ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целью методической деятельности ОУ можно считать обеспечение условий развития профессиональной компетентности всех педагогов. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих диагностируемых задач:
1. Осуществить анализ информации, характеризующий уровень профессиональной компетенции каждого педагога.
2. Продумать мотивацию педагогов к личностно-профессиональному развитию.
3. Определить конкретные проблемы и направления развития профессиональной компетентности каждого педагога.
4. Определить ресурсы.
5. Разработать научно-методическое, нормативно-правовое, программно-методическое, учебно-дидактическое, контрольно-диагностическое обеспечение осуществления образовательного процесса.
Реализация указанных задач требует обеспечение деятельности по ряду направлений
| № задачи | Направления деятельности по её реализации | Организационные формы деятельности |
| 1. | Выявление критериев и показателей, характеризующих уровень компетентности педагога | Анализ литературы, мозговой штурм |
| 2. | Сбор информации, характеризующей уровень компетентности каждого педагога | Работа с документацией, портфолио |
| 2. | Анализ информации | Самоанализ, собеседование |
| 2. | Определение способов мотивации педагогов | Педагогический совет |
| 3. | Выявление «полей успешности» каждого педагога как ресурса методической деятельности | Самоанализ, собеседование |
| 3. | Выявление конкретных проблем и направлений развития профессиональной компетентности каждого педагога | Самоанализ, собеседование |
| 4. | Выявление учрежденческих, муниципальных и областных ресурсов роста профессиональной компетентности педагогов | Поиск информации |
| 4. | Разработка системы ресурсообеспечения | Педагогический совет |
| 4. | Определение роли каждого педагога в реализации системы организационных форм | Собеседование |
| 5. | Определение предмета, содержания, форм, сроков диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога | Собеседование |
| 5. | Проведение мониторинга, анализ результатов | Работа с документацией, анализ |
| 5. | Внесение корректировок, принятие управленческих решений | Анализ |
Важно проработать механизмы реализации задач методических объединений: практикумы, открытые занятия, деловые игры, проектные работы, подготовка публикаций, участие в профессиональных конкурсах, проведение педагогических исследований, разработка методических и дидактических материалов. Это деятельностные механизмы. Они требуют от педагогов применения знаний, полученных в рамках курсовой подготовки, семинаров, сетевых объединений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
| Функции управления | ||||||
| Информационно-аналитическая | Мотивационно-целевая | Планово-прогностическая | Организационно-исполнительская | Контрольно-диагностическая | Регулятивно-коррекционная | |
| Получение и анализ информации | Постановка целей | Составление планов | Работа руководителя методической деятельности | Вопросы, находящиеся на контроле руководителя методической деятельности | Оперативное регулирование и коррекция по всем функциям | |
| 1.Ресурсы образовательного процесса | ||||||
| 1.1. Кадровый состав | Мотивация и стимулирование педагогов | Меры по адаптации и стимулированию молодых специалистов | Создание и обновление картотеки кадров. Согласование с руководителем системы стимулирования педагогов | |||
| ФИО | ||||||
| Дата рождения | ||||||
| Образование (что, когда закончил, специальность, квалификация по диплому) | ||||||
| Профессиональная переподготовка (где, когда, специальность) | Необходимость переподготовки | |||||
| Повышение профессиональной квалификации: | Сроки, формы, содержание прохождения | Повышение квалификации и переподготовка | Оказание помощи в выборе курсов | |||
| - курсовая система (год, где, тема, объём) | ||||||
| - модульные курсы (год, где, тема, объём) | ||||||
| - участие и семинарах, конференциях и т.п. | Участие в разовых формах повышения квалификации | |||||
| Самообразование: | Выбор темы | Рекомендации по выбору тем | ||||
| - тема | ||||||
| - представление опыта | Обобщение и представление опыта | Создание условий для обмена опытом | Представление опыта | |||
| Педагогический стаж | ||||||
