https://znanija.com/task/5419782




На тему: Интонация. Её роль в предложении. Знаки припинания в конце предложения.

 

 

Выполнила студентка 1 курса
«Лабораторная диагностика»
Коновалова В.Д.
Проверила преподаватель
русского языка и литературы
Ворожцова Ю.В.

План:

Введение.

Интонация.

Её роль в предложении.

Знаки препинания в конце предложения.

Вывод

Интернет ресурсы

 

 

Введение.

 

В устной звучащей речи используются разнооб­разные средства, которые ее обогащают, делают вы­разительной, эмоциональной, усиливают ее воздей­ствие на слушателей.Что же это за средства? Что они собой представ­ляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро харак­теризует их таким образом:

...В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замед­лений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в пись­менном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количе­ство разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их тре­буется для музыкальных текстов (ср.: диезы, бемоли, синкопы и т. п.).

Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значитель­ную роль в устой речи.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и на­строение говорящих, их отношение к предмету бесе­ды или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповто­римый, индивидуальный характер.

Однако этим не исчерпывается назначение инто­нации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или неза­конченность, то, к какому типу относится предложе­ние, содержит ли оно вопрос, восклицание или пове­ствование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Интонация.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обязательным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства. Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением). Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр – слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания. Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт! Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.Интенсивность – это сила голоса. Силой голоса выражается эмоциональное состояние говорящего: испуг, радость, горе и т.д. Чувство испуга, радости обычно выражается сильным голосом, а горестное чувство – слабым.

Её роль в предложении.

§ Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранились свидетельства о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Интересны наблюдения другого ученого, жившего в XIII веке, – Абдуль-Фараджа: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, – несомненно чем-то глубоко опечален…; кто говорит слабым голосом – робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, – глуп, как коза». Вне всякого сомнения, интонация несет чрезвычайно важную информацию о человеке, и не только о его характере, настроении, воспитанности, но даже и о профессии. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный однажды радио Великобритании. В эфире выступило девять чтецов, слушателей попросили определить их пол, возраст и профессию. Безошибочно были распознаны актер, судья и священник, так как голос их имеет профессиональную постановку и специфические интонации.
Благодаря интонации мы можем уловить смысл высказывания, даже не зная слов, его составляющих. При этом роль интонации усиливается по мере повышения эмоциональности речи.

§ В предложении интонация играет очень важную роль. Предложения — это наша письменная речь. На письме сложно показать, какие у нас эмоции при произносимых выражениях, поэтому на помощь приходит интонация, если мы читаем эти предложения вслух.
Интонация включает в себя логическое ударение, короткие и длинные паузы, а также восклицания и удивления, записывающиеся в виде знаков препинания «!» и «?». Логическое ударение ставится на то слово в предложении, которое несет наибольшую смысловую нагрузку. Сравнив одинаковые предложения с логическим ударениям на различающихся словах, можно заметить, что предложение получает новое звучание. Не менее важны и паузы, которые также воспринимаются через нашу интонацию. По интонации можно узнать, длинные ли эти паузы, которые при письме выражаются «…», или короткие. Интонация помогает лучше понять предложение, его содержимое. Прочитав предложение с правильной интонацией, мы правильно передадим информацию, которую хотел донести до нас автор.
Интонация играет большую роль в предложении. Благодаря ей предложения становятся «живыми» и ярки

Знаки препинания в конце предложения.

 

Зна́ки препина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
1. выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);
2. указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);
3. разделение слов на смысловые части (дефис);
4. выделение прямой речи, цитат (кавычки);
5. указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);
6. указание на пропуски текста (многоточие);
7. знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта).

 

 

 

Вывод.

В XVII-XIX вв. с развитием театрального искус­ства интонацию начинают рассматривать как важ­ный элемент сценической речи. Для актера, как и для оратора, звучащая речь — основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей, поэтому актер должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.

Специалисты по выразительному чтению, актерс­кому мастерству» сравнивая сценическую речь с обы­денной, определили особенности ее интонации. На примере анализа художественного произведения они показали, какую функцию выполняет интонация, каковы ее составляющие, с какой интонацией следу­ет читать то или иное произведение.

Особое внимание уделялось связи пунктуации с характером произношения текста, подчеркивалось, что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. Уже в то время правильно определили зависимость интенсив­ности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложе­ния является и какое место в нем занимает.

В конце XIX в. исследованием интонации ста­ли заниматься лингвисты. Это не значит, что рань­ше в их трудах не говорилось об интонации. О ней писали, например, в учебных пособиях. Однако в них давалась только общая характеристика интонации без соответствующего анализа. Для примера обра­тимся к «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, изданной в 1755 г.

Насколько большое значение придавал ее автор интонации, говорит то, что начал он с главы под на­званием «О голосе». В ней Ломоносов прежде всего пишет о великом даре, которым природа наделила человека, — о слухе и голосе. Ломоносов удивляет­ся тому, сколько разнообразных «идей» воспринима­ется зрением, «но едва ли меньше дивиться должно несчетному их множеству, посредством слуха при­емлемому». Так формулирует Михаил Васильевич мысль о бесконечных возможностях интонации, ее богатстве и разнообразии.

Далее речь идет о компонентах интонации. Хотя терминология автора отличается от современной, но по описанию понятно, что он различает тон («возвы­шение и опущение» голоса), темп («протяжение дол­готою и краткостию»), интенсивность звучания («на­пряжение громкостию и тихостию»).


Интернет ресурсы:

 

https://znanija.com/task/5419782

 

2) https://dogend.ru/docs/index-444076.html

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: