Анастасия Красильникова (Яковлева)




Кантеле – древний, загадочный инструмент. Сколько судеб связал он в одно многоголосное звучание своей магической нежной тишиной. Конечно, одни люди верят в случайность, другие — нет, считая, что это закономерность. Однако в моей жизни произошло столько, как бы случайных, событий и совпадений, что невольно начинаешь осознавать, что все случайности — не случайны, что это закономерности жизни, неподдающиеся мгновенному осознанию. И то, что мой учитель Максим Иванович Гаврилов незримо вел меня еще к одной важной встрече, к новым чудесным открытиям лишь подтверждает эту мысль…

Удивительная женщина, статная, с искрящимися глазами ступает осторожно и степенно, бережно неся какой-то таинственный музыкальный инструмент. Вокруг нее, словно челнок юрко снует маленькая пятилетняя озорная девчушка. Ее непреодолимое желание прикоснуться к этой серебряной глади на мгновение останавливает время. Все пространство, обнимающее их, наполнено любовью к музыке, поэзии, театру, глубиной, сотканной из хрупких звуков чарующего кантеле. Волшебная сила ведет завороженных в храм, в огромный и сложный мир искусства, мир полный вдохновения. Но умудренная опытом и заручившаяся тайным видением эта женщина знает, что прольет немало дождей и сойдет сто снегов, прежде чем зацветут сады и ее златовласой внучке откроется чудесный мир в живых красках и трепетных звуках. И как чуткий режиссер, она готова снова и снова перекраивать свой идеальный сценарий, продвигаясь к цели, следуя своему предназначению – взрастить в своих внуках и правнуках любовь к родному краю, культуре своего народа.

Время, вытекающее из законов и явлений природы, неумолимо идет вперед. Маленькая девочка уже давно выросла, но заложенное в душу ребенка тепло рано или поздно дает о себе знать и, исподволь, будет влиять на его будущую жизнь. Анастасия Красильникова (Яковлева) воспитывалась в очень дружной творческой семье. Окруженная заботой и всеобщим вниманием, напитанная особой поэтической атмосферой царившей в их доме, она уже с самого раннего детства почувствовала, что музыка – это живая вибрация, тонкое проявление души. Бесспорно, особую роль в выборе творческого пути молодой кантелистки сыграла ее бабушка – Людмила Николаевна Зорина, заслуженный работник культуры республики Карелия, замечательный режиссер, более 40 лет возглавлявшая Олонецкий народный театр. Содружество с этой необыкновенной семьей выстроило свои жизненные параллели и сопряжения, нашедшие отражение и в моем творчестве, связав воедино инструмент кантеле и имена исполнителей на этом уникальном национальном инструменте, пропагандистов культуры Карелии, представителей трех разных поколений: Максима Гаврилова – Ирины Шишкановой – Анастасии Красильниковой.

Безмерно влюбленная в инструмент кантеле, бабушка Анастасии стала инициатором продолжения обучения юной кантелистки на национальном инструменте и получения профессионального образования. Так, в 2004 г. Анастасия поступила в Петрозаводское музыкальное училище им. К.Э.Раутио. Людмила Николаевна по роду своей деятельности часто бывала в Петрозаводске, и между нами завязались творческие отношения. Однажды она обратилась ко мне с просьбой написать музыку к спектаклю “Молодая хозяйка Нискавуори”, самому известному из произведений замечательного классика финской литературы Хеллы Вуолийоки. Людмила Николаевна поведала мне, что 30-лет назад, легендарный кантелист Максим Гаврилов с восторгом принял такое предложение и, вдохновившись сценарием этой саги, незамедлительно принялся за работу. Пьеса, отображающая финский национальный характер, повествующая о любви, переменах в жизни, разочарованиях и взглядах на нравственность откровенных, упрямых людей из глубинки, которым нужно приспособиться к новым обстоятельствам была ему очень близка по духу. Тогда, в 70-х годах ансамбль «Кантеле» находился на гастролях в г.Олонце и за этот короткий период талантливый рунопевец сотворил чудо – он не только создал музыкальное оформление к спектаклю, но и сам стал его участником, органично вписавшись в концепцию действа, декламируя свои сказания под аккомпанемент вещего кантеле. Спектакль имел большой успех и получил хорошие отзывы, что открыло возможность его показа в столице республики и в Финляндии. Но время ставило новые задачи и диктовало иные способы творческого самовыражения, хотя по-прежнему опытный режиссер слышал тот неизменный контрапункт, в котором хрустальное звучание кантеле все же оставалось тем глубинным смыслом, средством, дополняющим и раскрывающим образы и характеры. Узрев в этом свою сакральную роль, я с воодушевлением принялась творить. Возможность снова прикоснуться к тем народным истокам, из которых черпал свое вдохновение мой учитель, и донести до своих учеников уже в новой форме мысль о важной роли взаимодействия искусств рождала новое трепетное чувство.

