопределен?
Как мы говорили выше, мы не грызем гранит, а только щелкаем орешки. Все намного проще, чем вам кажется. Стоит затронуть в работе один фактор, как за ним потянется другой. Смотрите как, начинаем процесс:
смотрим на предметную плоскость- она у нас расположена горизонтально, ее грани уходят в перспективу. А помните закон: "свет удаляясь - гаснет, слабеет"? Еще не забыли, где я об этом рассказываю? Наверное, этот закон нужно применить к нашей предметной плоскости. Давайте применим: та часть стола, которая будет приближена к нам- не трогаем, остальная часть ее плоскости, уходящая в пространство, в перспективу- становится темнее, теряет свет, значит- прокладываем штрих! Легкий штрих, который мы использовали в начале. Вот мы и наметили, что предметная плоскость у нас расположена горизонтально. У вас получилось? Смотрите на мою работу и делайте также по шагам.
Теперь включаем наше логическое мышление и рассуждаем: получается, что дальний край предметной плоскости, который находится на свету, будет иметь ту- же тональность, что и вертикальная стена, которая находится в полутени? Такого не может быть. Свет не равен тени тонально. Значит, нам нужно сделать стену темнее стола? Вот берем и прокладываем штрих по вертикальной стене еще раз. Тем же штрихом, можно штрих ложить под другим углом, работаем. Получается, что стена у нас на тон темнее стола, верно? Вот и отлично.
Одно действие провоцирует другое. Рассуждаем дальше. Стена у нас находится в полутени. А как на счет излома предметной плоскости, которая находится перед нами, она ведь в тени? Эта грань стола у нас получается светлее стены? Такого не может быть. Следствие- прокладываем слой, а то и пару слоев штриха на эту теневую сторону предметной плоскости. Получится так, что эта вертикальная плоскость темнее горизонтальной стены на пару тонов и уж тем более темнеегоризонтальной предметной плоскости. Ну как, начинает вырисовываться пространство в листе? Процесс пошел? Продолжаем рассуждать дальше.
А теперь опять смотрим на дальний край предметной плоскости. Почему он у нас такой- же тональности, как тени предметов на самом столе? Не может такого быть. Вот берем и прокладываем штрих по всем теням предметов- собственные тени, полутени и падающие. Они на тон темнее дальнего края предметной плоскости? Хорошо.
Но теперь получается так, что тени предметов равны по тональности стене?
Тени предметов к нам ближе, значит все они, как ни крути, хоть собственные, хоть падающие, хоть полутени- будут активнее. Вот берем и прокладываем еще один слой штриха на абсолютно все тени наших предметов. Теперь они на тон темнее стены, верно? И уж тем более, темнее предметной плоскости.
Смотрите на рисунок, сопоставляйте со своей работой, анализируйте и не спешите! Все по порядку. Когда поймете ход работы, сам процесс ведения ее, будете работать и анализировать сами. Возможно, и не придется прибегать к такой многослойной работе штриха. Достаточно будет там, где этого требуется положить один штрих, но надавить на карандаш рукой посильнее. Но пока мы работаем так, так как учимся вести работу, продумывая и анализируя каждый свой шаг.
Ну как? Получается пространство в листе? А как на счет передачи плановости? Виден передний, задний план? Значит, вы выполняете все хорошо. Вы создаете условное пространство в листе, проще сказать- делаете рисунок натюрморта. Молодцы!
Но это еще не все, работаем дальше. Посмотрим теперь на тени предметов. Почему- бы и нет, тем более, что их мы уже затронули. Почему полутени предметов равны по тональности собственным теням и падающим? Так нельзя. Вот берем и прокладываем еще один слой штриха на собственные и падающие тени, дабы сделать их темнее полутеней. У вас получится следующее:
Сразу напрашивается вопрос: почему собственные тени такие- же по тону, как падающие? Потому что падающие тени мы еще не проработали! Прокладываем штрих по падающим теням. А заодно посмотрим на тень предметной плоскости (эта темная грань кубика)- почему она у нас по тону светлее теней предметов, ведь она самая активная, так как приближена к нам наиболее, плюс излом ее и угол, расположенный прямо перед нами нужно акцентировать? Вот дальше и занимаемся этим вопросом.
Еще забыли о книге и молоточке: горизонтальные плоскости, на которые падает свет- эти горизонтальные плоскости нужно так- же сделать горизонтальными. Для этого мы, поступим так- же как и со столом- чем дальше будет удаляться плоскость, тем темнее она будет становиться. А когда протрем ластиком свет, который в процессе работы заелозили, и проведем еще пару небольших манипуляций с вертикально расположенной плоскостью стены, то получим примерно вот такой результат:
Вот так получается целостная, грамотная работа. Каждый предмет, каждое пятно на своем месте. Дальше осталось дело за малым. Нужно заканчивать работу. Ага. А как?
1. То, что находится к нам ближе, будет активнее. И начинать можно с дорабатывания, например, падающих теней. Но все- же дочитайте дальше.
2. Тень, удаляясь - теряет свою активность. Свет удаляясь, темнеет.
3. Найдите в своих предметах основу геометрических фигур: чашка- цилиндр, орех- шар и так далее с каждым предметом. Вылепливаем объемы предметов с помощью штриха. При этом помните о том, как светотень распределяется по форме предметов, образуя зоны- свет, полутень, тень. Если есть блики и рефлексы- добавляем в общую копилку.
4. Так- же, как свет и тень распределяется - удаляясь от источника света и в пространство во всем натюрморте, так они будут вести себя и на каждой форме в отдельности. Тень удаляясь будет терять активность, свет- темнеть. А самое главное, нужно помнить правило: "самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени". Это правило из страницы по цветоведению, но очень умное правило, которое можно с успехом применять и в рисунке. Но так как мы основные тональные взаимоотношения, пятна- уже заложили, то придерживаться их не так сложно, просто нужно почаще посматривать на всю работу, не вдаваясь часто в детализацию.
Если вам пока трудно учесть все эти правила, то есть смысл повторить пару предыдущих уроков, пока не заканчивая этот натюрморт- попозже вы к нему вернетесь. Просто нужно немного практики, как говорится- набить руку. Какой- то из орешков вы все таки не щелкнули. Ну а если все в порядке, то в конце работы вы получите примерно вот такой рисунок:
Вот что у меня получилось. Заметьте, тень от молотка будет не одинакова по тональности на всем ее протяжении. Чем выше ручка его, тем мягче будет передаваться падающая тень. Чем ближе к плоскости стола или книги- тем четче.
Четко видно, какой предмет находится к нам ближе, какой дальше. Например, чашка практически не выделялась и плавно уходит в пространство. Посмотрите, как нарисована книга. Она находится в ракурсе, это видно по ее перспективе и особенно по собственной тени, которая удаляясь светлеет.
Посмотрите на ручку молотка. Она не одинакова по тональности по всей своей длине. Это была- бы уже не ручка, а рукоятка. Акцентированы ее края, а по середине все передано как можно мягче.
Весь рисунок выполнен карандашом одной тональности. Хорошо учиться рисовать одним карандашом, так понимаешь, на что он способен и учишься рассчитывать его силу на протяжении всей работы, рассчитывая распределение тональности от самых светлых частей работы, до самых темных. Но если вам не хватило силы карандаша, прибегайте к помощи еще более мягким. Хотя, нужно следить за тем, что- бы не перечернить работу. В следующей работе можно взять карандаш другой тональности и исследовать его возможности.
В обычном, традиционном рисунке мы не прибегаем к передаче тона предметов, или используем этот прием очень дозированно. Главное здесь - следовать всем законам рисунка, главное- передача пространства в плоскости листа, красота штриха, плановость, красота композиции. Это нужно уметь и демонстрация этих знаний- проявление профессионализма.
Учитесь вести работу в чистоте, не допускайте касания руки к бумаге. В крайнем случае опирайтесь на мизинец или подкладывайте под руку лист бумаги, ни в коем случае не ерзая им по рисунку.
Тональный натюрморт
А вот вам тональный натюрморт.
Тональный натюрморт несколько отличается от обычного. Здесь по-другому не скажешь, как попираются некоторые законы рисунка.
В рисунке тонального натюрморта очень большую роль играет детализация предметов, передача материала, из которого сделаны эти предметы. Любые блики, рефлексы, любая мелочь- играют в тональном натюрморте большую роль. Если ручка молотка сделана из дерева, то это видно, если это черный металл- то нужно постараться передать металл. Глянцевая бумага, ткань- все важно. Если это природный материал, то так и должно чувствоваться.
В классическом натюрморте передается материал предметов тоже, но тональный отдает этому особое значение, в тональном натюрморте присутствует такой элемент как документализация.
Еще в рисунке тонального натюрморта очень важна композиционная основа. Не все предметы нужно рисовать в тоне. Обычно выбираются наиболее значимые предметы, на которых завязывается смысловая история композиции, на которых акцентируется основное внимание. Это чаще один, реже- два, три предмета, имеющие главные роли в композиции. Если абсолютно все сделано тонально в натюрморте, документализировано, то это, по моему мнению, уже не рисунок. Более успешно наверное было- бы прибегнуть к помощи живописи и писать натюрморт красками. Там ведь еще и цвет есть. Рисование человека- другое дело, такой рисунок может быть на все 100% в тоне, но он того стоит. А в натюрморте, зачем так извращаться? Ну, по большому счету, я только высказываю свое мнение.
Если у вас нет достаточных знаний классического, академического рисунка, то очень советую сильно не увлекаться - тональным. Без основ, понимания правил самого рисунка можно очень быстро пойти путем срисовывания, и о передаче пространства в листе просто и речи идти не будет, его просто не получится. Основа- базовые знания рисунка, потом уже различные интерпретации этих знаний. Все должно базироваться на знаниях. А будете изучать тональный натюрморт, рекомендую использовать вот этот путь, что- бы создать основу- пространство в листе, а затем включить в него немного "баловства".