Дисциплина: МДК 01.03 «Электрическое и электромеханическое оборудование»
Группа: ЗТЭЭО-19
Дата: 17 октября 2020 года
Преподаватель: Ларионов О.Ф.
Задание: Фото выполненной работы прислать на электронный адрес https://vk.com/id597471949 ВКонтакте (Название файла с ответами: номер занятия,
МДК 01.03, гр. ЗТЭЭО-19, Фамилия имя студента)
Срок выполнения: до 19 октября 2020 года.
Занятие № 9
Тема: Сила тяги. Силы сопротивления движению автосамосвалов.
Цель занятия:
Методическая: Формирование знаний студентов по изучаемому материалу
Дидактическая: Изучить факторы, определяющие силу тяги автосамосвала.
Развивающая: Развить логическое мышление, наблюдательность, умение правильно обобщать данные и делать выводы.
Воспитательная: Привить профессиональные качества: внимание, ответственность, интерес к будущей профессии.
План занятия:
1. Сила тяги
2.Силы сопротивления движению.
3. Уравнение движения при автотранспорте
Содержание занятия
Сила тяги
У автомобиля различают значения индикаторной, касательной и полезной сил тяги.
Индикаторной называют силу тяги, развиваемую в цилиндрах двигателя и определяемую диаметром цилиндров, ходом поршня, степенью сжатия горючей смеси и т. п.
Касательной называют силу тяги на движущих колесах. Касательная сила равна индикаторной за вычетом потерь в движущем и передаточном механизмах.
Полезной называют силу тяги на крюке автомашины. Полезная сила тяги равна касательной за вычетом сил сопротивления движению самого автомобиля.
В тяговых расчетах для практических целей пользуются значением касательной силы тяги.
Касательная сила тяги Fк(Н), регулируемая изменением подачи топлива в цилиндры и изменением передаточного числа коробки передач, при известной мощности может быть определена из выражения:
где N— мощность двигателя, кВт;
ηn — к. п. д. передачи от вала двигателя к движущим колесам (при механической передаче ηn= 0,85÷0,93;
при гидромеханической передаче ηn=0,8÷0,85 и электромеханической трансмиссии ŋn=0,8÷0,9);
ηk— к. п. д. ведущего колеса, равный - 0,7 ÷ 0,85.
Наибольшее значение тягового усилия Fmax(Н) ограничивается условиями сцепления движущих колес с дорожным полотном:
Fмах ≤1000٠Рсц٠ψ,
где Рсц— сцепной вес автомашины, т. е. вес,
приходящийся на движущие колеса, кН.
Приближенно для автосамосвалов с колесной формулой 4X2 Рсц=0,7Р, для полуприцепов с колесной формулой 6X2 = Рсц = 0,4Р, для полуприцепов с колесной формулой 6X4 Рсц = 0,6Р (Р — полный вес машины, кН); ψ— коэффициент сцепления.
Величина коэффициента сцепления зависит главным образом от типа дорожного покрытия и его состояния. Па дорогах, покрытых снегом, коэффициент сцепления снижается до 0,2—0,3, а при гололеде — до 0,18—0,24.
Таблица 4.
Значение коэффициента сцепления
Тип дороги | Коэффициент сцепления ψ при дорожном покрытии | ||
сухом | мокром | загрязненном | |
Главные откаточные дороги | |||
Щебеночное шоссе с поверхностной | 0,75 | 0,5 | 0,4 |
обработкой | |||
Булыжная мостовая | 0,7 | 0,4 | 0,35 |
Брусчатая мостовая | 0,65 | 0,4 | 0,3 |
Асфальтовое шоссе | 0,7 | 0,4 | 0,25 |
Асфальтобетонное и бетонное шоссе | 0,7 | 0,45 | 0,3 |
Забойные и отвальные дороги | |||
Забойные укатанные проезды | 0,6 | 0,4—0,5 | - |
Отвальные, укатанные проезды | 0,4-0,5 | 0,2-0,3 | - |
Силы сопротивления движению.
Сила суммарного сопротивления движению автомобиля
W=W0+Wί+WB+Wj+Wк
где W0 — основное сопротивление движению на прямом горизонтальном участке, вызываемое трением в подшипниках и деформацией шин и дорожного полотна в процессе качения колес, Н:
W0 = w 0 P
(ωо - коэффициент сопротивления качению, Н/кН, табл. 5);
Wί -сопротивление от уклона (Н), определяемое по формуле
Wί= wί P
(ωо - удельное сопротивление от уклона, численно равное числу тысячных уклона,Н/кН);
Таблица 5.
Значение основного сопротивления движению w 0.
Дороги | Покрытие | ωо, H/кН |
Главные откаточные | Бетонное, асфальтобетонное, гудронированное шоссе, брусчатка | 15-20 |
Гравийное | 25-30 | |
Щебеночное | 25-40 | |
Забойные дорожные проезды | Наскальных породах | 40—60 |
На рыхлых породах | 60—100 | |
Отвальные дорожные проезды | На скальных породах | 90—150 |
На рыхлых породах | 120—200 |
* Приведенные значения w 0 относятся к груженым самосвалам, для порожних машин эти значения увеличиваются на 20—25 %.
WB — сила сопротивления воздушной среды, Н (учитывается в расчетах при скорости движения более 15 км/ч), находится из выражения
WB=λn٠F٠υ2
(λn — коэффициент, учитывающий обтекаемость автомобиля, для карьерных автосамосвалов λn = 5,5÷7,0;
F— площадь лобовой поверхности автомобиля: для БелАЗ-540—10,2 м2, БелАЗ-548— 11,6 м2, БелАЗ-549— 17.2 м2, приближенно определяется как произведение колеи автомобиля на его высоту;
υ — скорость движения, км/ч);
Wj -сила сопротивления, вызываемого инерцией вращающихся масс автомобиля, находится по формуле
γ зависит от типа трансмиссии. Для автомобилей с гидромеханической передачей в режиме движения с грузом γ = 0.03÷0,01, в порожняковом γ = 0,085÷0,07. Для самосвалов БелАЗ-549 с электромеханической трансмиссией γ = 0,1÷0,15);
Wк — сопротивление на кривой, Н, определяется по формуле
где R — радиус кривой, м.
При достаточно больших радиусах поворота
Wк= (0,05÷0,08)Wί.