То, что музыка и театр — давние, даже древние творческие союзники Анастасия знала не понаслышке, ведь уже с самого раннего детства она не только осваивала искусство игры на кантеле, но и долгое время занималась в детской театральной студии «Росинка», руководителем которой была ее мама Маргарита Геннадьевна Яковлева. Как заместитель директора по воспитательной работе МОУ №1, учитель истории она, как никто другой, понимала насколько велико значение одного из самых доступных видов искусства для детей – театра. Помогая сформировать эстетический вкус, воспитывая волю, развивая память, фантазию и воображение Маргарита Геннадьевна ставила перед Анастасией сложные актерские задачи. Обладая яркими сценическими данными и исключительными способностями, юная актриса уже попробовала себя в значительных ролях. Это и чарующий образ шекспировской Джульетты, пронизанный чудесной тонкой лиричностью, и образ отрицательного персонажа, наделенного целым рядом нелицеприятных качеств – Королевы из сказки братьев Гримм, а также роль очаровательного цыпленка по имени Тутта Карлсон из спектакля “Никто не поверит” по пьесе Георгия Полонского, написанной по сказке шведского писателя Яна Экхольма и многие другие роли.

Решая важные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, обладая режиссерским мастерством и педагогическим талантом, Маргарита Геннадьевна исподволь готовила свою дочь Анастасию к одной и самых психологически и физически сложных в мире профессий – артист.

Еще будучи студенткой музыкального училища Анастасия Красильникова (Яковлева) органично вписалась в историю легендарного коллектива, став ведущей артисткой оркестра (2007 г.). 10 лет сценической жизни в ансамбле «Кантеле» – значительная дата для подведения первых творческих итогов. За этот достаточно продолжительный период нашей совместной работы, Анастасия, постоянно стремясь к самосовершенствованию, достигла значительных высот в личностном и профессиональном росте. Она является лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей, окончила ПГК им. А.К.Глазунова (2013 г.) и успешно прошла форму профессионального послевузовского обучения – магистратуру (2015 г.). Кантеле Анастасии звучит в родной Карелии и разных уголках России, ее виртуозное владение инструментом восхищает взыскательную публику Финляндии, Норвегии, Италии. Сегодня важнейшим показателем музыкальной зрелости Анастасии Красильниковой и ее высочайшего профессионализма является артистизм, предстающий богатством и красотой внутреннего мира, разнообразной палитрой эмоций, способностью к гармоничному сочетанию внешней и внутренней выразительности, к перевоплощению.

Анастасия Красильникова ведет активную педагогическую и просветительскую деятельность: является преподавателем класса кантеле в ДШИ им. М.А.Балакирева, прививает любовь к народной культуре в фольклорном ансамбле «Петровская слобода». Ее ученики неоднократно участвовали в различных конкурсах и фестивалях, нередко их благодарные лица можно видеть и на концертах ансамбля «Кантеле»: Вероника Казак, Аганина Мария, Ошевнева Анастасия, Каминная Екатерина, Щекинова Алина, Румянцева Кристина, Лазарева Алика, Борисова Регина и многие другие.

История ансамбля «Кантеле» насчитывает немало творческих семейных союзов, но удивительно то, что инструмент кантеле, как сакральный символ, всегда придавал этому единению какую-то особую утонченность: Эрик и Эйла Раутио, Валентина и Анатолий Матвеевы, Ирина и Александр Шишкановы… Творческий союз Анастасии и Михаила Красильникова – это исключительная история настоящей и верной любви, пристрастия национальным инструментам, к народному искусству, история, которой они могут «захватить» публику, подчинить аудиторию своей творческой воле. Можно сказать, что эта пара обладает удивительным «артистическим магнетизмом» не только на сцене, но и в жизни. И в этом я вижу повторение истории, и опять «неслучайная случайность» выступает, как закономерность жизни, как все земное…

В памяти всплывают строки, написанные талантливым журналистом, замечательным поэтом и прекрасным актером Геннадием Зориным: «Как всё земное, зримое и сущее, Как прадедов и дедов имена, Из прошлого рождается грядущее, Рождается, как колос из зерна». Действительно, творческий союз Людмилы и Геннадия Зориных явился для их внучки Анастасии благодатной почвой в становлении ее как личности, примером для подражания. Родные люди стали для нее духовными лидерами. Взяв за основу их лучшие замыслы и идеи, Анастасия, как талантливая ученица достойно формирует свой артистический облик, совершенствует исполнительское и педагогическое мастерство. Испокон веков поэтический дар причислялся к высшим духовным дарованиям. В поэзии Геннадия Зорина, в его глубокой лирической сфере, я как художник черпаю свое вдохновение. В его стихе материализуется и воплощается некая тайна и непостижимость, нашедшая свое преломление и в моем творчестве.

Все в этой жизни определяется мерой осмысленности самой жизни и тем опытом, который появляется у человека. Сегодня, прославляя своего учителя Максима Ивановича Гаврилова, посвящая ему свои стихи и музыку, я приглашаю к сотворчеству свою ученицу Анастасию Красильникову и вижу в этом глубокий смысл - в преемственности поколений. Наше многолетнее творческое общение как учителя и ученицы, а это и становление исполнительской школы, и первые победы в конкурсах, совершенствование исполнительского и педагогического мастерства, творческие поиски и успешная концертная деятельность - все это переросло в духовную дружбу. Взаимно обогащаясь, дополняя друг друга, давая возможность получить столь желанное признание, каждый восхищён и очарован превосходством другого. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого. А что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право.

Духовная траектория, выстроенная кантелистами ансамбля «Кантеле», берет свое начало от основателя коллектива Виктора Пантелеймоновича Гудкова. Как настоящий учитель он сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей. Его ученики, воспитанники детского дома г.Петрозаводска, вспоминая свои первые творческие шаги спустя многие годы напишут теплые и душевные слова признательности: «Для нас кантеле-оркестр открыл широкую дорогу в жизнь, мы полюбили музыку, песню, танец. И я до сих пор очень благодарна за это Виктору Пантелеймоновичу Гудкову», – С.Сальберг. С восхищением отзывался о своем учителе кантелист Максим Гаврилов, один из первых артистов ансамбля «Кантеле»: «Он был человеком нелюдимым и совсем не походил на творческого человека, но внутри в душе и в сердце он был творец! Он играл на кантеле, на цитре, на окарине. Кроме того он писал сказки и рассказы в стиле «Калевалы». И в этом он был тоже мастер. Я был молод и хотел походить на него». Всю свою любовь к народной культуре, к удивительному инструменту кантеле, впитав от своего учителя и пропустив через свое сердце, Максим Иванович передал мне, своей ученице Ирине Шишкановой. Верный своему общественному призванию, он явился для меня высоконравственным примером практического действия, укрепив тем самым духовную связь поколений. И это выразилось в том, что сегодня, оценивая педагогические устремления уже своих учеников, я с гордостью могу заявить: кантелисты «нового времени» достойно сохраняют и развивают лучшие исполнительские традиции народов нашего края, воспевая любовь к национальным инструментам.

 

 

Считаю важным подчеркнуть, что в истории исполнительства на кантеле уже выстроилась отчетливая линия педагогической преемственности: Виктор Гудков – Максим Гаврилов – Ирина Шишканова – Анастасия Красильникова. И я смею надеяться, что эта линия уже никогда не прервется…

В формировании традиций педагогической преемственности огромную роль играет результативность деятельности преподавателей, зависящая от их профессиональной компетентности. В нее входят не только методические и научные знания и навыки, но и умение работать с детьми, зависящее от общей культуры педагога, ценностей его ориентаций, представления о смысле деятельности и о себе, как специалисте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: