Системный анализ объекта




Министерство Культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫи ИСКУССТВ

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Эмпирическое исследование на тему: «Степень эффективности адаптации студентов I и II курсов дневного отделения ФСКТ СПБГУКИ»

по дисциплине «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности»

 

 

Выполнили студентки

Группы № 30230

Антоненко Марина, Кусоцкая Александра,

Сергеева Елена, Соколовская Станислава

Проверила

Кандидат педагогических наук,

доцент

Эртман Е.В.

 

Санкт-Петербург

2013 г.


Описание проблемной ситуации:

Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов социально-культурной деятельности нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента факультета социально-культурной деятельности СПБГУКИ – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча первокурсника с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения в университете.

Адаптация - активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.[1]

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности ФСКТ СПБГУКИ.

Любое обучение, особенно вузовское, является делом не из легких. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников ФСКТ СПБГУКИ - их своевременная адаптация к условиям обучения в ВУЗе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. От успешности адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Проблема адаптации студентов ФСКТ СПБГУКИ актуальна в настоящее время и в связи с высоким уровнем миграции населения, в результате которой, например, в нашем вузе получают образование молодые люди из постсоветских, а также автономных республик, для которых русский язык не является родным; для таких студентов новыми являются и характер общения, и культура отношений. Выпускники сельских школ, привыкшие к иному, чем в городе, укладу жизни также испытывают трудности в адаптации к новой для себя среде и к условиям обучения в вузе. В этой же ситуации оказываются молодые люди, которые еще в школе испытывали трудности при обучении и поступили на ФСКТ СПБГУКИ по контракту. Трудности адаптации могут обусловливаться и индивидуально-типологическими особенностями студентов.

Все это ставит перед психологической службой СПБГУКИ проблему исследования и повышения адаптированности различных категорий первокурсников. В этой связи актуальной становится своевременная диагностика первокурсников с трудностями в адаптации, что позволит своевременно начать оказывать им адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Первые трудности первокурсника связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией на ФСКТ СПБГУКИ. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новый процесс обучения, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. Во-вторых, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, в которых студент стремится завоевать авторитет и уважение однокурсников и преподавателей. Первокурсник, поступивший на ФСКТ СПБГУКИ, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других. В третьих, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях, организация своей самоподготовки к учебной деятельности. В четвертых, недостаточное знание структур и принципов работы СПБГУКИ и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

В связи с этим, одной из важнейших педагогических задач СПБГУКИ является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Задача СПБГУКИ в этот сложный для первокурсника период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

Тема исследования: эмпирическое исследование степени эффективности адаптации студентов I и II курсов дневного отделения ФСКТ СПБГУКИ.

Проблема: недостаточно определена степень эффективности адаптации студентов I и II курсов ФСКТ СПБГУКИ.

Цель исследования: определить степень эффективности адаптации студентов I и II курсов ФСКТ СПБГУКИ.

Объект исследования: процесс адаптации студентов I и II курсов ФСКТ в СПБГУКИ.

Предмет исследования: условия, влияющие на адаптацию студентов I и II курсов ФСКТ СПБГУКИ.

Задачи исследования:

· Выявить мотивы поступления первокурсников и второкурсников в СПБГУКИ.

· Исследовать степень эффективности адаптации I курса и ее связь с успешностью включенности студентов на II курсе первого семестра.

· Выявить типичные сложности адаптационного периода и особенности «вхождения» первокурсников и второкурсников в процесс обучения.

· Провести анализ связи межличностных отношений первокурсников и второкурсников и степени эффективности их адаптации в СПБГУКИ.

Гипотезы:

1. Тренинги на сплочение коллектива положительно влияют на адаптацию студентов.

Вывод: в ходе исследования мы выяснили, что тренинги на сплочение коллектива положительно повлияли на студентов I курса ФСКТ СПБГУКИ, а большинство студентов II курса ФСКТ СПБГУКИ, прошедшие данные тренинги, не смогли сплотиться с коллективом и адаптироваться в стенах ФСКТ СПБГУКИ.

2. Недостаточная школьная подготовка может оказаться причиной проблем в адаптации.

Вывод: по мнению 70% как I, так и II курсов ФСКТ СПБГУКИ их школьная подготовка достаточна для освоения учебных дисциплин, что помогает им в легком освоении предметов. Благодаря пониманию предметов, студент чувствует себя комфортно и быстрее адаптируется.

3. Иногородние студенты тяжелее проходят этапы адаптации.

Вывод: проанализировав данные, полученные в ходе исследования, мы можем сказать, что у иногородних студентов адаптация проходит так же, как и у студентов из Санкт-Петербурга.

4. Сплочение внутри коллектива влияют на адаптацию студентов в новом для них месте, а именно, на ФСКТ СПБГУКИ.

