Тема: «Й. Гайдн. Симфония ми бемоль мажор.»




Класс отделения

Симфония № 103 ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» (H. 1/103) — одиннадцатая из двенадцати лондонских симфоний Йозефа Гайдна и предпоследняя в его творчестве. Премьера состоялась 2 марта 1795 года в Лондоне.

Симфония написана для парного состава оркестра (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные).

Название «С тремоло литавр» симфония получила благодаря вступлению к первой части. Темы симфонии близки народным немецко-австрийским и хорватским мелодиям.

 

Симфония представляет собой классический четырёхчастный сонатно-симфонический цикл.

I часть — Allegroconspirito (быстро, с воодушевлением), в сонатной форме.

II часть — Andante (неторопливо), двойные вариации.

III часть — Menuetto, сложная трёхчастная форма с трио.

IV часть — Allegro con spirito, рондо-соната.

Симфония №103 — одна из двенадцати симфоний, которые были написаны для концертов в Лондоне. Две поездки Гайдна в Англию (1791—1792, 1794—1795) были организованы импресарио Иоганном Петром Саломоном. Музыка Гайдна была хорошо известна в Англии задолго до того, как туда приехал композитор, и представители британской музыкальной общественности давно выражали желание, чтобы Гайдн посетил её. Прием композитора в Англии был очень восторженным. Симфонии №102, 103 и 104 были написаны для "Оперных концертов" Дж. Виотти в Королевском театре.

Лондонские симфонии стали итогом симфонического творчества Гайдна. В них наиболее ярко выражены характерные черты классической симфонии — четырёхчастный сонатно-симфонический цикл с определёнными функциями каждой части, особенности строения, формы. Эти симфонии являются одной из вершин венской классической школы.

Премьера симфонии №103 состоялась 2 марта 1795 года. Оркестр был необычайно большим для того времени, он состоял примерно из 60 человек. Исполнение состоялось под руководством концертмейстера, скрипача Джованни БаттистаВиотти и Гайдна, который сидел за фортепиано. Премьера была успешной.

С момента премьеры симфония «С тремоло литавр» стала одной из самых популярных среди симфоний Гайдна. В 1831 году Рихард Вагнер аранжировал её для фортепиано.

Симфония длится около 30 минут.

Первая часть

Первая часть начинается с медленного вступления. После тремоло литавр, напоминающего отдаленный раскат грома, звучит приглушенная, несколько таинственная тема вступленияhttps://www.youtube.com/watch?v=Zz-bcHz5WFI

:

Вступление оттеняет веселую подвижную музыку Allegro, в основе которого лежат две различные по характеру темы.

Тема главной партии сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности:

Сначала тема звучит тихо и легко у струнных инструментов, затем громко — у всего оркестра.https://www.youtube.com/watch?v=RLd8a0d8eGM

 

Тема побочной партии также в танцевальном характере. Для симфоний Гайдна не типичен резкий контраст между главной и побочной партиями (например, в Симфонии №104 ре мажор главная и побочная партии основаны на одном тематическом материале). Побочная партия отличается изяществом, легкостью звучания. Она изложена в тональности доминанты — си-бемоль мажор. Вальсовый аккомпанемент придает музыке большую мягкость, а звучность гобоя — новою окраску. Своим характером побочная партия близка венской уличной песенке:https://www.youtube.com/watch?v=mFdCSTne7CU

 

Изложение двух различных по характеру тем составляет экспозицию сонатного allegro.

В разработке развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. Важно отметить, что главная партия проходит в разработке не целиком. Она дробится на мотивы, которые развиваются самостоятельно, что подчеркивает их контрастность. Дробление темы — один из наиболее существенных приёмов развития. Затем звучит тема вступления. Благодаря быстрому темпу она теряет свой сдержанный характер, включаясь в общее движение. Смена тональностей в процессе развития тем также является обязательным признаком разработки. Появляется побочная партия в ре-бемоль мажоре. Мелодия звучит у скрипок, которым вторит флейта. Таким образом, каждая из тем получает новое освещение — новую тональность и оркестровую окраску, обостряется различие между темами.

В репризе побочная партия звучит в основной тональности.

В коде появляется тема вступления своем первоначальном виде. Такое обрамление придает произведению большую законченность и ярче оттеняет стремительное и жизнерадостное завершение первой части на мотивах главной партии.

Вторая часть

После быстрой и веселой первой части вторая часть, Andante, вносит успокоение. Это вариации на две темы. Вариациями называется такая форма произведения, где в начале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в изменённом (варьированном) виде. Вариации на две темы называются двойными вариациями.

Первая тема взята Гайдном из народной хорватской песни. Тема повествовательного характера, она звучит неторопливо и спокойно у струнных инструментов. Её тональность — до минор.https://www.youtube.com/watch?v=ZCiF8y5GGc8

 

Вторая тема написана в до мажоре. Она имеет маршевый, бодрый, волевой характер. К струнной группе присоединяются деревянные духовые и валторна: https://www.youtube.com/watch?v=YVsEjv4wNms

 

Несмотря на различие между темами, их многое объединяет: квартовый затактовый ход, волнообразная мелодия, повышение 4 ступени (фа-диез вместо фа).

Затем следуют вариации, поочередно на первую и на вторую темы. Интересно, что вариации на минорную, распевную тему звучат все более напряженно, взволнованно, а вариации на маршевую мажорную тему приобретают черты мягкости, певучести. Таким образом, контраст, заложенный в темах, обостряется. Особенно это заметно в коде, где энергичный мотив второй темы звучит плавно и легко.

Задание:

Прослушать 1 часть симфонии https://my.mail.ru/mail/gyula/video/86/12348.html

2 часть симфонииhttps://www.youtube.com/watch?v=bAle0P54iW0

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: