Особенности высшего образования и ФГОС ВО по направлению «Электроэнергетика и электротехника».




 

Образовательная деятельность в РФ регламентирована Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Первый уровень высшего образования по направлению «Электроэнергетика и электротехника» обучающиеся получают в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2018 г. № 144 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника”

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника.

Рис. 1. История разработки стандартов образования в СССР и РФ

Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования. Обучение по программе бакалавриата в ВУЗе может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.

Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется Основной образовательной программой (ООП) бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой ВУЗом самостоятельно. При разработке ООП формируются требования к результатам ее освоения в виде универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускников.

ВУЗ разрабатывает программу бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (ПООП).

Рис. 2. Действующие ФГОС в энергетике

Срок получения образования по программе бакалавриата в очной форме обучения, составляет 4 года; в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается до 5 лет. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е., 1 з.е = 36 академических часов)

Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

− 01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

− 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сфере проектирования и эксплуатации объектов электроэнергетики);

− 17 Транспорт (в сфере проектирования и эксплуатации электротехнического оборудования электрического транспорта);

− 19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере эксплуатации газотранспортного оборудования и газораспределительных станций);

− 20 Электроэнергетика (в сферах электроэнергетики и электротехники);

− 24 Атомная промышленность (в сферах: проектирования и эксплуатации объектов электроэнергетики; технического обслуживания и ремонта электромеханического оборудования);

− 27 Металлургическое производство (в сфере эксплуатации электротехнического оборудования);

− 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: производства волоконно-оптических кабелей; проектирования и эксплуатации электроэнергетических систем, электротехнических комплексов, систем электроснабжения, автоматизации и механизации производства).

В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

− научно-исследовательский;

− проектный;

− конструкторский;

− технологический;

− эксплуатационный;

− организационно-управленческий;

− монтажный;

− наладочный.

 

Рис. 3. Структура формирования ООП

 

При разработке программы бакалавриата ВУЗ устанавливает направленность (профиль) программы бакалавриата, которая соответствует направлению подготовки в целом или конкретизирует содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:

− область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

− тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

− при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.


 

2. Структура основных образовательных программ, учебных планов и специальных дисциплин по направлениям и профилям бакалавриата.

 

ООП включает в себя учебные планы, аннотации и рабочие программы изучаемых дисциплин (РПД). Учебный план является основным документом, который регламентирует организацию учебного процесса в Вузе.

Структура и объем учебного плана включает следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)» - не менее 160 з.е.;

Блок 2 «Практика» - не менее 12 з.е.;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - 6-9 з.е.

Общий объем программы бакалавриата – 240 з.е.

Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

В Блок 1 «Дисциплины (модули)» входят обязательные дисциплины и дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений, а так же дисциплины по выбору.

В учебный план так же включаются факультативные дисциплины, которые не входят в объем учебного плана.

 

№ п/п Обязательные дисциплины направления подготовки 13.03.02 (профили ЭСН и НИВИЭ)
1. История (история России, всеобщая история) 15. Информатика
2. Начертательная геометрия. Инженерная графика 16. Компьютерные технологии
3. Химия 17. Монтаж, наладка и эксплуатация электроустановок потребителей
4. Русский язык и культура речи 18. Механика
5. Физическая культура и спорт 19. Метрология и информационно-измерительная техника
6. Экология 20. Общая энергетика
7. Высшая математика 21. Топливно-энергетический потенциал России
8. Иностранный язык 22. Теоретические основы электротехники
9. Физика 23. Философия
10. Введение в специальность 24. Электробезопасность
11. Электроника и микропроцессорная техника 25. Основы права
12. Экономическая теория 26. Электрические аппараты
13. Безопасность жизнедеятельности 27. Энергоаудит
14. Цифровое проектирование    

 

 

№ п/п Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений
Профиль ЭСН Профиль НИВИЭ
1. Альтернативные и возобновляемые источники энергии Альтернативные и возобновляемые источники энергии
2. Электроснабжение Электроснабжение
3. Электрические машины Электрические машины
4. Электрические станции и подстанции Электрические станции и подстанции
5. Электроэнергетические системы и сети Электроэнергетические системы и сети
6. Инновационные методы в обосновании энергетических проектов Инновационные методы в обосновании энергетических проектов
7. Электронные аппараты Аккумулирование энергии
8. Электрическое освещение бытовых и промышленных объектов Использование энергии моря и земли
9. Автоматика и релейная защита систем электроснабжения Источники энергии на земле
10. Основы диспетчеризации в области энергетики Энергетические установки на основе ВИЭ
11. Электрический привод Физические основы использования ВИЭ
12. Эксплуатация систем электроснабжения Энергетические сооружения установок возобновляемой энергетики
13. Электромагнитная совместимость в электроэнергетике Автоматическое управление и защита энергоустановок с ВИЭ
14. Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
15. Электромеханические переходные процессы в электроэнергетике Химические источники энергии и водородная энергетика
16. Переходные электромагнитные процессы в электроэнергетических системах Применение солнечной энергии
17. Техника высоких напряжений Техника высоких напряжений
18. Системы электроснабжения городов и промышленных предприятий Информационно-управляющие системы и комплексы энергоустановок на основе ВИЭ
19. Приемники и потребители электрической энергии в электроэнергетике Основное и вспомогательное энергетическое оборудование установок на базе ВИЭ
20. Надежность систем электроснабжения Теплофикация и тепловые сети
21. Энергосберегающие режимы и технологии Энергосберегающие режимы и технологии
22. Инженерная психология Инженерная психология
23. Элективные курсы по физической культуре и спорту Элективные курсы по физической культуре и спорту

 


 

 

№ п/п Дисциплины по выбору
Профиль ЭСН Профиль НИВИЭ
1. Материаловедение Материаловедение
Электротехнические материалы Электротехнические материалы
2. Теория тепломассообмена Теория тепломассообмена
Теоретические основы теплотехники Теоретические основы теплотехники
3. Применение ЭВМ в инженерных расчетах и моделировании Применение ЭВМ в инженерных расчетах и моделировании
Программное решение задач электроэнергетики Программное решение задач электроэнергетики
4. Теория автоматического управления Теория автоматического управления
Основы теории автоматического регулирования Основы теории автоматического регулирования
5. Математические задачи электроэнергетики Математические задачи электроэнергетики
Решение оптимизационных задач в электроэнергетике Решение оптимизационных задач в электроэнергетике
6. Силовая электроника Силовая электроника
Преобразовательная техника Преобразовательная техника
7.   Ветроэнергетика
  Вихревые преобразователи энергии
№ п/п Факультативные дисциплины (не входят в объем учебного плана)
Профиль ЭСН Профиль НИВИЭ
24. Будущее современной энергетики Будущее современной энергетики
25. Программирование микроконтроллеров для энергокомплексов Программирование микроконтроллеров для энергокомплексов
26. Теплонасосные установки Противодействие коррупции

 

В Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики

Типы учебной практики:

− ознакомительная практика;

− практика по получению первичных навыков работы с программным обеспечением;

− практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы;

− профилирующая практика.

Типы производственной практики:

− проектная практика;

− технологическая практика;

− эксплуатационная практика;

− научно-исследовательская работа;

− преддипломная практика.

В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы).

Для материально-технического и учебно-методического обеспечения программы бакалавриата на выпускной кафедре ВИЭЭСС имеются три лаборатории:

− Лаборатория электромеханики (машинный зал)

− Лаборатория электрических сетей

− Лаборатория ВИЭ.

Лаборатории и учебные аудитории оснащены оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду.

Не менее 70 процентов численности педагогических работников, участвующих в реализации программы бакалавриата, ведут научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Не менее 5 процентов численности педагогических работников являются руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (имеют стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет). Не менее 60 процентов численности педагогических работников имеют ученую степень и (или) ученое звание.

Рис. 4. Виды компетенций при освоении ООП


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: