Цель занятия: студенты знают строение мозгового и лицевого отдела черепа, знают виды соединения костей черепа, способны показать на муляже и назвать основные кости черепа, способны показать на муляже и назвать расположение соединений костей разного вида.
Оборудование: тексты лабораторных работ, учебник анатомии и анатомический атлас, таблицы, муляжи костей черепа, муляж черепа, муляж скелета человека.
Ход занятия:
1. Внимательно прочитайте раздел учебника «Кости черепа».
2. Используя текстовый материал учебника и лабораторной работы заполните в своих тетрадях схему «кости черепа».
Кости мозгового черепа (парные: теменные, височные; непарные: затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая).
Кости лицевого черепа (парные: верхняя челюсть, носовая, слезная, скуловая, небная и нижняя носовая раковина; непарные: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость).
Схема «кости черепа»
3. Зарисуйте в альбоме (в карандаше) череп, вид спереди и обозначьте цифрами на рисунке:
Лобную кость
Лобный бугор
Надпереносье
Надбровную дугу
Височную ямку
Надглазничное отверстие
Глазничную часть лобной кости
Нижнюю глазничную щель
Скуловой отросток верхней челюсти
Нижнюю челюсть
Подбородочное отверстие
Верхнюю челюсть
Подглазничное отверстие
Скуловую кость
Носовую кость
4. Зарисуйте в альбоме (в карандаше) череп, вид сбоку и обозначьте на рисунке:
Теменную кость
Лобный бугор
Височную поверхность
большого крыла клиновидной кости
Глазничная пластинка решетчатой кости
Слезная кость
Носовая кость
Височная ямка
Передняя носовая ость
Тело верхней челюсти
Нижняя челюсть
Скуловая кость
|
Скуловая дуга
Шиловидный отросток
Мыщелковый отросток нижней челюсти
Сосцевидный отросток
Наружный слуховой проход
5. Изучите текстовый материал учебника раздел «соединения костей черепа».
6. Заполните схему «соединения костей черепа». На каждый вид соединения приведите пример.
7. Зарисуйте в своих альбомах (в карандаше) различные виды швов (зубчатый, чешуйчатый, плоский).
8. В тетрадях запишите названия суставов между костями черепа, а также костями черепа и позвоночным столбом, дайте им краткую характеристику по схеме: название сустава, сложность сустава, форма сустава, какие функциональные элементы кости образовали сустав (пример: височно-нижнечелюстной сустав образован нижнечелюстной ямкой височной кости и мыщелковым отростком нижней челюсти, сустав эллипсовидный, комбинированный).
8. Приготовьтесь к вопросам по материалу и сдайте альбомы на проверку преподавателю.
Примерные вопросы:
1. Назовите основные части скелета головы.
2. Назовите и покажите на муляже парные и непарные кости мозгового черепа.
3. Назовите и покажите на муляже парные и непарные кости лицевого черепа.
4. Перечислите и покажите основные виды швов костей черепа, приведите примеры соединения костей с помощью плоского, зубчатого и чешуйчатого швов.
5. Охарактеризуйте различные виды суставов, соединяющих кости черепа.
6. К каким видам соединений можно отнести большинство соединений между костями черепа?
7. Имеют ли место синхондрозы? Если да, то, какие именно кости черепа соединяются таким образом?
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Лабораторная работа № 5