Суть его работы можно выразить следующими простыми словами: организация выполнения всех необходимых работ для достижения коллективом главной цели — увеличения объема продаж.
Обычно в сферу деятельности руководителя отдела продаж или менеджера по продажам входят следующие основные направления:
1. Планирование.
2. Координация.
3. Контроль.
4. Оценка.
5. Мотивация.
Все основные задачи, решаемые руководителем отдела продаж:
1. Выработка стратегии поиска новых клиентов. То есть руководитель должен постоянно изучать потенциальных новых клиентов компании, составить их характеристики, оценить вероятность установления отношений с разными категориями и типами новых клиентов. Он должен определить, в каком направлении нужно вести поиск конкретных типов клиентов, какие технологии применить для того, чтобы привлечь их в компанию.
2. Обучение торговых представителей. Это очень важная и достаточно широкая сфера деятельности руководителя. Ее мы рассмотрим отдельно.
3. Информирование компании о ситуации на внешнем рынке. Хорошо, когда в компании существует отдел маркетинга, который занимается сбором информации на рынке, тем самым существенно помогая руководителю отдела продаж ориентироваться в соответствии с динамикой рынка.
4. Поддержание дисциплины в своем отделе. Здесь все понятно. Без определенной дисциплины невозможно обеспечить выполнение планов, достижение поставленных перед отделом целей. Главное — чтобы не перегнуть палку и не убить самостоятельность продавцов вместе с ответственностью.
5. Постановка задач торговому персоналу. Руководитель должен уметь таким образом распределить задачи между своими подчиненными, торговыми представителями, чтобы они постоянно, в любое время четко представляли, что нужно делать в данный момент и что нужно делать после.
6. Распределение территории. Если компания использует территориальное распределение торговых представителей, то, конечно, руководитель должен сам распределять территории.
7. Оценка и контроль результатов. Каждый товар, метод продаж, каждая ситуация на рынке требует применения разных критериев оценки результатов работы торговых представителей. Чем лучше руководитель объяснит, какие критерии в данный момент применяются для оценки, тем больше шансов на успех в достижении поставленных целей.
8. Распределение поощряющих стимулов. В зависимости от избранной им системы оценки результатов руководитель должен уметь справедливо распределить поощрения.
9. Оптимизация бизнес-процессов. Рынок никогда не прощает застоя. Любая, даже самая эффективная на данном промежутке времени, технология продаж может и обязательно станет устаревшей очень скоро. Все меняется и двигается вперед. Поэтому руководитель должен постоянно искать новые возможности оптимизации бизнес- процессов, не дожидаясь кризисов, когда придется этим заняться вынужденно, не гарантируя положительный результат.
10. Работа с жалобами и клиентами. Работа с жалобами часто выходит за рамки компетенции отдельного торгового представителя, продавца. Они являются очень важным источником информации, позволяющим обнаружить слабые места в работе как самого отдела продаж, так и компании в целом.
11. Помощь в поиске клиентов. Конечно, основная обязанность торгового представителя чаще всего заключается в том, чтобы привлечь в компанию новых клиентов, установить с ними отношения, организовать поставку продукции им.
12. Мотивация сотрудников. Мотивация сотрудников требует очень серьезного и внимательного отношения со стороны руководителя. Мы рассмотрим эту задачу отдельно и довольно подробно.
Согласно инструкции руководитель отдела продаж имеет право: | |
Действовать от имени структурного подразделения и представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации в пределах своей компетенции. | |
Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности. Контролировать выполнение плановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий. | |
Вносить на рассмотрение руководителя организации представления о назначении, перемещении и увольнении сотрудников структурного подразделения; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий. | |
Знакомиться с проектами решений Генерального директора, Коммерческого директора, иных должностных лиц, касающихся продаж предприятия. | |
Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию Руководителя отдела продаж. | |
Подписывать и визировать организационно-распорядительные документы по вопросам, входящим в его функциональные обязанности. | |
Вносить предложения по совершенствованию работы отдела продаж, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями. | |
Сообщать руководителям иных структурных подразделений о выявленных во вверенных им отделах недостатках. | |
Использовать для решения профессиональных задач в рамках должностных обязанностей следующие средства: · персональный компьютер, программное обеспечение компании и стандартные программы; · телефонную и электронную связь. |