| Квалификационная категория, дата присвоения | Прохождение аттестации | Аттестация кадров | Сроки прохождения аттестации | |||
| Профессиональные награды и звания | Подготовка представлений на награждение | |||||
| Методическая работа и обмен опытом: | Участие в методической работе | Заседания методического объединения | Организация заседаний методического объединения | Участие в методической работе на всех уровнях | ||
| - на уровне образовательного учреждения | Взаимопосещение занятий | Организация взаимопосещения занятий | ||||
| - на уровне района | ||||||
| Публикации (название, выходные данные) | Картотека публикаций | |||||
| Участие в профессиональных конкурсах | Мотивация к участию | Помощь в подготовке к конкурсным испытаниям | Участие в конкурсах | |||
| Наставничество | Организация наставнической деятельности | Наставническая деятельность | Организация взаимодействия | Результативность | ||
| Вывод об уровне профессиональной квалификации и возможностях применения профессиональных знаний и умений для реализации задач ОУ | Повышение профессиональной квалификации | |||||
| 1.2. Учебно-методическое обеспечение | Наличие программ, планирования | |||||
| Программы | Обеспечение программными материалами | |||||
| Планирование основных программ | Календарно- тематический | |||||
| Планирование вариативных программ | Календарно-тематический | Обеспечение планирования | Своевременное согласование планирования | |||
| Учебно- методические комплекты | Обеспечение УМК | |||||
| Программы и планы кружков | Календарно-тематический | Обеспечение программными материалами | ||||
| Вывод о соответствии учебно-методического обеспечения нормативным требованиям, программам | Выбор и использование учебно-методического обеспечения | |||||
| 1.3. Кабинеты, группы | Смотр групп | Состояние и функциональная пригодность | ||||
| Паспорт | Разработка образца | |||||
| Обеспечение техники безопасности | Инструктаж | |||||
| Технические средства обучения | ||||||
| Систематизация учебно-методического и дидактического материала | Консультация | |||||
| Состояние мебели | ||||||
| Оформление | ||||||
| Вывод о функциональной пригодности кабинета | Развитие кабинетов | |||||
| Рекомендации по совершенствованию ресурсной базы образовательного процесса | ||||||
| 2.Образовательный процесс | Качество проведения учебных занятий | |||||
| 2.1.Учебная нагрузка | Содержание и объём учебной нагрузки | Распределение учебной нагрузки | Рекомендации по распределению учебной нагрузки и составлению расписания | Календарно-тематические планы | ||
| 2.2.Результативность образовательного процесса: | Мониторинг знаний и умений | Организация и проведение мониторинга | ||||
| - результаты внутриучрежденческого мониторинга | ||||||
| - результаты муниципального мониторинга | ||||||
| - результаты регионального мониторинга | ||||||
| - результаты участия в муниципальных конкурсах | ||||||
| - результаты участия в региональных конкурсах | ||||||
| Вывод о результативности работы педагога и его профессиональной компетентности | Анализ динамики результативности профессиональной деятельности педагогов | |||||
| Рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности | ||||||
| Примерный перечень проблем, решаемых в процессе методической деятельности ОУ | ||||||
| Направления методической деятельности | Примерный перечень проблем | |||||
| Повышение профессиональной компетентности педагогов | Нормативно-правовая база образовательной деятельности Сохранение здоровья воспитанников Методика реализации различных организационных форм образовательной деятельности Современные образовательные технологии Организация воспитательной деятельности Проектная и исследовательская деятельность Обобщение передового опыта Самоанализ профессиональной деятельности педагогов Наставничество | |||||
| Развитие ресурсной базы образовательного процесса | Выбор образовательных программ, учебно-методических комплектов Развитие образовательной среды Ведение документации Взаимодействие с социумом | |||||
| Обеспечение качества дополнительного образования | Проведение конкурсов Методика реализации отдельных форм системы дополнительного образования | |||||
| Мониторинг процесса и результата профессиональной деятельности педагогов | Осуществление диагностических процедур Формирование портфолио | |||||