Вывод: 47% студентов II курса считают, что неучебная атмосфера помогает узнавать друг друга-у них адаптация проходит быстрее, в основном до первой сессии. 90% студентов I курса также считают, что неучебная атмосфера помогает им узнавать друг друга, 65 % из них адаптируются к первой сессии.

5. Авторитетность преподавателя – одна из причин успешной адаптации студентов.

Вывод: по данным, полученным в исследовании, мы выяснили, что авторитетность преподавателя не влияет на адаптацию студентов, т.к. лишь 10% студентов I курса и 5% II курса ФСКТ СПБГУКИ считают авторитетом кого-то из преподавателей.

6. Четкое понимание своей будущей профессии – важный фактор успешной адаптации студентов.

Вывод: студенты II курса, в отличие от I курса, чаще всего отвечали, что затрудняются дать ответ или вообще не понимают на кого они учатся. Т.е. студенты II курса, глубже изучив нюанс профессии, что еще только предстоит студентам I курса, находятся в стадии адаптации, сомнений и неуверенности своего выбора, из этого можно сказать, что в процессе обучение студенты теряют четкое представление своей будущей профессии или меняют его.

7. Возрастные особенности студента влияют на его адаптацию.

Вывод: возрастные особенности студентов обоих курсов не влияют на их скорую адаптацию.

8. Личностные особенности студента влияют на его адаптацию.

Вывод: личностные особенности студентов влияют на их адаптацию, т.к. в большинстве случаев студенты могут вести себя конфликтно по отношению к другому в определенных ситуациях.

9. Недостаточное материально-техническое оснащение влияет на адаптацию студентов.

Вывод: для обоих курсов материально-технические средства важны для адаптации и комфортного обучения. Пункты питания, туалеты, общежитие, интернет набрали наибольший процент. Что касается медпункта-для I курса он не настолько важен, как для II курса, но его наличие, по нашему мнению, обязательно, или необходимо иметь хотя бы несколько аптечек для оказания помощи.

 

 

Системный анализ объекта

Внутренние связи объекта Внешние связи объекта
1.Мотивы поступления в СПБГУКИ 2.Педагогическое влияние на первокурсников ФСКТ СПБГУКИ 3.Межличностные отношения первокурсников ФСКТ СПБГУКИ 4.Учебный план ФСКТ СПБГУКИ 5.Особенности личных качеств первокурсников ФСКТ СПБГУКИ 6.Материально-техническое оснащение ФСКТ СПБГУКИ 7.Информационное обеспечение ФСКТ СПБГУКИ 8.Возможность получать стипендию первокурсникам ФСКТ СПБГУКИ 9.Финансовые возможности первокурсников ФСКТ СПБГУКИ 10.Профиль школьного образования первокурсников ФСКТ СПБГУКИ 11.Наличие предыдущего образования у первокурсников ФСКТ СПБГУКИ 12.Восприятие преподавателя первокурсниками ФСКТ СПБГУКИ   1.Социально-бытовая среда СПБГУКИ 2.Модные тенденции в области образования 3.Авторитет СПБГУКИ 4.Мнения родителей первокурсников о высшем образовании в СПБГУКИ 5.Территориальная доступность СПБГУКИ 6.Адаптационные программы для первокурсников (тренинги) ФСКТ СПБГУКИ 7.Включенность студентов в социальную деятельность СПБГУКИ

 

Интерпретация основных понятий:

Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операционная интерпретация
I.1.Студенты I и II курсов ФСКТ СПБГУКИ     II.1.Условия, влияющие на адаптацию первокурсников ФСКТ СПБГУКИ     III.1.Успешность включенности первокурсников в учебный процесс ФСКТ СПБГУКИ     IV.1.Межличностные отношения первокурсников ФСКТ СПБГУКИ   V.1.Учебный процесс ФСКТ СПБГУКИ   VI.1.Личные качества каждого первокурсника ФСКТ СПБГУКИ     VII.1. Мотивация первокурсников ФСКТ СПБГУКИ     VIII.1.Наличие предыдущего образования у первокурсников ФСКТ СПБГУКИ   IХ.1.Социально-бытовая среда СПБГУКИ.   Х.1.Восприятие преподавателя первокурсниками ФСКТ СПБГУКИ   .формационное ежда) чь,давателя( чения вышающих акиал ХI.1.Информационное Обеспечение ФСКТ СПБГУКИ     ХII.1.Материально-техническое оснащение ФСКТ СПБГУКИ     ХIII.1.Включенность первокурсников в социальную деятельность ФСКТ СПБГУКИ     ХIV.1.Педагогическое влияние I.1.1.Студенты 1 курса дневного отделения I.1.2.Студенты 2 курса дневного отделения   II.1.1.Межличностные отношения первокурсников внутри группы II.1.2.Учебный план II.1.3.Материально-техническое оснащение II.1.4.Педагогическое влияние II.1.5.Мотивы поступления в СПБГУКИ II.1.6.Социально-бытовая среда СПБГУКИ II.1.7.Финансовые возможности первокурсников II.1.8.Авторитет СПБГУКИ   III.1.1Бесконфликтные взаимоотношения в группе III.1.2.Высокая успеваемость III.1.3.Знания об основных положениях университета III.1.4.Умение ориентироваться в корпусах СПБГУКИ III.1.5.Знание преподавателей, читающих лекции данному курсу.     IV.1.1.Социальная активность учащихся. IV.1.2Уровень конфликтности IV.1.3.Колличество учащихся в группе   V.1. 1.Степень загруженности первокурсников V.1. 2. Педагогическое влияние на первокурсников V.1. 3. Наличие адаптационный программы для первокурсников (тренинги). V.1. 4. Наличие групповых заданий в процессе обучения. V.1. 5.Удобное расписание занятий (равномерное, без «окон», без переездов в другое здание) V.1. 6.Рациональное соотношение аудиторных теоретических и практических занятий V.1. 7.Количество изучаемых дисциплин и их профессиональная востребованность V.1.8. Обеспечение контроля посещаемости занятий V.1.9. Планирование мероприятий по предотвращению задолженностей у студентов (пропустивших занятия по уважительной причине)     VI.1.1. Степень Общительности/Замкнутость. VI.1.2. Возрастные особенности. VI.1.3.Интеллектуальное развитие VI.1.4.Самодисциплина (умение заставить себя заниматься) VI.1.5.Уровень знаний, заложенных в школе   VII.1.1. Мотивация учебной деятельности в связи с возможностью получить престижную, высокооплачиваемую работу VII.1.2.Наличие промежуточной аттестации. VII.1.3.Желание получать стипендию. VII.1.4.Желание получить авторитет среди одногруппников и преподавателя. VII.1.5.Интерес окружающих (родственников) к учебным достижениям.   VIII.1.1. Выпускники школы VIII.1.2 Выпускники учреждений среднего специального образования VIII.1.3.Законченное высшее гуманитарное образование. VIII.1.4. Законченное высшее техническое образование.   IХ.1.1.Наличие медпункта IХ.1.2.Наличие столовой IХ.1.3.Наличие буфета IХ.1.4.Наличие туалетов IХ.1.5.Обеспечение общежитием IХ.1.6.Наличие службы безопасности (охрана) IХ.1.7.Наличие мест(аудиторий) для самостоятельной работы   Х.1.1.Умение преподавателя четко и доступно излагать материал Х.1.2.Умение заинтересовать аудиторию(использование педагогических методик, повышающих активность студентов) Х.1.3.Использование наглядных средств обучения Х.1.4.Умение найти индивидуальный подход Х.1.5.Личностные качества преподавателя(культура поведения, речь, внешний вид, одежда)     ХI.1.1.Режим работы библиотеки ХI.1.2.Обновление библиотечных фондов ХI.1.3.Возможность и доступность (цена)получения информации на бумажном или электронном носителе ХI.1.4.Наличие компьютерных классов с выходом в сеть Интернет ХI.1.5.Наличие компьютерных обучающих программ   ХII.1.1.Обеспечение аудиторными площадями ХII.1.2.Комфортабельность аудиторий(освещенность, акустика, температура, техническая оснащенность, экологические и эстетические показатели) ХII.1.3.Оборудование аудиторий (современная приборная база, аудио-видео техника) ХII.1.4.Компьютерное оснащение ХII.1. Обеспечение учебно-методической литературой     ХIII.1.1.Участие в предметных олимпиадах ХIII.1.2. Участие в конкурсах рефератов ХIII.1.3. Выступление с докладами на научных конференциях ХIII.1.4. Представление студенческих работ на конкурсы   ХIV.1.1.Авторитетность ХIV.1.2.Компетентность ХIV.1.3.Статусность ХIV.1.4.Лояльность    

 

 

В ходе исследования была проведена фокус-группа, ориентированная на объективизацию проблемы. Были опрошены 6 первокурсников ФСКТ СПБГУКИ дневного отделения и 6 второкурсников ФСКТ СПБГУКИ вечернего отделения.

1. Как Вы представляете свою будущую профессию?

 

 

2. Почему Вы выбрали именно ФСКТ СПБГУКИ?

3. С какими трудностями Вы столкнулись во время обучения?

 

4. Кто или что чаще помогает справляться Вам с проблемами в учебной деятельности?

 

5. Как долго продолжалось, а может быть, продолжается и сейчас Ваше освоение в условиях СПБГУКИ и нового коллектива?

6. Вам легко общаться со всеми одногруппниками?

 

 

7. Вы с радостью идете в университет или чаще вам хочется остаться дома?

 

8.Проходили ли вы тренинги тренинги на сплочение коллектива?

 


[1] П. А. Просецкий «Психология профессионально-направленного студенческого коллектива»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: