Образовательная деятельность в РФ регламентирована Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Первый уровень высшего образования по направлению «Электроэнергетика и электротехника» обучающиеся получают в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2018 г. № 144 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника”
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника.
Рис. 1. История разработки стандартов образования в СССР и РФ
Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования. Обучение по программе бакалавриата в ВУЗе может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.
Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется Основной образовательной программой (ООП) бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой ВУЗом самостоятельно. При разработке ООП формируются требования к результатам ее освоения в виде универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускников.
ВУЗ разрабатывает программу бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (ПООП).
Рис. 2. Действующие ФГОС в энергетике
Срок получения образования по программе бакалавриата в очной форме обучения, составляет 4 года; в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается до 5 лет. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е., 1 з.е = 36 академических часов)
Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:
− 01 Образование и наука (в сфере научных исследований);
− 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сфере проектирования и эксплуатации объектов электроэнергетики);
− 17 Транспорт (в сфере проектирования и эксплуатации электротехнического оборудования электрического транспорта);
− 19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере эксплуатации газотранспортного оборудования и газораспределительных станций);
− 20 Электроэнергетика (в сферах электроэнергетики и электротехники);
− 24 Атомная промышленность (в сферах: проектирования и эксплуатации объектов электроэнергетики; технического обслуживания и ремонта электромеханического оборудования);
− 27 Металлургическое производство (в сфере эксплуатации электротехнического оборудования);
− 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: производства волоконно-оптических кабелей; проектирования и эксплуатации электроэнергетических систем, электротехнических комплексов, систем электроснабжения, автоматизации и механизации производства).
В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
− научно-исследовательский;
− проектный;
− конструкторский;
− технологический;
− эксплуатационный;
− организационно-управленческий;
− монтажный;
− наладочный.
Рис. 3. Структура формирования ООП
При разработке программы бакалавриата ВУЗ устанавливает направленность (профиль) программы бакалавриата, которая соответствует направлению подготовки в целом или конкретизирует содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:
− область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;
− тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;
− при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.
2. Структура основных образовательных программ, учебных планов и специальных дисциплин по направлениям и профилям бакалавриата.
ООП включает в себя учебные планы, аннотации и рабочие программы изучаемых дисциплин (РПД). Учебный план является основным документом, который регламентирует организацию учебного процесса в Вузе.
Структура и объем учебного плана включает следующие блоки:
Блок 1 «Дисциплины (модули)» - не менее 160 з.е.;
Блок 2 «Практика» - не менее 12 з.е.;
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - 6-9 з.е.
Общий объем программы бакалавриата – 240 з.е.
Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».
В Блок 1 «Дисциплины (модули)» входят обязательные дисциплины и дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений, а так же дисциплины по выбору.
В учебный план так же включаются факультативные дисциплины, которые не входят в объем учебного плана.
№ п/п | Обязательные дисциплины направления подготовки 13.03.02 (профили ЭСН и НИВИЭ) | ||
1. | История (история России, всеобщая история) | 15. | Информатика |
2. | Начертательная геометрия. Инженерная графика | 16. | Компьютерные технологии |
3. | Химия | 17. | Монтаж, наладка и эксплуатация электроустановок потребителей |
4. | Русский язык и культура речи | 18. | Механика |
5. | Физическая культура и спорт | 19. | Метрология и информационно-измерительная техника |
6. | Экология | 20. | Общая энергетика |
7. | Высшая математика | 21. | Топливно-энергетический потенциал России |
8. | Иностранный язык | 22. | Теоретические основы электротехники |
9. | Физика | 23. | Философия |
10. | Введение в специальность | 24. | Электробезопасность |
11. | Электроника и микропроцессорная техника | 25. | Основы права |
12. | Экономическая теория | 26. | Электрические аппараты |
13. | Безопасность жизнедеятельности | 27. | Энергоаудит |
14. | Цифровое проектирование |
№ п/п | Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений | |
Профиль ЭСН | Профиль НИВИЭ | |
1. | Альтернативные и возобновляемые источники энергии | Альтернативные и возобновляемые источники энергии |
2. | Электроснабжение | Электроснабжение |
3. | Электрические машины | Электрические машины |
4. | Электрические станции и подстанции | Электрические станции и подстанции |
5. | Электроэнергетические системы и сети | Электроэнергетические системы и сети |
6. | Инновационные методы в обосновании энергетических проектов | Инновационные методы в обосновании энергетических проектов |
7. | Электронные аппараты | Аккумулирование энергии |
8. | Электрическое освещение бытовых и промышленных объектов | Использование энергии моря и земли |
9. | Автоматика и релейная защита систем электроснабжения | Источники энергии на земле |
10. | Основы диспетчеризации в области энергетики | Энергетические установки на основе ВИЭ |
11. | Электрический привод | Физические основы использования ВИЭ |
12. | Эксплуатация систем электроснабжения | Энергетические сооружения установок возобновляемой энергетики |
13. | Электромагнитная совместимость в электроэнергетике | Автоматическое управление и защита энергоустановок с ВИЭ |
14. | Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем | Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем |
15. | Электромеханические переходные процессы в электроэнергетике | Химические источники энергии и водородная энергетика |
16. | Переходные электромагнитные процессы в электроэнергетических системах | Применение солнечной энергии |
17. | Техника высоких напряжений | Техника высоких напряжений |
18. | Системы электроснабжения городов и промышленных предприятий | Информационно-управляющие системы и комплексы энергоустановок на основе ВИЭ |
19. | Приемники и потребители электрической энергии в электроэнергетике | Основное и вспомогательное энергетическое оборудование установок на базе ВИЭ |
20. | Надежность систем электроснабжения | Теплофикация и тепловые сети |
21. | Энергосберегающие режимы и технологии | Энергосберегающие режимы и технологии |
22. | Инженерная психология | Инженерная психология |
23. | Элективные курсы по физической культуре и спорту | Элективные курсы по физической культуре и спорту |
№ п/п | Дисциплины по выбору | |
Профиль ЭСН | Профиль НИВИЭ | |
1. | Материаловедение | Материаловедение |
Электротехнические материалы | Электротехнические материалы | |
2. | Теория тепломассообмена | Теория тепломассообмена |
Теоретические основы теплотехники | Теоретические основы теплотехники | |
3. | Применение ЭВМ в инженерных расчетах и моделировании | Применение ЭВМ в инженерных расчетах и моделировании |
Программное решение задач электроэнергетики | Программное решение задач электроэнергетики | |
4. | Теория автоматического управления | Теория автоматического управления |
Основы теории автоматического регулирования | Основы теории автоматического регулирования | |
5. | Математические задачи электроэнергетики | Математические задачи электроэнергетики |
Решение оптимизационных задач в электроэнергетике | Решение оптимизационных задач в электроэнергетике | |
6. | Силовая электроника | Силовая электроника |
Преобразовательная техника | Преобразовательная техника | |
7. | Ветроэнергетика | |
Вихревые преобразователи энергии | ||
№ п/п | Факультативные дисциплины (не входят в объем учебного плана) | |
Профиль ЭСН | Профиль НИВИЭ | |
24. | Будущее современной энергетики | Будущее современной энергетики |
25. | Программирование микроконтроллеров для энергокомплексов | Программирование микроконтроллеров для энергокомплексов |
26. | Теплонасосные установки | Противодействие коррупции |
В Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики
Типы учебной практики:
− ознакомительная практика;
− практика по получению первичных навыков работы с программным обеспечением;
− практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы;
− профилирующая практика.
Типы производственной практики:
− проектная практика;
− технологическая практика;
− эксплуатационная практика;
− научно-исследовательская работа;
− преддипломная практика.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы).
Для материально-технического и учебно-методического обеспечения программы бакалавриата на выпускной кафедре ВИЭЭСС имеются три лаборатории:
− Лаборатория электромеханики (машинный зал)
− Лаборатория электрических сетей
− Лаборатория ВИЭ.
Лаборатории и учебные аудитории оснащены оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду.
Не менее 70 процентов численности педагогических работников, участвующих в реализации программы бакалавриата, ведут научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Не менее 5 процентов численности педагогических работников являются руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (имеют стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет). Не менее 60 процентов численности педагогических работников имеют ученую степень и (или) ученое звание.
Рис. 4. Виды компетенций при освоении ООП