VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ




Курс «История» структурирован по хронологическому и тематическому принципам, что позволяет систематизировать учебный материал, а также подчёркивает связь с другими дисциплинами.

В процессе изучения материала учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, которая включает в себя подготовку к семинарским занятиям и самостоятельное изучения онлайн курса «История». Студенты изучают материал онлайн-курса: смотрят видеолекции, выполняют задания.

Аудиторные лекционные занятия ориентированы на освещение наиболее сложных тем разделов курса и призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, основные даты следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников, и тем самым, отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.

Темы семинарских занятий акцентированы на наиболее проблемных вопросах мировой и отечественной истории.

Подготовку к каждому семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении контрольных работ.

Внеаудиторная самостоятельная работа по онлайн-курсу «Отечественная история» нацелена на углубление и закрепление знаний студентов по истории, развитие их практических навыков исторического анализа при характеристике общественно-политических, социально-экономических проблем прошлого и настоящего; направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента.

Подготовка к семинарским занятиям является самостоятельной работой студента.

Вопросы к экзамену:

1. Специфика исторического знания. Предмет и объект исторической науки.

2. Понятие «исторический источник». Его место в научном исследовании.

3. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

4. Особенности феодализма в средневековой Европе.

5. Основные теории происхождения древнерусского государства.

6. Древнерусское государство: особенности государственного устройства и социальной структуры.

7. Принятие христианства на Руси и его социокультурное значение.

8. Политическая раздробленность Руси. Удельный период русской истории.

9. Крестовые походы и их значение. Рыцарские ордена.

10. Русь и Золотая Орда.

11. Эпоха Возрождения в Европе и её значение.

12. Великие географические открытия и их роль в мировой истории.

13. Социально-экономические, политические, этнические и духовные предпосылки объединения русских земель в единое государство.

14. Роль Ивана III и Ивана IV в процессе формирования централизованного государства.

15. Внешнеполитические процессы в развитии Русского государства при Иване III и Иване IV: особенности формирования многонационального государства.

16. Смута как социальная катастрофа: причины и сущность. Альтернативы Смутного времени.

17. Российская государственность в эпоху первых Романовых: направления социально-экономического, политического и духовного развития Русского государства.

18. Причины, характер и значение присоединения новых территорий к России.

19. Основные сословия в русском средневековом обществе. Этапы закрепощения крестьян.

20. Эпоха Просвещения в Европе.

21. Россия в период петровской модернизации.

22. Социокультурные последствия петровских реформ. Историки об эпохе Петра I.

23. Эпоха дворцовых переворотов в Росси и её особенности.

24. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

25. Расширение территории Российской империи в XIX в. и рост национально-культурного разнообразия российского общества.

26. Особенности национальной политики Российского самодержавия в XIX в.

27. Европейские революции первой половины XIX в.

28. Отмена крепостного права в России, ее политические и социально-экономические последствия.

29. Особенности пореформенного развития России 1870-е - 1890-е гг.

30. Россия в начале XX в. Нарастание противоречий. Столкновение основных политических сил в первой русской революции.

31. Эволюция политической системы России в начале XX в. Российский парламентаризм и его особенности.

32. Первая мировая война: причины и последствия. Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

33. Россия в 1917 г. Выбор путей общественного развития.

34. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги и уроки.

35. От политики «военного коммунизма» к нэпу: альтернативы социально-экономического развития общества.

36. От России к СССР: формирование нового многонационального государства.

37. Политика индустриализации и коллективизации в СССР как попытка преодоления цивилизационной неоднородности общества.

38. Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны.

39. Вторая мировая и Великая Отечественная войны: предпосылки, периодизация, социально-историческое значение.

40. Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войн: цели и последствия для российского общества.

41. Послевоенное устройство мира. Становление биполярной мировой системы: СССР и США в «холодной войне».

42. Основные направления внешней политики СССР в 1945 – первой половине 1980-х гг.

43. «Великое десятилетие» Н.С.Хрущева. Попытки реформирования системы и причины неудач.

44. Советское общество в 1970-е - 1980-е гг. нарастание противоречий.

45. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ в.

46. Холодная война как основное содержание международных отношений второй половины ХХ в.

47. Мировые интеграционные процессы и глобализация во второй половине ХХ в.

48. Перестройка в СССР и распад страны.

49. Начало радикальных экономических реформ в стране в 1990-е гг. Переход к рынку.

50. Основные тенденции развития России в постсоветский период. (1990-е – 2010-е).

51. Россия в системе международных отношений в конце ХХ – начале XXI вв.

52. Роль России в решении современных проблем человечества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: