История: Россия и мир : учебное пособие для вузов неисторических факультетов / В. П. Семин.- М.: КноРус, 2015. – 544 с.




Материалы по дисциплине История для студентов ШЭМ 2019-2020 уч.год

Семинарские занятия (18 час.)

Занятие 1. Вводное занятие (организационное) (2 час.)

 

Занятие 2. «Ремесло историка» (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-обсуждение в группах (5 % рейтинга)

Вопросы, выносимые для обсуждения:

1. Откуда мы знаем о прошлом – способы и формы сохранения исторической памяти; приемы получения и анализа исторической информации.

2. Понятие «исторический источник».

3. Типы и виды источников по истории России.

4. Письменные источники – основа исторических исследований:

а) летопись как источник по истории Древней Руси (на примере Повести временных лет);

б) законодательство как исторический источник (на примере Конституции СССР 1936 г.);

в) делопроизводственные документы как исторический источник (на примере протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б));

г) материалы личного происхождения как исторический источник (на примере дневников Николая II);

д) акты как исторический источник (на примере купчей на семью крестьянина).

 

Занятие 3. Формирование единого русского государства. Московское государство в эпоху Ивана III и Ивана IV (2 час.), с использованием

метода активного обучения – семинар– обсуждение в группах (5 % рейтинга)

Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки объединения русских земель в единое государство.

2. Преобразовательная деятельность Ивана III. Почему его при жизни называли Великим?

3. «Избранная рада» и опричнина, их роль в решении задач централизации.

 

Занятие 4. XVII век в истории России (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар– обсуждение в группах (5 % рейтинга)

Вопросы, выносимые для рассмотрения:

1. Смута в Российском государстве: причины и сущность. Альтернативы Смутного времени.

2. Российская государственность в эпоху первых Романовых. Проблема выбора пути общественного развития России в XVII в.: самодержавие или сословно-представительная монархия?

Занятие 5. Этапы и особенности российской модернизации в XVIII в. (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар– обсуждение в группах (5 % рейтинга)

Вопросы, выносимые для обсуждения:

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки модернизации страны на рубеже XVII - XVIII вв.

2. Сравнительно-исторический анализ модернизационных процессов в эпоху правления Петра I и Екатерины II во внутренней политике, экономике, внешней политике, духовной жизни.

3. Чем объяснить противоречивые оценки проведенных в XVIII веке преобразований?

 

Занятие 6. XIX век в истории России (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-коллоквиум (10 % рейтинга)

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Обозначьте основные проблемы России, назревшие для решения в первой половине XIX в.

2. Позиция Александра I, Николая I и Александра II по вопросу об отмене крепостного права?

3. Почему в России во второй половине XIX в. вслед за реформами последовали контрреформы?

 

Занятие 7. Россия в эпоху революционных потрясений начала XX в. (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (10 % рейтинга)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности и итоги.

2. Великая Российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 г. Выбор путей развития.

3. II съезд Советов. Судьба Учредительного собрания.

 

Занятие 8. Советская модель модернизации (1918-1941 гг.) (2 часа), с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (10 % рейтинга)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. «Военный коммунизм» и новая экономическая политика: причины введения, основные мероприятия и результаты.

2. Политика индустриализации: задачи, особенности и итоги.

3. Коллективизация сельского хозяйства и её последствия.

 

Занятие 9. Проблема объективности оценок истории Второй мировой и Великой Отечественной войн (2 часа), с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (10 % рейтинга)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Вторая мировая и Великая Отечественная войны: предпосылки, периодизация, итоги.

2. Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войн: цели и последствия для российского общества; необходимость противодействия.

Основная литература:

История: учебное пособие / А. В. Федорова, Ю. В. Кузнецова; Оренбургский государственный аграрный университет, Кафедра истории Отечества. - Оренбург: Изд. центр Оренбурского аграрного университета, 2016. - 170 с.

2. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=488656

История России: учебное пособие для академического бакалавриата по неисторическим специальностям / В. В. Кириллов; Московский городской педагогический университет М.: Юрайт, 2016. - 665 с.

История: Россия и мир: учебное пособие для вузов неисторических факультетов / В. П. Семин.- М.: КноРус, 2015. – 544 с.

5. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Назырова. − М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 239 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=470930

6. Новейшая история России: учебник / [А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков]; под ред. А. Н. Сахарова. - М., Проспект, 2015. – 480 с.

7. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: учебник для академического бакалавриата по гуманитарным направлениям и специальностям. М.: Юрайт, 2015. - 288 с. https://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:784912&theme=FEFU



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: