Тема: Роль Российского движения школьников в развитии школьного самоуправления




Овчаренко О. гр.ТЭ-ТБZ-42 Задание к зачету

В мире на протяжении ХХ–XXI веков сложилась богатаяпрактика деятельности детских общественных объединений. Россия прошла путь от скаутинга и пионерии до детского движения постсоветского периода, включающего множество общественных объединений разного уровня (Союз пионерских организаций, Федерация детских объединений, Ассоциация учащейся молодежи, Детские и молодежные социальные инициативы и др.). К сожалению, на протяжении последнего десятилетия XX – начала XIX века в условиях отсутствия общей идеи, координации деятельности, систематической государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений наблюдалось снижение процента детей, вовлеченных в их деятельность. В настоящее время новый импульс развитию детского движения для обеспечения более полной реализации его потенциала в воспитании школьников России призвана дать общероссийская детско-юношеская общественно-государственнаяорганизация «Российское движение школьников». Создание Общероссийской детско-юношеской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» (далее РДШ) призвано активизировать процесс интеграции практик детского движения в воспитательную систему страны, обеспечив повышение эффективности воспитательной деятельности.

Возникает вопрос, какое место в совокупности воспитательных влияний занимают детские общественные объединения? Почему, появившись на рубеже XIX–XX веков, детское движение стало одним из важных субъектов воспитания и социализации детей и юношества? Какова роль Российского движения школьников в развитии школьного самоуправления?

Чтобы ответить на эти вопросы последовательно, рассмотрим, что такое детское общественное объединение, каковы его сущностные признаки, каков его воспитательный потенциал.

Определение сущности и статуса понятий «детское движение», «детская общественная организация», «детское общественное объединение», «детско-юношеская общественно-государственная организация» выставит соотношение с таким понятием, как «ученическое самоуправление», «дополнительное образование», «внеурочная деятельность». Существуют разные подходы исследователей к определению содержания данных понятий. В трактовке данных определений мы будем опираться на нормативно-правовые источники,регламентирующие деятельность данных объединений в странев настоящее время.

Детское движение – это составная часть социального движения. Следовательно, целесообразно рассмотреть соотношение понятий «общественное движение», «общественная организация», «общественное объединение». Согласно закону «Об общественных объединениях» (Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ) общественным объединением является «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Данное объединение функционирует в следующих организационно правовых формах: Общественная организация как организационно-правовая форма общественного движения –это «основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» (ст.8)[1], т.е. ее ключевой характеристикой является фиксированное членство.

Соотношение дополнительного образования и детского общественного объединения. Общим между ними является добровольность и субъектностькак принципы деятельности. Однако отличие существенно. Группа воспитанников, осваивающая программу дополнительного образования, не является общественным объединением. Дополнительное образование предлагает образовательные программы, в рамках которых осуществляется освоение компетенций и самореализация учащихся в выбранном направлении. Добровольно выбрав образовательную программу, учащиеся по собственному желанию могут полностью пройти обучение или прервать его, но в рамках программы находятся в условиях педагогического руководства, их деятельность регламентирована конкретным тематическим планом и требованиями программы.

Общественные объединения – это объединения, реализующие деятельность и инициативы в выбранном направлении по инициативе самих учащихся.Существенно отличие внеурочной деятельности от деятельности учащихся в общественных объединениях. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Она призвана обеспечить достижение планируемых результатов программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность [2, с. 2], что и создает основу для сотрудничества и взаимодействия с общественными объединениями по близким направлениям деятельности. Группа учащихся, осваивающих конкретную программу дополнительного образования или внеурочной деятельности, может создавать по своей инициативе общественноеобъединение (по желанию самих учащихся) или принимать участие в деятельности общественного движения по профилю своей деятельности. Создание общественного объединения включает ряд действий: сбор инициативной группы, проведение учредительного собрания, выбор органов самоуправления, утверждение уставного документа, разработка плана совместных действий и т.д. Взаимодействие субъектов дополнительного образования, внеурочной деятельности и общественных объединений взаимовыгодно, поскольку расширяет возможности учащихся, способствует переходу от уровня освоения и воспроизведения знаний, умений, компетенций к их применению в продуктивной деятельности по решению актуальных социальных задач. Опыт самоуправления учащиеся могут получить и в работе ученического самоуправления, однако участие в нем является не только правом, но и обязанностью учащихся и имеет направленность на обеспечение управления образовательной организацией. Ученическое самоуправление является органической составляющей управления образовательными организациями. Это «форма реализации обучающимися права на учет их мненияв управлении той образовательной организацией, где они обучаются» (ст. 34) согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [3]. Общественные объединения являются компонентом иной системы – социального движения – и при этом могут действовать в образовательных организациях, поскольку в этом же законе зафиксировано, что к полномочиям образовательных организаций относится «содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации» (ст. 28 п. 19).

Данные признаки в своей совокупности отличают детские общественные объединения от иных практик воспитательного влияния, делая их уникальным фактором личностного, социального развития, социализации подрастающего поколения.

Детские общественные объединения – субъекты системы государственного образования детей (основного и дополнительного). Приоритетной базой создания и функционирования детских общественных объединений являются детские образовательные государственные учреждения (школы разных типов, статусов; учреждения дополнительного образования; специальные образовательные структуры). Приоритетность объясняется многими факторами: традициями связей школы, внешкольных учреждений с пионерской организацией, детскими движениями; потребностью современной школы в расширении своего социально-педагогического влияния на ребенка, семью, социум; наличием кадров воспитателей-профессионалов, добровольноизъявляющими желание работать с детьми во внеучебное время. Детские общественные объединения, создаваемые в системе дополнительного образования, преимущественно являются «полигоном» развития и закрепления в общественно значимой деятельности индивидуальных особенностей детей в конкретных видах профессионально ориентированной деятельности (художественной, музыкальной, технической, спортивной и т.д.). Наличие на базе учреждений дополнительного образования детских общественных структур позволяет этим образовательным учреждениям занять более значительное место как действенной социальной реальности в организации пространства здорового досуга детей и взрослых, демократизации общественных отношений. Детские общественные объединения, действующие на базе школ, очень разнообразны по целевой, содержательной направленности. В последние годы они значительно представлены органами ученического самоуправления, ученическими общественными организациями. Школа остается базой сохранения и обновления пионерского движения (пионерских отрядов, пионерских дружин) и создания новых детских общественных организаций (например, школьных демократических республик). Типичнытворческие объединения по интересам (клубы, студии). В основном при школах сохранились общественные объединения младших школьников типа октябрятских групп. В рамках общероссийской программы «Орден милосердия» в образовательных спецучреждениях создаются общественные объединения детей с ограниченными физическими возможностями.

Роль Российского движения школьников в развитии школьного самоуправления в социализации личности имеет огромное значение. Способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

 

Литература

1.Об общественных объединениях: закон Рос. Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/.

2.Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» № 536 от 29 октября 2015 г.

3.Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29.12.2012, № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_166143/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: