ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целью методической деятельности ОУ можно считать обеспечение условий развития профессиональной компетентности всех педагогов. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих диагностируемых задач:
1. Осуществить анализ информации, характеризующий уровень профессиональной компетенции каждого педагога.
2. Продумать мотивацию педагогов к личностно-профессиональному развитию.
3. Определить конкретные проблемы и направления развития профессиональной компетентности каждого педагога.
4. Определить ресурсы.
5. Разработать научно-методическое, нормативно-правовое, программно-методическое, учебно-дидактическое, контрольно-диагностическое обеспечение осуществления образовательного процесса.
Реализация указанных задач требует обеспечение деятельности по ряду направлений
№ задачи | Направления деятельности по её реализации | Организационные формы деятельности |
1. | Выявление критериев и показателей, характеризующих уровень компетентности педагога | Анализ литературы, мозговой штурм |
2. | Сбор информации, характеризующей уровень компетентности каждого педагога | Работа с документацией, портфолио |
2. | Анализ информации | Самоанализ, собеседование |
2. | Определение способов мотивации педагогов | Педагогический совет |
3. | Выявление «полей успешности» каждого педагога как ресурса методической деятельности | Самоанализ, собеседование |
3. | Выявление конкретных проблем и направлений развития профессиональной компетентности каждого педагога | Самоанализ, собеседование |
4. | Выявление учрежденческих, муниципальных и областных ресурсов роста профессиональной компетентности педагогов | Поиск информации |
4. | Разработка системы ресурсообеспечения | Педагогический совет |
4. | Определение роли каждого педагога в реализации системы организационных форм | Собеседование |
5. | Определение предмета, содержания, форм, сроков диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога | Собеседование |
5. | Проведение мониторинга, анализ результатов | Работа с документацией, анализ |
5. | Внесение корректировок, принятие управленческих решений | Анализ |
|
Важно проработать механизмы реализации задач методических объединений: практикумы, открытые занятия, деловые игры, проектные работы, подготовка публикаций, участие в профессиональных конкурсах, проведение педагогических исследований, разработка методических и дидактических материалов. Это деятельностные механизмы. Они требуют от педагогов применения знаний, полученных в рамках курсовой подготовки, семинаров, сетевых объединений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
Функции управления | ||||||
Информационно-аналитическая | Мотивационно-целевая | Планово-прогностическая | Организационно-исполнительская | Контрольно-диагностическая | Регулятивно-коррекционная | |
Получение и анализ информации | Постановка целей | Составление планов | Работа руководителя методической деятельности | Вопросы, находящиеся на контроле руководителя методической деятельности | Оперативное регулирование и коррекция по всем функциям | |
1.Ресурсы образовательного процесса | ||||||
1.1. Кадровый состав | Мотивация и стимулирование педагогов | Меры по адаптации и стимулированию молодых специалистов | Создание и обновление картотеки кадров. Согласование с руководителем системы стимулирования педагогов | |||
ФИО | ||||||
Дата рождения | ||||||
Образование (что, когда закончил, специальность, квалификация по диплому) | ||||||
Профессиональная переподготовка (где, когда, специальность) | Необходимость переподготовки | |||||
Повышение профессиональной квалификации: | Сроки, формы, содержание прохождения | Повышение квалификации и переподготовка | Оказание помощи в выборе курсов | |||
- курсовая система (год, где, тема, объём) | ||||||
- модульные курсы (год, где, тема, объём) | ||||||
- участие и семинарах, конференциях и т.п. | Участие в разовых формах повышения квалификации | |||||
Самообразование: | Выбор темы | Рекомендации по выбору тем | ||||
- тема | ||||||
- представление опыта | Обобщение и представление опыта | Создание условий для обмена опытом | Представление опыта | |||
Педагогический стаж | ||||||
Квалификационная категория, дата присвоения | Прохождение аттестации | Аттестация кадров | Сроки прохождения аттестации | |||
Профессиональные награды и звания | Подготовка представлений на награждение | |||||
Методическая работа и обмен опытом: | Участие в методической работе | Заседания методического объединения | Организация заседаний методического объединения | Участие в методической работе на всех уровнях | ||
- на уровне образовательного учреждения | Взаимопосещение занятий | Организация взаимопосещения занятий | ||||
- на уровне района | ||||||
Публикации (название, выходные данные) | Картотека публикаций | |||||
Участие в профессиональных конкурсах | Мотивация к участию | Помощь в подготовке к конкурсным испытаниям | Участие в конкурсах | |||
Наставничество | Организация наставнической деятельности | Наставническая деятельность | Организация взаимодействия | Результативность | ||
Вывод об уровне профессиональной квалификации и возможностях применения профессиональных знаний и умений для реализации задач ОУ | Повышение профессиональной квалификации | |||||
1.2. Учебно-методическое обеспечение | Наличие программ, планирования | |||||
Программы | Обеспечение программными материалами | |||||
Планирование основных программ | Календарно- тематический | |||||
Планирование вариативных программ | Календарно-тематический | Обеспечение планирования | Своевременное согласование планирования | |||
Учебно- методические комплекты | Обеспечение УМК | |||||
Программы и планы кружков | Календарно-тематический | Обеспечение программными материалами | ||||
Вывод о соответствии учебно-методического обеспечения нормативным требованиям, программам | Выбор и использование учебно-методического обеспечения | |||||
1.3. Кабинеты, группы | Смотр групп | Состояние и функциональная пригодность | ||||
Паспорт | Разработка образца | |||||
Обеспечение техники безопасности | Инструктаж | |||||
Технические средства обучения | ||||||
Систематизация учебно-методического и дидактического материала | Консультация | |||||
Состояние мебели | ||||||
Оформление | ||||||
Вывод о функциональной пригодности кабинета | Развитие кабинетов | |||||
Рекомендации по совершенствованию ресурсной базы образовательного процесса | ||||||
2.Образовательный процесс | Качество проведения учебных занятий | |||||
2.1.Учебная нагрузка | Содержание и объём учебной нагрузки | Распределение учебной нагрузки | Рекомендации по распределению учебной нагрузки и составлению расписания | Календарно-тематические планы | ||
2.2.Результативность образовательного процесса: | Мониторинг знаний и умений | Организация и проведение мониторинга | ||||
- результаты внутриучрежденческого мониторинга | ||||||
- результаты муниципального мониторинга | ||||||
- результаты регионального мониторинга | ||||||
- результаты участия в муниципальных конкурсах | ||||||
- результаты участия в региональных конкурсах | ||||||
Вывод о результативности работы педагога и его профессиональной компетентности | Анализ динамики результативности профессиональной деятельности педагогов | |||||
Рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности | ||||||
Примерный перечень проблем, решаемых в процессе методической деятельности ОУ | ||||||
Направления методической деятельности | Примерный перечень проблем | |||||
Повышение профессиональной компетентности педагогов | Нормативно-правовая база образовательной деятельности Сохранение здоровья воспитанников Методика реализации различных организационных форм образовательной деятельности Современные образовательные технологии Организация воспитательной деятельности Проектная и исследовательская деятельность Обобщение передового опыта Самоанализ профессиональной деятельности педагогов Наставничество | |||||
Развитие ресурсной базы образовательного процесса | Выбор образовательных программ, учебно-методических комплектов Развитие образовательной среды Ведение документации Взаимодействие с социумом | |||||
Обеспечение качества дополнительного образования | Проведение конкурсов Методика реализации отдельных форм системы дополнительного образования | |||||
Мониторинг процесса и результата профессиональной деятельности педагогов | Осуществление диагностических процедур Формирование портфолио | |||||
|
|