Уравнение движения при автотранспорте.




 

Уравнение, движения служит для решения задач, связанных с установлением скорости движения и времени хода на отдельных участках, пути, условиями и результатами торможения машин, весом прицепов и т. п.

Исходными данными для составления уравнения движения в этом случае являются те же, что и при рельсовом транспорте.

Движение автомашины происходит за счет энергии двигателя, которая расходуется на преодоление сил сопротивления и на повышение скорости движения.

Характер движения автомобиля определяется величиной и направлением равнодействую щей силы. Взаимодействие сил изображено на тяговой диаграмме автомобиля (рис. 1), где совмещены зависимости силы тяги и сил сопротивления от скорости движения.

 

Рис. 1. Тяговая диаграмма автомобиля

В каждый момент движения соотношение действующих сил можно представить в виде

Fk =W0±Wί+WB±Wj+Wк

Точка а пересечения линии силы тяги с линией суммарного сопротивления движению определяет равномерную скорость движения vp машины на данном участке пути. При всех скоростях; меньших vp, машина движется с ускорением, а при скоростях, больших vp, равнодействующая сила отрицательна и автомобиль движется с замедлением.

Перегруппировав величины, входящие в формулу" баланса действующих сил, получим

 

Fk- WB =W0±Wί ±Wj+Wк

 

где Wj — часть тягового усилия, расходуемого на ускорение движения машины.

 

Таким образом, разность Fк — Wв представляет собой тяговое усилие, которое может быть использовано для преодоления суммарного сопротивления в данных дорожных условиях. Поэтому уравнение движения при автотранспорте принимает вид

где Р — полный вес машины (для полуприцепов и прицепов, включая вес прицепной части), кН;

j — относительное ускорение (замедление), т. е. ускорение (замедление) автомобиля, отнесенное к ускорению свободного падения с учетом коэффициента инерции вращающихся масс.

 

Избыточную силу тяги (левая часть уравнения движения), отнесенную к единице веса подвижного состава, называют динамическим фактором:

 

 

Зависимость динамического фактора D от скорости движения автомобиля графически выражается тяговой, или (как принято для автотранспорта) динамической, характеристикой (рис. 2).

Выражая зависимость избыточного тягового усилия от скорости и пользуясь динамической характеристикой, можно решать все практические задачи, связанные с движением автомобилей, в том числе:

• определение наибольшей равномерной скорости движения по известному динамическому фактору (откладывая его на оси ординат);

• установление наибольшего сопротивления, которое автомобиль может преодолеть на данной передаче;

• определение наибольшего подъема пути по величине динамического фактора

а б в

Рис.2 Динамическая характеристика самосвалов:

а – БелАЗ-540; б – БелАЗ-548; в – БелАЗ-549; I, II, III – передачи

Величина предельного подъема автодорог ограничивается обычно скоростью движения и условиями сцепления с дорогой в неблагоприятных климатических условиях. Скорость движения важна при этом потому, что с увеличением подъема сильно уменьшается ее значение и сокращается производительность автотранспорта. Поэтому обычно, как предельную рекомендуют величину уклона, гарантирующего безопасную работу автотранспорта. По этим условиям подъемы в грузовом направлении не превышают, как правило, 70—80 ‰ и лишь в исключительных случаях (временно) достигают 120 ‰. Уклоны в порожняковом направлении обычно принимаются 120—150‰.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какими факторами определяется касательная сила тяги Fк?

2. Какими факторами определяется сила суммарного сопротивления движению автомобиля

3. Дайте определение динамическому фактору.

 

Литература:

1. Потапов М.Г. Карьерный транспорт. Москва, “Недра”. 1984г., -173 с.

Домашнее задание:

1. Изучить материал лекции и материал в литературе [1], с. 115-119.

2. Ответить на контрольные вопросы

Критерии оценивания выполненного домашнего задания:

 

Выполненная домашняя работа оценивается по пятибалльной системе:

5 «отлично» - на все контрольные вопросы в конспекте письменно даны исчерпывающие ответы, материал изложен логично и правильно, без ошибок, что подтверждает полноту изучения и глубокое понимание студентом материала;

4 «хорошо» - на все контрольные вопросы в конспекте письменно даны исчерпывающие ответы, но допущены неточности в формулировках и форме построения ответа, а объем и содержание ответов студента указывают на достаточный объём изучения студентом материала;

3 «удовлетворительно» - на все контрольные вопросы в конспекте письменно даны ответы в недостаточном объёме, допущены неточности и ошибки в формулировках, а объем и содержание ответов указывают на знание основных, существенных положений учебного материала;

2 «неудовлетворительно» - нет ответа на один из вопросов, а на остальные вопросы даны неполные ответы, содержащие недостаточный объём информации для полноты выполнения своих профессиональных навыков, указывающие на не знание основных положений учебного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: