Марина Эльтимерова и Михаил Трофимов




«Преподаватель высшей школы» - это первый опыт в моей педагогической практике, настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой де­ятельности, где даже отличное владение содержанием предмета и личные достижения в творческих исследованиях сами по себе еще не гарантируют успеха. Это «безостановочно эволюционирующее» искусство требует тщательного изучения, выявления его глубинных связей с древней культурой, объяснения сущности современного состояния и прогнозирования перспектив его развития. Я уверена, что достижения современной академической школы игры на кантеле позволяют найти оптимальные средства развития обучения и на любом другом многострунном инструменте. Особенно важным это представляется для развития многострунного инструментария народов России, где он может полноценно включиться в систему музыкального образования, и тем самым поднять уровень каждой из национальных культур. Ведь каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами. Бесценным педагогическим опытом для меня явилось творческое общение с представителями финно-угорской культуры: Марина Эльтимерова - исполнительница на марийских кюсле и Михаил Трофимов – крезист, или крезьч (удмуртский крезь). Мои ученики, студенты ПГК им. А.К.Глазунова, исполнители на этих многострунных безгрифных инструментах стали участниками программы ансамбля «Кантеле» (2008 г.). Программа ансамбля кантелистов «Брусничный дождь» раскрыла перед зрителями все художественные и технические возможности древнего и загадочного национального инструмента кантеле. Впервые за всю историю исполнительства «Кантеле» на сцене в братском союзе звучали национальные инструменты Карелии, Удмуртии и Марий Эл. Как автору этой программы и создателю композиции Попурри на темы финно-угорских мелодий «Весенние узоры» мне хотелось донести до своего зрителя очень глубокую, но в то же время простую истину – развитие народных инструментов, их усовершенствование, национальное и инонациональное в современном инструментарии и другие проблемы инструментоведения являются чрезвычайно важными для более полного понимания многовекового эволюционного пути народа, объяснения многих черт традиционной и современной культуры, определения его места в семействе родственных финно-угорских народов и в этно-культурном пространстве мирового сообщества.

Александр Гореванов

В истории ансамбля «Кантеле» было немало примеров, когда карельский национальный инструмент «призывал» не только музыкантов, уже владеющих игрой на струнно-щипковых инструментах семейства цитры, но и исполнителей на народных инструментах семейства лютневых. Разные основания и жизненные обстоятельства моих коллег послужили тому причиной, но каждый из них успешно совместил игру на своем профильном инструменте и приобретение новых навыков и приемов исполнительства на безгрифном струнном щипковом инструменте - кантеле. Это выпускники ПМУ им. К.Э.Раутио разных лет: Мария Солонская - класс домры, Александр Шишканов – класс гитары и Александр Гореванов – класс балалайки.

Именно педагогическая интуиция выступила в роли режиссера в нашей истории с Александром Горевановым и определила стиль общения, придала нашим отношениям оттенок партнерства. Александр Гореванов - преподаватель кафедры народных инструментов Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, окончил аспирантуру по специальности дирижирование оркестром народных инструментов. И то, что Александр сегодня является артистом ансамбля «Кантеле» и руководителем ансамбля кантелистов лишь подтверждает то, что все в вашей жизни происходит логично и закономерно, и определено какими-то незримыми высшими законами. Его интерес к национальному инструменту был вызван неслучайно, а проявился в период студенчества, когда в совместных творческих поездках «народников» образовался некий тандем. Объединившись общими стремлениями к победе и непреодолимым желанием актуализировать свой творческий потенциал, исполнители на традиционных русских и карельских инструментах стали участниками различных конкурсов и фестивалей. Исполняя дуэтные композиции, мы сами являлись свидетелями того, как слушателей и самих членов жюри всегда изумлял хрупкий и нежный тембр кантеле, оттеняющий разудалую и неуемную задорность балалайки. Неслучайным был и выбор первого произведения, исполненного Александром на кантеле в курсе ознакомительного обучения игры на «неродственных» музыкальных инструментах. «Прелюдия» Виктора Гудкова, основателя ансамбля «Кантеле», выполнила свое жанровое предназначение короткого импровизационного вступления, предшествовавшего более сложному и строго оформленному «вхождению» исполнителя в историю «Кантеле». Совершив очередной свой виток, история повторилась, очертив новый круг – Александр Гореванов, мой ученик стал моим преемником, как когда-то легендарный руководитель ансамбля кантелистов Эрик Раутио вручил судьбу инструментальной группы в руки своей преемницы, молодой кантелистке Валентине Матвеевой (1986 г.). Сегодня, как и в прошедшем веке (столетии, много лет назад), ансамблем кантелистов руководит исполнитель на кантеле – бас, инструменте, который является основой, фундаментом всего тембрального диапазона квинтета кантелистов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: