ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Основные понятия




ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Практическое задание

 

Тема для обсуждения: Имя числительное.

Цель: Изучение лексико-грамматических разрядов числительных, особенностей их склонения, а также выработка умений правильного употребления сочетаний количественных и собирательных числительных с существительными.

 

Основные понятия

 

Числительное – лексико-грамматический разряд слов с количественно-числовым и счётно-порядковым значениями.

Количественные числительные называют число или количество предметов в виде целых величин.

Определённо-количественные числительные (пять, двадцать и т. д.).

Неопределённо-количественные числительные (сколько, столько и т. д.).

Собирательные числительные (двое, трое и т. д.).

Порядковые числительные отражают счётную порядковую систему (второй день и т. п.).

Дробные числительные называют количество как часть целого и состоят из количественных и порядковых числительных (две десятых и т. п.).

По структуре числительные делятся на 3 разряда:

простые числительные – одно слово с одной корневой морфемой (сорок, один и т. п.);

сложные числительные – слова, состоящие из двух корневых морфем-числительных (пятьсот, девяносто и т. п.);

составные числительные – это числительные, состоящие из нескольких простых или сложных числительных (двадцать один, сто тридцать два и т. п.).

Количественно-именное сочетание – цельное сочетание количественных числительных с существительным (двадцать человек, одиннадцать страниц и т. п.).

 

Групповое обсуждение вопросов:

 

· Имя числительное как часть речи.

 

· Лексико-грамматические разряды имён числительных.

 

· Разряды числительных по структуре.

 

· Особенности склонения имён числительных.

 

· Сочетание количественных числительных с существительными.

 

· Употребление количественных числительных.

 

· Употребление собирательных числительных.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Изучите учебную литературу по предложенной теме и составьте тезисы ответа на каждый вопрос.

Задание 2. Прочитайте несколько определений имени числительного. Сравните их. Дайте своё определение.

а) Имя числительное – часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте и выражающая эти значения в морфологических категориях падежа, отчасти рода и числа (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 435).

б) Имя числительное – это часть речи, обозначающая число предметов или их количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательное) и рода (непоследовательно). – Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 246).

в) Имя числительное – это знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в неё слов, расположенных в строгой последовательности, существующую в данном языковом обществе счётную систему, а каждое числительное выражает элемент этой системы – числовое понятие (число, количество предметов, порядок их при счёте – место в счётном ряду). – Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 120).

Задание 3. Прочитайте следующее утверждение: «От других частей речи имена числительные отличаются по значению, грамматическим и лексико-словообразовательным свойствам». Подтвердите это утверждение, сравнивая имя числительное с существительными, прилагательными, наречиями.

Задание 4. Показателями лексико-грамматических разрядов числительных являются значение и морфологические признаки. Назовите показатели количественных числительных, порядковых числительных, дробных числительных.

Задание 5. Некоторые авторы (См. Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 125; Современный русский язык / Под редакцией Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 435) относят к разряду количественных числительных такие подразряды, как: определённо-количественные числительные (пять, двадцать, сто и т. п.); неопределённо-количественные (столько, сколько, много и т. п.); собирательные (двое, трое, десятеро). Проанализируйте это утверждение, подтвердите его или отвергните. При ответе можете использовать и другие учебные пособия (Напр., А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. -- С. 247).

Задание 6. Порядковые числительные в научной и учебной литературе нередко относят к группе относительных прилагательных (Напр., А. В. Дудников.– С. 241).

Подтвердите или отвергните это утверждение.

Задание 7. От числительного один, одна, одно(один человек, одна женщина, одно дерево) необходимо отличать грамматические омонимы – один, одна, одно, выступающие в значении других частей речи (местоимений, частиц, наречий, существительных). Проанализируйте это положение, выписав примеры или из учебных пособий, или из других источников.

Задание 8*. Обратите внимание, слова тысяча, миллион, миллиард в современном русском языке могут выступать то как числительные, то как имена существительные, являясь функциональными омонимами.

 

· Признаки числительных

 

1) Взятые изолированно слова тысяча, миллион и др. имеют чисто числовое значение.

 

2) На письме свободно заменяются цифрами.

 

3) Как и все количественные числительные, участвуют в счёте (сложении, вычитании, умножении, делении).

 

4) От них образуются порядковые числительные.

 

5) В сочетании с существительными образуют неразложимые сочетания.

 

6) Наряду с другими числительными входят в структуру составных числительных.

 

 

· Признаки существительных

 

1) Существительные тысяча, миллион и др. могут употребляться во множественном числе. Значение точного числа утрачивается: Умрут миллиарды людей, а они (курганы) всё ещё будут стоять. (А. Чехов)

 

2) Существительные тысяча, миллион и др., в отличие от количественных числительных, могут иметь при себе согласованные определения: последняя тысяча, десятая тысяча и др.

 

Обратите внимание на разницу склонения сочетаний слов тысяча, миллион и т.п. с существительными, когда эти слова выступают как числительное и как существительное.

 

 

Парадигма

 

Числ. + сущ.   Сущ. + сущ.
  Только единственное число   Ед. число Множ. число
И. тысяча учеников   тысяча учеников тысячи учеников
Р. тысячи учеников   тысячи учеников тысяч учеников
Д. тысяче ученикам   тысяче учеников тысячам учеников
В. тысячу учеников   тысячу учеников тысячи учеников
Т. тысячью (тысячей) учениками   тысячей (тысячью) учеников тысячами учеников
П. (о) тысяче учениках   (о) тысяче учеников о тысячах учеников
  (изменяются оба слова)   (изменяется только первое слово)

 

Задание 9. Несколько лет тому назад на экранах кинотеатров шёл фильм «Человек с тысячью лиц». Грамматическая правильность этого названия вызвала сомнение. А не правильнее ли «Человек с тысячью лицами»? Ответьте на вопрос, используя цитату «При анализе слов тысяча, миллион и др. следует обратить внимание на двоякий характер склонения их сочетаний с существительными. сочетание с тысячей (тысячью) учеников – это сочетание двух существительных, а с тысячью (тысячей) учениками – сочетание числительного (тысяча) с существительным (ученики) в творительном падеже, так как при склонении сочетания числительных с существительным изменяется каждое слово (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 122).

Задание 10. К какой части речи относятся слова уйма бумаги, бездна премудрости, лес рук, пропасть малины и т.п.? В чём их особенности?

Задание 11. Обратите внимание на склонение дробного числительного полтора, полторы.

Числительное полтора имеет родовые различия в именительном -- винительном падежах – полтора, полторы – и сочетается с формой родительного падежа единственного числа существительного – по способу управления: полтора рубля, полторы копейки. В косвенных падежах полтора, полторы имеют общую форму полутора и согласуются в падеже с существительными, которые ставятся во множественном числе: полутора рублей, копеек; полутора рублям, копейкам; полутора рублями, копейками; о полутора рублях, копейках.

Задание 12. Составьте тезисы ответов на данные ниже вопросы (См. Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. – С. 370 – 372).

 

· Особенности употребления количественных числительных (обозначение числительных и при помощи слов, и при помощи цифр в письменной и устной речи).

 

· Употребление собирательных числительных. Синонимия количественно-именных сочетаний.

 

Письменное задание

 

Упр. 1. Прочитайте предложения из текста «Налоги в новом столетии» («АиФ», март 2001 г.). Укажите разряды числительных по значению. Цифровые обозначения чисел запишите.

1. Уже точно известно, что подоходный налог будет один для всех – 13 %. Налогоплательщики обрадовались: в этом году верхняя ставка доходила до 35 %. 2. Шкала будет регрессивной: чем выше средняя зарплата на предприятии, тем меньше работодатель отчисляет в социальные фонды (максимальная ставка – 35,4 %, минимальная – 5 % при средней зарплате свыше 600 тысяч рублей. 3. В 2000 г. расходы на покупки оказались больше задекларированных доходов у 1,6 млн. человек. 4. Доходы ветеранов-«афганцев» и ликвидаторов Чернобыля тоже будут освобождены от подоходного налога (в пределах всё тех же 25 тысяч рублей в год). Кроме того, каждый гражданин получит своего рода прожиточный минимум: от подоходного налога освобождаются доходы в размере 400 руб. в месяц на человека. И по 200 рублей в месяц на каждого ребёнка. Причём эти вычеты будут производиться из зарплаты обоих родителей (раньше налоги не платил только один). Если ребёнка воспитывает только один родитель, его налогооблагаемая база уменьшается сразу за двоих. Иными словами: одинокая мать не будет платить налоги с 800 руб. в месяц.

Упр. 2. Выпишите из текста числительные, записывая цифры словами, распределите их по лексико-грамматическим разрядам и по составу, используя следующую схему:

 

Числительное Простое Сложное Составное
       
Количественное      
Собирательное      
Порядковое      
Дробное      

 

1. Национальные отчёты по наиболее актуальным для Беларуси вопросам издаются в республике с 1995 года. Нынешний национальный отчёт о человеческом развитии за 2000 год, подготовленный вездесущими учёными Беларуси при содействии Программы развития ООН, озаглавлен: «Беларусь: выбор жизни». 2. Есть убеждение – выбор жизни в ХХI столетии должен быть сделан нынешним поколением. 3. Молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет в структуре белорусского населения составляет чуть более 20 %, и в ближайшие 10 лет, по прогнозам экспертов, эта цифра станет меньше на 3-5 %. Доля людей пенсионного возраста, от 65 лет, в это же время – более 13 %. Согласно классификации ООН, население считается старым, если доля лиц старше 65 лет составляет 7 %. 4. Наиболее серьёзной проблемой остаётся радиоактивное загрязнение территории в результате Чернобыльской катастрофы, на которой проживает около 2,2 млн. человек и где расположено свыше 3.600 населённых пунктов, в том числе 27 городских поселений. 5. В 2000 году в Беларуси родилось чуть более 93 тысяч человек, умерло 134517 (почти в полтора раза больше). В страну прибыло на постоянное место жительства из других стран около 209800 человек, покинуло Беларусь 197636. Миграционный прирост в 2000 году по сравнению с 1999-м снизился на 31 %.

Естественная убыль населения в Беларуси наблюдается с 1994 года. С тех пор количество жителей страны сократилось более чем на 300 тыс. человек -- фактически мы лишились наименее крупного областного центра. Если так пойдёт и дальше, то через 10-12 лет нас останется около 9-ти миллионов. (АиФ, март 2001 г.)

Упр. 3. Определите, в значении каких частей речи употребляются слова один, одна, одно, одни.

1. Одно я только позабыл (Некр.). 2. Но где они, друзья мои, теперь? – Одни давно рассталися со мною, перед другими сам я запер дверь… (Некр.) 3. У вас там одни болота (В. Б.). 4. Два дня прождав его, она помчалась далее одна (Некр.). 5. И всё грустит она и бродит по полям одна (П.). 6. Нас жребий один неразрывно связал, Судьба нас равно обманула (Некр.). 7. В одну из белых ночей мы закончили свой труд (В. Як.). 8. Светилось только одно окошко, в большом доме, почти под крышей (В. Брюс.).

Упр. 4. Просклоняйте числительные 39; 411; 3348.

Упр. 5. Поставьте следующие сочетания количественных числительных с существительными и прилагательными в нужной падежной форме. Укажите особенности синтаксической связи.

1. Машины по выходе из ремонта имеют до 70 крупн… дефек… (Леон.) 2. Старик цел… 2 часа высидел среди обломков, прежде чем прорубили пол и извлекли старуху (Леон.). 3. Три широк… дороги разошлись в разные стороны. 4. Стояли 2 железн… кровати, вторая до самого конца оставалась незанятой (Леон.). 5. Две сильн… руки подхватили его.

Упр. 6. Составьте словосочетания, выбирая из данных в скобках нужное числительное. Укажите возможные варианты.

Прохожих (двое, два); генералов (шесть, шестеро); отважных (семь, семеро); ножниц (два, двое); волчат (десять, десятеро); детей (восемь, восьмеро); дочерей (четыре, четверо); носков (три, трое); девушек (восемь, восьмеро); сирот (двое, две); военных (четыре, четверо); суток (пять, пятеро); ребят (три, трое); их (четыре, четверо).

Упр. 7. Просклоняйте дробные числительные 1/8; 3/4; 2 2/7; 4,5; 2/3; 0,03.

Упр. 8. Просклоняйте словосочетания полтора ведра, полторы корзины; полтораста рук; полтораста карандашей.

Упр. 9. Правильно произнесите имена числительные.

До 34 млрд. куб. м; около 65 млрд. куб. м; около 100 электромобилей; достиг 635 млрд. фунтов стерлингов.

На покупку 30 авиалайнеров; до уровня 1,18--1,2 долларов за фунт.

Составит 700 тонн; составляет 1,5 млрд. долларов; составит 3,6 %; превысит 1,7 %, получит 10 %, обещает дать 350 млн. баррелей нефти.

В 15 млн. экю; на площади в 420 кв. км, превышает на 100 млрд. долларов; в пределах между 1,05 доллара и 90 центами.

Увеличится с 600 000 до 1.200.000 автомобилей; сообщить о 8 % снижении оборота в год; снижение оборота до 57,9 млрд. долларов.

Упр. 10. Найдите в предложениях числительные и дайте их полную характеристику по схеме:

1) часть речи; 2) разряд по значению; 3) разряд по структуре; 4) род (если есть); число (если есть); 6) падеж; 7) особенности склонения; 8) синтаксическая роль в предложении.

1) Иванов приехал на шестой день (А. Плат.). 2. Телеграмму я получил двадцать пятого числа (А. Прист.) 3) Через несколько дней Зина опять стала получать от мамы записки (С. Барузд.) 4) Доказано, что после 15-20 минут работы с дисплеями у детей устают глаза и мозг (В. Лаг.). 5) Немного в стороне стояли двое (Н. Тих.). 6) Свиридов проснулся первым. Шёл снег (А. Сем.). 7) Двадцать пятого апреля сорок третьего года их подняли по тревоге в четыре часа утра (А. Прист.)

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 264 – 270.

2. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 368 -- 372.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 74 -- 82.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дудников А. В. Современный русский язык. – М.. 1990. – С. 241 – 242.

2. Колесников Н. Л. Имена числительные в речевой культуре. – Русская речь, 1997. -- № 6. – С. 41.

 

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. – М., 1989.

2. Трудности словообразования и варианты норм русского литературного языка. – Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. – Л., 1973.

 


* См.: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 122-123.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: