и система контроля знаний




Индивидуальная образовательная траектория

Гневашева Ольга Валентиновна

Доклад на Межрегиональной Уральской конференции по семейному образованию

Пермь 19 ноября 2016 года

 

Здравствуйте, уважаемые участники конференции.

Слушая выступления предыдущих докладчиков, я поняла, что и подготовленное мною сообщение во многом пересекается с затронутыми проблемами.
Например, кто-то задавал вопрос о репрессиях со стороны разных контролирующих органов. Думаю, в этом вопросе я могу кому-то помочь, так как имею опыт – уже 3 заседания ТКДН у нас за плечами.

Немного расскажу о нас.
Я - художник, философ, журналист.
Стаж обучения дочери Даны в форме СО - 5 лет, шестой идет. Мы перешли на эту форму обучения в 4 классе — а сейчас уже в девятом.
(Вот она, моя дочь, вот ее работы. Если кого-то заинтересует процесс, мы привезли альбомы, публикации, документы и т.д. То есть, подробности, если они нужны – здесь, для желающих).

Место проживания - Свердловская область, поселок городского типа. Это районный центр, депрессивная территория, со всеми вытекающими следствиями. На момент перехода на семейную форму мы были там единственными, так что пришлось начинать с нуля... Это не Москва, с ее богатым опытом...

Никаких «экспериментов над собственным ребенком» ради «собственных амбиций» (это высказывания членов комиссии ТКДН) не задумывалось — ребенку просто было плохо, она плакала весь третий класс. Причины не в том, что в школе что-то было плохо. А в индивидуальных особенностях ребенка + стечение обстоятельств — и семейных, и не только семейных. И в итоге я, как слабонервная мамаша, не выдержала этих страданий и вывела ее на СО.

Когда я решилась на этот перевод, даже представить не могла, во что выльется этот «эксперимент». Но сейчас могу сказать, что накопился богатый материал, который требует осмысления. Поэтому мне выход на людей, которым это интересно, тоже нужен, потому что у нас общения полноценного с единомышленниками нет.

Общие соображения.

Для начала немножко об общей ситуации хочу сказать. Потому что видела достаточно противников нашей позиции, которые считают, что ИОТ – это абсолютное зло, и что все эти размытые ФГОСы – это тоже зло, что ребенок уходит в пустоту. Радетели за возвращение полноценного образования в этом видят минус.
Сейчас много говорится и пишется о катастрофе образования, разрушительном воздействии реформ, конкретно — ЕГЭ, и так далее. Связь образовательного процесса и формы контроля, переформатирование под нее всей системы образования, учебного процесса показывает в своих выступлениях профессор ПетрГУ, математик А.В.Иванов (https://www.youtube.com/watch?v=0GNfJut-dyo). Если
кого-то интересует, могу дать ссылки – у них целое сообщество, группа «За возрождение образования». Там не кухарки общаются, люди высокого уровня в этой области. И они показывают, что современная форма контроля знаний разрушительна для образования — не только школьного, но и высшего. Показывают механизм этого взаимодействия.

Многие родители сейчас видят выход в выводе ребенка из школы на СО.

Я тоже. Кажется очевидным: если речь идет о катастрофе в школьном образовании, то ведь СО – это выход! Конечно, в государственных масштабах этот вариант школу не заменит, но это способ спасти конкретного ребенка ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, пока всю эту гигантскую машину ВСЕОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ пытаются развернуть... то туда, то сюда... И семья (не всегда и не всякая, конечно) может это сделать, не дожидаясь каких-то глобальных преобразований, очередных революций или правильных политических решений.

Действующее законодательство дает такую возможность.

Многие возмущаются размытостью ФГОС, оскорбительно низким минимумом обязательных знаний для получения аттестата, считают губительным предоставляемое законом право возможности движения обучающегося по «индивидуальной образовательной траектории». Но если все-таки исходить из того, что кто-то считает ИОТ злом, которое ведет к снижению уровня образования детей, то я хочу выделить тот момент, который мне кажется главным: «верхняя планка» учебных достижений ребенка ФГОС не установлена. Размытость, неопределенность — дает свободу маневра. ИОТ позволяет самому установить уровень — причем, высокий не запрещается, и двигаться к нему.

НО — вот тут как раз все упирается опять-таки в СИСТЕМУ КОНТРОЛЯ качества образования, со стороны системы управления образованием. На практике — через школу и местное управление образования. От ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА. Так, как на местном уровне эта воля государства понимается конкретными местными исполнителями.

Не буду здесь описывать подробности, это слишком долго. Скажу только, что именно в этом «пункте» у нас возникли серьезные проблемы — из-за расхождения во мнениях, относительно воли государства по части контроля. То есть моего родительского права определять индивидуальную образовательную траекторию своего ребенка, формы и периодичность контроля результатов его обучения.

Конкретно наша ИОТ уже прошла и через обращение к уполномоченному по правам ребенка Свердловской области, и через три заседания ТКДН (территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), и с прокуратурой я успела пообщаться... Была готова и к обращению в суд. Пока обошлось без этого.

Хотела обратиться за помощью к профессиональному адвокату, но он отказался, по причине, что он не специалист в этой области. Действительно — область не разработанная, прецедентов нет, работы много. Как сказала помощник адвоката — только этим делом и придется заниматься. В общем, как я понимаю, это им тоже невыгодно. Так что, если дело до суда дойдет, придется "отстреливаться" только собственными силами. Как и все эти пять лет.


Первые выводы:

На основании нашего опыта, могу заключить, что теоретически право на индивидуальную образовательную траекторию, определяемую родителями, существует, но реализовать его в существующих условиях — проблематично.

 

Какие препятствия возникают на пути, как мы с ними боролись и так далее — у меня много материала на эту тему накопилось за пять лет нашего «эксперимента»: документы, переписка, аудиозаписи, стенограммы заседаний ТКДН.

 

Я пыталась найти школу, которой было бы интересно — хотя бы в качестве эксперимента — проверить результаты нашего обучения в НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЕ. Но пока такой школы я не нашла.

Подавая заявления с просьбой рассмотреть возможность прохождения ПА по нашему проекту, я просила в случае отказа обосновать – ПОЧЕМУ школе это неудобно. Вразумительного ответа не получила. Но могу представить, что если в нашей, например, школе 800 учеников, и каждый двинет по своей ИОТ — это просто нереально, каждого как-то индивидуально контролировать... Думаю, школу понять можно.

Я считаю, что движение по действительно оригинальной ИОТ вообще несовместимо с прохождением ПА в стандартной форме.

В результате, если коротко, мы ушли в свободный полет. В течение трех лет мы сдавали промежуточные аттестации, на 4 год мы отказались от них. Вообще. Уже в течение трех лет мы промежуточные аттестации не проходим. Но это решение нам «даром не прошло» - мне пришлось защищать свое право на заседаниях ТКДН. Их было три.

Третье – по моей инициативе. Я сама подала заявление с встречным требованием - защитить моего несовершеннолетнего ребенка от незаконного преследования, которое вредит его здоровью и качеству образовательного процесса.
Оно очень длинное, поэтому приводить здесь его не буду – это текст на 13 листов: обоснования моей позиции с точки зрения закона, что ПА – это право, а не обязанность, перечень большой аргументов, почему я убеждена, что это так. И в заключение пишу, что так как я очень серьезно отношусь к образованию своего ребенка, прикладываю для этого массу сил, средств, то публичное, неоднократное, письменное обвинение меня в нарушении закона и безответственном отношении к соблюдению права ребенка на получение качественного образования — является оскорблением чести и достоинства, унижением и так далее — и что это подходит под соответствующую статью. Мы несем ущерб и материальный, и моральный, вред здоровью и я могу требовать, в случае суда, и компенсации этого вреда. В итоге...

Валерий Гершонович Штраус (ВШ)– Они пошли навстречу?

ОГ – Да. Приняли решение в нашу пользу.
Но, в общем, я пришла к выводу, после бурных обсуждений, что учителей и членов комиссии не волнует, что ребенок знает и может, не волнуют все эти процессы. Для них главное, чтобы им не «досталось». Они себя защищают. И, в конечном счете, я защищала школу. Так как школа мотивировала передачу нашего дела в комиссию тем, что она обязана за нас отчитываться, так как этот ребенок за нею закреплен, по причине проживания на этой территории. Мне пришлось доказывать то, что они не обязаны нас контролировать. (У меня есть аудиозаписи и стенограммы всех этих заседаний). Главный аргумент защиты был: обучение в форме СО — это обучение ВНЕ образовательной организации, и поэтому с момента уведомления мною Управления образования и издания приказа УО о переводе ребенка на СО моя дочь не является обучающейся данной школы, и школа не обязана отвечать за качество обучения этого ребенка, не обязана его контролировать, а мы не обязаны перед ней отчитываться. Так как по закону мы имеем право выбора образовательного учреждения для прохождения ПА, то закрепление за школой является незаконным. Пока я не написала заявления с просьбой о прохождении ПА, у нас с данной школой нет образовательных отношений, и она не несет никакой ответственности за нас.
Я исходила из этого же и в своей постановке вопроса в поданном мною позже заявлении в УО: «Прошу назвать нормативно-правовые акты (с указанием статей, пунктов), которые обязывают Управление образования осуществлять контроль за:

- прохождением обучающегося в форме семейного образования промежуточных аттестаций и их периодичностью;

- местом их прохождения;

- местом хранения личного дела обучающегося».


ВШ – Такого нет. Нет таких документов.

ОГ – Да. Я поставила вопрос именно так: покажите мне их, это будет действительным доказательством того, что это не желание вашей правой ноги, а именно ваша обязанность.
В результате они на этот вопрос не ответили, очевидно, не нашли таких … Но я получила подтверждение от УО того, что ПА – это право, а не обязанность.
Вот полный текст этого ответа:
«В ответ на Ваше заявление от 29.08.2016 г. Управление образования Администрации... городского округа сообщает, что прохождение промежуточной аттестации учащимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом (ч.3 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации — далее Закон), а не обязанностью, поэтому он, в принципе, не обязан проходить промежуточную аттестацию.
Однако в связи с тем, что для получения аттестата об основном общем образовании необходимо прохождение государственной итоговой аттестации, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за 9-й класс (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 25 декабря 2013 г. № 1394), прохождение промежуточной аттестации становится необходимым для тех учащихся, которые имеют желание получить аттестат об основном общем образовании.
В том случае, когда учащийся имеет желание получить аттестат о среднем общем образовании, ему необходимо пройти государственную итоговую аттестацию, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400), поэтому прохождение промежуточной аттестации в 10-м и 11-м классах становится необходимым.
С учетом сказанного прохождение промежуточной аттестации является обязательным только для учащихся 9-х (10-х и 11-х) классов, претендующих на получение аттестата об основном (среднем) общем образовании, а для учащихся 1-8 классов прохождение промежуточной аттестации не является обязательным.
При этом следует иметь ввиду, что форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации самостоятельно устанавливаются образовательной организацией (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона) и закрепляются в локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона), принимаемом с учетом мнения совета учащихся и совета родителей (ч. 3 ст. 30 Закона), который обязательно размещается на официальном сайте образовательной организации в свободном доступе (пп. «д» п.2 ч. 2 ст. 29 Закона). А это значит, что если учащегося или (и) его законных представителей не устраивают сроки, формы или порядок прохождения промежуточной аттестации, они не вправе требовать от образовательной организации конкретных, удобных именно им, сроков, периодичности и форм промежуточной аттестации, но они вправе выбрать для прохождения промежуточной аттестации другую образовательную организацию, сроки, формы и порядок прохождения промежуточной аттестации в которой их устраивают».

Судя по нему, мы ОБЯЗАНЫтолько в 9 классе проходить ПА, остальное все – ПРАВО. Только в 9 классе – ОБЯЗАННОСТЬ, да и то, если мы претендуем на получение аттестата.

Участница – Если нужен, приходите, а если аттестат не нужен, то можем и не приходить?
ОГ – Да, я тоже так поняла. Точно так же в 11 классе.
ВШ – Там обязательно.
ОГ – Это не мое мнение, я ссылаюсь на ответ УО.
Меня спрашивали на комиссии, когда уже я обратилась к ним за защитой: чего Вы хотите добиться? Отвечала: Чтобы нас оставили в покое. Потому что в определенный момент я поняла, что аттестации только вредят. Они ничего не показывают, никаких знаний не показывают, они разрушают мышление.
ВШ (присутствующим) – Вот здесь выставка ребенка, о котором сейчас рассказывают вам, можете посмотреть.
Участница – Это Ваш ребенок?
ОГ – Да.
Участница – Какой класс-то?
ОГ – Девятый. Но на данный момент мы уже прошли материал 9-го класса.
Сейчас я пока говорю только о ПА и о том, что мы их не сдаем, и я получила официальное подтверждение того, что мы имеем право их не сдавать.
ВШ – В девятом классе придется сдавать.
ОГ – В этом вопросе мы еще не определились, мы еще думаем.
Участница – Если вы хотите получить аттестат...
ОГ – ЕСЛИ МЫХОТИМ. А если мы не хотим?
Участница – Вот здесь Вас могут комиссии...
ОГ – Дойдем до этого, тогда будем дальше решать.
ВШ – В федеральном законе конкретно указано, что вы обязаны...

ОГВторое, что я хочу сказать – по поводу общения с единомышленниками.
Нам было очень трудно сюда попасть. Но у нас есть предложение, давно об этом думаем. Мы не можем выезжать, но мы можем приглашать к себе. У нас художественная мастерская, и там достаточно большие возможности. Мы хотели создать что-то типа дома творчества для хоумскулеров и анскулеров, место для общения, куда можно будет приезжать. Для полноценного Дома творчества требуется строительство жилья для гостей, но пока в летнее время можно приезжать и так, рядом есть две гостиницы.. (Предложение распечатанное тоже есть, можно посмотреть, если это кого-то интересует)
Участница – Где это? Можно координаты?
ОГ – Свердловская область, Пышминский район. Подходите, пообщаемся. Визитки на столе выложены.

Участница – Вы получали компенсацию за те три года, когда сдавали аттестации?
ОГ – Нет. В Свердловской области они по закону прописаны, но там есть «интересное» условие: не только прохождение ПА благополучное, но и наличие педагогического образования у одного из родителей, или официального договора с профессиональным педагогом. У меня есть ответ прокуратуры, где это четко указано. Я считаю, что это противозаконно, в федеральном законе нет такого условия, но я не стала биться за компенсации. Мне проще отказаться от их выплаты, чем от свободы выбора. Хотя, разумеется, нам эти деньги были бы совсем не лишними.

