По данным статистики в России на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 разводов. Около половины браков 25-40 летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Хотя многие считают неблагоприятным влияние развода и разрушения семьи на подростков. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Необходимо учитывать целый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него. Необходимо различать непосредственные эмоциональные реакции подростка на развод родителей; проблемы, возникающие в период адаптации; более отдаленные последствия, влияние развода на личностное развитие и успешность подростка в будущем.
Реакции подростка на развод в большинстве своём являются бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев, сестёр, близких друзей. Наиболее распространёнными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются отказ верить в случившееся, надежда на то, что родители снова будут вместе; страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни. Гнев и враждебность по отношению к тому из родителей на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит и никогда не простит. Самообвинение – некоторые подростки думают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, что они должны были воспрепятствовать. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Ревность – если отец или мать начинают встречаться с другим человеком, то подросток чувствует себя заброшенным, что его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.
|
Исследования показывают, что в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со взрослыми и сверстниками по сравнению с детьми из не распавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы уменьшаются, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.
Наименее травмирующими для ребёнка типами взаимоотношений между разведёнными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. Продолжение контактов между супругами «ярыми врагами» может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей. Развод родителей может оказать влияние на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись. Впоследствии разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье. «Готовность к разводу» - сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведённых семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией – стремлением компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома, но, как правило, такие браки распадаются с большей вероятностью. Развод родителей влияет на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18 - 19-летних студентов из разведённых семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, по сравнению со студентами из полных семей, где наряду с перечисленными, важнейшей ценностью являлось максимальное использование своих возможностей, т.е саморазвития и самореализации. Но вместе с тем ряд исследований показал, что важен не только сам факт развода, но и характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали ссорились.
|
воспитание семья характер подросток
ГЛАВА II
Во второй главе рассмотрим влияние различных по составу семей, стили воспитания и их влияние на формирование характера подростка.
Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одного из супругов, если один из родителей живёт и трудится в другом месте или родители подростка никогда не жили вместе. Каждый из выделенных типов, неполных семей создаёт особую социальную ситуацию развития ребёнка и характеризуется своими специфическими чертами:
|
- в разведённых семьях ребёнок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;
- в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;
- в материнских семьях ребёнок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.
По статистике, количество материнских семей стремительно увеличивается. А если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания отношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сёстрами и т.д. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.
Исследования показывают, что мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: либо они усваивают «женский » тип поведения, либо создают искажённое представление о мужском поведении, они менее зрелы и целеустремлённы, менее инициативны и уравновешены, у них труднее развивается способность управлять своим поведением. В подростковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится у своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать. Девочки, воспитанные без отцов часто имеют затруднения в установлении отношений с мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития её самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Тёплые и при носящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более лёгкой гетеросексуальной адаптации.
Вместе с тем, существуют достаточно обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияние на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения. Социально дезадаптированныые личности, несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним родителем.
Значительное число разведённых мужчин и женщин со временем вступают в повторный брак. Часто они в большей степени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опытными, серьёзнее относятся к своим обязанностям, что положительно сказывается на прочности таких браков. Так, например, мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение. Проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей. Вместе с тем, исследования показывают, что в повторных браках, где отношения сложились, не столь удачно, главной проблемой явились взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы брака проходят в хаотичной, стрессовой обстановке, но со временем отношения все, же налаживаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребёнка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребёнка. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако. В целом, большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь в частности. В искажённых ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые с большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальные злоупотребления по отношению к подросткам приводят к долговременным негативным последствиям.
Подростки остро реагируют на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода, характером развода, успешностью адаптации самих родителей т.д. Возможны и более отдалённые последствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в будущем и неэффективным поведением в будущей семье (формирование «готовности к разводу»).
Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролевой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителей одиночек более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но не благополучных семьях.
Большинство подростков считают семью значимой ценностью будущей жизни, однако их представления о семейной жизни ещё достаточно схематичны. Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним как к отдалённой перспективе. Мотивами вступления в ранний брак являются добрачные беременности, стремление уйти из родительской семьи, попытки решить личностные и материальные проблемы, однако такие браки редко становятся успешными. Взаимоотношения с братьями и сёстрами играют также важную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедушки, являясь хранителями семейных традиций, могут оказать позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб, 1998г.
2. Волков Б.С. «Психология подростка». Учебное пособие для вузов,
М.: «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2005г.
3. Выготский Л.С «Педагогическая психология»/Под ред.В.В.Давыдова,
М.: Педагогика-Пресс, 1999г.
4. Ларина И.А. «Как пережить подростковый кризис», М.: Генезис, 2004
5. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста», СПб, 2000
6. Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста» / Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33.
7. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.:1987г.
8. Психология подростка. Учебник/ Под общей ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК», 2003г.
9. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Аракелова, М.: Высшая школа, 1990г.
10. Тарабаева В.Г. «Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями»// Семейная психология и семейная психотерапия 1997г.
11. И. Ципоркина, Е.Кабанова «Взрослые дети» М.:Аст-пресс, 2006г.
12. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 1999.- № 6. - С. 54-58.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №1. Диагностика типов негармоничного семейного воспитания. Выраженность черт воспитательного процесса
Тип воспитания | Уровень протекции | Степень удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкций |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | _ | _ | _ |
Доминирующая гиперпротекция | + | + _ | + _ | + | + _ |
Повышенная моральная ответственность | + | _ | + | + _ | + _ |
Эмоциональное отвержение | _ | _ | + _ | + _ | + _ |
Жестокое обращение | _ | _ | + _ | + _ | + |
Гипопротекция | _ | _ | _ | _ | + _ |