Участница – Скажите, а вот когда вы освободились от аттестаций, у вас процесс обучения не сбился? Этот дисциплинирующий момент ушел, без него процесс организации –успешен? Вы почувствовали – плюс?
ОГ – Вы знаете, я бы эти явления поставила в обратном порядке. У нас аттестации шли за образовательным процессом. Менялся образовательный процесс, менялись формы аттестации. Это все были вызовы жизни, так скажем. Мы шли за обстоятельствами. Учебный процесс не страдал. Она девочка ответственная, и сама не любит, когда у нее что-то не получается, когда не понимает чего-то... Она всегда училась хорошо – и в школе на пятерки училась, и аттестации мы все сдавали на отлично.
Участница – А сейчас?
ОГ – А сейчас мы просто отказались от них. Мы хотели сначала полностью за 9 класс сдавать, но нам не давали спокойно этого сделать. Мы предлагали различные варианты, хотели сделать интересные работы, но они никому не нужны. Потому что это трудоемко.
Участник – Разрешите вопрос? Если вам не нужны никакие ПА, не нужны никакие компенсации, почему бы вам не перейти на экстернат?
Участник – Сейчас этого нет.
ОГ – Да, я забыла сообщить один немаловажный момент. Нам помогало защищаться еще и то, что мы заключили договор с Экстерн-офисом Битнера – без прохождения аттестаций. У нас только текущее тестирование. То есть, это доказательство того, что текущий контроль со стороны педагогов есть.
Участник – Какие методики вы используете?
ОГ – Поскольку я не педагог, то четко не формулировала ответ на этот вопрос, особой необходимости в этом нет.
У нас, в общем-то, все стихийно. Но естественно, я ориентируюсь на стандарты, они у меня все есть. Есть материалы Битнера, есть учебники, школа нам давала... У нас все прекрасно со школой было, кроме аттестаций. Кстати, мы у них первые были, но теперь у них есть и СО, и самообразование – два человека уже закончили школу в этой форме. И дистанционное обучение они сделали.
Участник – То есть, школа помогала?
ОГ – Да. У нас, в принципе, неплохая ситуация была. Причиной «противостояния» нашего со школой стало несоответствие нашей ИОТ нормативным документам школы, которые не предусматривают такого метода обучения и прохождения ПА. Три года мы проходили ПА там, и все было хорошо, ребенок показывал отличные результаты. А потом вдруг школа решила, что метод погружения, к которому мы пришли на второй год обучения, не предусмотрен нормативными документами – и наше «все хорошо» на этом закончилось. А у нас близко только одна школа, которая имеет (теперь уже) опыт работы с СО и самообразованием.

Единственным выходом в нашей ситуации было право выбора другой школы.

Главный аргумент защиты нашей – именно факт, что обучение в форме СО – это обучение ВНЕ образовательных учрежений.


Участница – Скажите, а чем отличается самообразование от СО? В чем практическая разница заключается?
Участник – Практической разницы нет, просто по закону самообразование только в старших классах разрешено.
ВШ – Компенсаций нет.
Участница – На самообразовании не будет компенсаций?
Участник – Никто же не работает.

ВШ – Еще вопросы?
Участница – Можно ли вобще не учиться? То есть – государство обязывает получать образование, или можно полностью отказаться?
ОГ – Нет, по закону родители обязаны дать образование, до 9 класса обязательно.

В двух словах можно обобщить все сказанное так: я пыталась свести контроль к минимуму, чтобы это не вредило процессу. Потому что это вредит процессу. И вот ЭТОЙ СВЯЗИ ПЕДАГОГИ НЕ ВИДЯТ. У них установка примерно такая: ну что Вы упираетесь, у Вас от ребенка не убудет, а у школы проблемы будут. В случаях неоднозначного толкования пунктов закона комиссия рекомендует школе в прокуратуру обратиться – а вдруг комиссию в чем-то обвинят, если что-то не так?

Участница - Вы прикреплены, получается, к частной школе Битнера?
ОГ – У нас с ним только на тренировку договор. У него есть варианты с прикреплением к школе и без прикрепления, самостоятельно. Мы у него уже три года, сейчас уже 10 класс взяли.
Участница – Как тьюторы они выступают, да?
ОГ – С нами сам Битнер работает. Я имею в виду, что аттестации мы там не проходим. По большому счету, нам они тоже не подходят – у него нет аттестаций за ступень. С этого года он создал такую возможность для начальной школы, но для основной пока нет.
Участница – Это все платно?
ОГ – Да, платно, но там не очень много. Но бесплатной альтернативы – нет. Во всяком случае, в небольших городах и поселках. Возможные варианты – или поездки в другие населенные пункты, или дистанционное обучение. Эти варианты требуют дополнительных расходов. Я упомянула о том, что место нашего проживания – депрессивная территория, потому, что в таких местах высокий уровень безработицы. И если это обстоятельство может быть и плюсом – с точки зрения наличия свободного времени у родителей, то одновременно это и минус - финансы семьи ограничены.

Участница – То есть, Экстерн-офис для вас — контроль знаний, срез знаний..?
ОГ – Можете посмотреть, я привезла документы – договор, отчет об образовании за конкретный класс, папку с тестами по одному предмету – по всем такие есть, за все годы. Сначала это было предпринято, как элемент защиты, но он нам действительно помогает в учебном процессе, мы у него многому научились.
Участница – Но вы к школе не прикреплены?
ОГ – Для нас главным в этом сотрудничестве было — наличие доказательства того, что ребенок образование получает. А потом - главным было как раз открепиться от школы, когда я потеряла надежду придти к согласию в вопросе о ПА.

ВШ – Последний вопрос.
Участница — Образование вы получаете, а социализация-то ребенка?
ОГ — С социализацией у нас все отлично. Она живая, настоящая. Вот она, дочка, здесь стоит, можете с ней поговорить.
ВШ — Да, было бы интересно услышать. Пусть она два слова скажет — по подругам, по друзьям: где они учатся, как она их приобрела, где?
ОГ — Но она-то, в принципе, к выступлению не готовилась. А по друзьям, где их приобрела... Она же до 4 класса училась в школе. С кем-то из одноклассников и сейчас общается. В музыкальной школе учится — там тоже общение. Два лета ходила в оздоровительный лагерь, в кружки ходила с пяти лет. Литературную гостиную местную в библиотеке районной посещает с первого дня ее создания, уже 10 лет. Вот у нас сборник последний авторов этого объединения, там ее стихи тоже есть. Декоративно-прикладным искусством занимается. Я журналы привезла, свои публикации — в одном есть о ее участии во Всероссийском конкурсе «Данилушка». Если я иду делать какой-то материал по народному творчеству — она идет со мной, и не только как зритель, где людей интересных видит и слушает, но и помогает — фотографирует, или запись ведет на диктофон, когда фотографирую я. На ярмарку ездили в Ирбит... В выставках участвует... Тоже альбомы есть, привезли их. В общем, у нас интересная жизнь, и общения достаточно у нее.

Участник: Высшее образование планируете?
ОГ — Да, планируем. Как ни странно, но ребенок наш творческий нацелился на МФТИ — хочет быть физиком-ядерщиком. Разумеется, я знаю, что они абитуриентов на базе 6 классов не принимают. (Если у нас аттестации только до 6 класса пройдены). Но здесь мы ищем тоже индивидуальные пути решения этого вопроса. Кстати, в законе на эту тему есть интересные моменты... И, казалось бы, закон и в этом идет навстречу.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013

г. № НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" есть еще и такой интересный момент о праве выбора образовательной организации для прохождения ПА, и даже ГИА:

«Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов. Например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации».

Наверное, можно пойти и дальше в этом направлении. Но я уже итак задерживаю ваше внимание слишком долго, так что пора закругляться, пожалуй.

ВШ — Хорошо. Но доклад содержательный, есть, что посмотреть, мама потрудилась, так что Вы не беспокойтесь, что задержали.
Участница — Маленькую-маленькую ремарочку скажу по поводу: «связь аттестаций и компенсаций». В Америке почему такое огромное количество хоумскулеров? Потому что там государство не требует аттестаций и не платит за это. Поэтому там такое огромное количество хоумскулеров.
ОГ — Ой, извините, можно еще один пунктик? Как раз об этом я тоже хотела сказать. По поводу высшего образования — в Америке более трехсот вузов, которые на особых условиях принимают хоумскулеров, без всяких аттестатов. В журнале «Семейное образование» (№ 3) была статья («Мечтать не вредно») о том, как вузы США принимают хоумскулеров-анскулеров.

Я думаю, нам тоже нужно добиваться того, чтобы наши вузы принимали наших «хоумскулеров» на особых условиях, без аттестатов. Именно — только на выходе контроль. Точнее — на входе. Вот если мы хотим поступить в МФТИ — мы сдаем экзамены в МФТИ, на основании их требований, исходя из которых и готовимся. Это и будет итоговый контроль полученных на СО знаний. И все страсти по поводу ПА, ГИА и тому подобные отпадут автоматически.

    1. Я думаю, стоит предложить на рассмотрение вопрос о приеме хоумскулеров в вузы без школьных аттестатов и баллов ЕГЭ, по результатам вступительных экзаменов. Каждый вуз может предложить свои условия приема для этой категории абитуриентов.

(Можно предложить изучить опыт США в этом вопросе).

 

Думаю, если у нас этого не будет, то начнется (или увеличится) отток хорошо подготовленных на СО детей из России — туда, где это возможно. Наши молодые "мозги" еще усерднее поплывут за границу...

На фоне тех страстей, которые кипят по поводу катастрофического падения уровня образования в школах и вузах — мне кажется, это серьезный аргумент.

Проблемы разные есть: закрытие школ в сельской местности, удаленность ближайших школ. Например, недавно в сети появился такой материал:

«В школу с топором» — https://takiedela.ru/news/2016/11/07/moi-topor-zaryt-v-lesy/ (В башкирском селе детям, вынужденным ходить в школу в соседнее село, выдали топоры для защиты от волков в лесу).

В начале июня был материал о закрытии 10-11 класса в сельской школе, в Карелии – так как там всего две ученицы хотели продолжить свое образование. Деревня Уница. И там даже интернета нет. В прошлом году был скандал с закрытием старших классов у их соседей — в Великой Губе. Как-то там пришли к компромиссу, но с условием: учить будем, сдавать — придется ехать за 100 км.

Еще один бурно обсуждаемый вопрос – о сегрегации в образовании. Когда ребенок чуть не с пеленок должен суметь определить свой жизненный «профиль», и получать только необходимый для него набор знаний, лишившись при этом возможности получать знания по тем предметам, которые для этого профиля не требуются. Причем определять это будет не он, не родители, а опять-таки система, школы – через баллы ОГЭ. А если родители не хотят лишать ребенка свободы выбора в будущем, и предпочитают дать ему полноценное среднее образование, широкий кругозор и так далее?

Как людям быть в таких ситуациях?

Казалось бы – СО и самообразование – единственый разумный и доступный выход.

Но – ездить на аттестации за 100 км, или в школу «твоего» профиля на другой конец города, или вообще в другой населенный пункт – тоже проблема, особенно при отсутствии собственного транспорта.

Состоятельные родители выход найдут, а вот детям, у которых в распоряжении только собственный ум и желание учиться, выхода практически нет. Если люди не хотят форматировать свою жизнь под ЕГЭ или ОГЭ, не хотят "определять" свой "профиль" раньше времени, поэтому не считают возможным что-либо исключать из своей программы "общего развития"... Хотят дать детям полноценное общее образование, для начала — ОСНОВное — то есть ХОРОШУЮ ОСНОВУ в качестве старта...?

УЧИТЬСЯ САМ — при желании настоящем, человек может. Но ДОКУМЕНТ об образовании родители ему не выдадут, и сам он его себе не нарисует.

Для получения же его — все упирается опять-таки в вопрос о КОНТРОЛЕ знаний. По большому счету, все эти поездки для того, чтобы кто-то там тебя проконтролировал, — чистая фикция для отчетности УО и ОУ. Для семьи же это просто неразумная трата сил и времени, и родителей, и детей.

Мне кажется, за это стоит биться сейчас – прямой выход на вузы, контроль там, куда поступает ребенок.


ВШ — Я думаю, мы дорастем до этого. Надо массу набрать, количество по России...
И еще, у меня просто реплика... Обычно так режет ухо — «хоумскулер»... Не по-русски это... Есть русские аналоги - домашнее обучение, например.
Участница — У нас привыкли, что домашнее обучение — это больные... Но можно — семейное...


ОГ - Второе мое предложение: создать «Скорую юридическую помощь» - куда родители могли бы обратиться в экстренной ситуации.

Недавно, например, ко мне обратилась с вопросом мама, из Тюменской области, которой УО угрожает отобрать детей – в случае отказа от ПА... Ей пришлось обращаться за помощью к уполномоченному по правам ребенка Тюменской области. Родители в начале пути часто не могут сами права ребенка и семьи грамотно защищать. Адвокатов, компетентных в этой теме, еще мало, а в сельской местности вообще нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: