Иоанно-Предтеченский монастырь




Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города Кунгура в 1825 году.8 Он был одним из трех женских монастырей Пермской епархии (Приложение 27). Подвижницы из села Орда по благословению епископа Пермского Дионисия переселились в Кунгур. Колыбелью монастыря стала небольшая комнатка в колокольне Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви и дом на два окна, стоящий в церковной ограде. Жизнь подвижниц в Кунгуре мало чем отличалась от их занятий в селе Орде. По-прежнему они читали «Псалтырь» по умершим, занимались рукоделием и печением просфор. В поисках поддержки в своих начинаниях кунгурячки обратились к Серафиму Саровскому, одному из наиболее почитаемых старцев России ХIX веке. В1832 году недалеко от кладбищенской церкви на углу улиц Острожной (Гоголя) и Алексеевской (Красной) началось строительство двухэтажного дома, и уже на следующий год подвижницы обосновались в комнатах первого этажа. Попечителем Кунгурской Иоанно-Предтеченской общины стал кунгурский купец А. Г. Пиликин. Он же заведовал и строительством на территории обители. 25 мая 1858 года состоялось освящение домовой церкви, устроенной в честь иконы Владимирской Богоматери. В 1868 году Синодом издаётся указ о переименовании кунгурской общины в Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский общежительный монастырь, который просуществовал до1921 года. Первой начальницей общины, а затем и настоятельницей монастыря была Ксения Щепелёва, в монашестве Капитолина. В1874 году при монастыре был устроен свечной завод. В результате многолетнего строительства на территории монастыря сложился архитектурный ансамбль, который состоял из пяти двухэтажных келейных корпусов с двумя домовыми церквями во имя иконы Владимирской Богоматери и в честь великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского(1879), внешне выделяется фронтоном, Иоанно-Предтеченского храма (1903-1914), отдельно стоящей колокольни, зданий монастырской гостиницы, церковно-приходской школы и других не менее важных построек.1

Монастырская церковь

Среди культовых монументальных сооружений Кунгура только один храм является монастырским. Это Иоанно-Предтеченская церковь, строительство которой завершено архитектором А. Б Турчевичем в 1914 году (Приложение 28). Её красно - кирпичное здание было возведено в глубине монастыря за келейными корпусами, по этому его силуэт хорошо просматривается со стороны реки Ирени.6

Первый кирпич в фундамент трехпрестольной пятиглавой церкви был положен 23 июня 1903 года. За четыре дня до этой даты в Сарове состоялось торжественная канонизация Серафима Саровского, благословившего на подвижничество Марию Банникову, одну из основательниц кунгурского женского монастыря. Поэтому кунгуряки один из боковых приделов строящегося монастырского храма решили устроить в память этого преподобного старца. Второй придел был посвящён иконе Иверской Богоматери. А главный престол заложили в честь раннехристианского святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя обители.6

Строительство церкви велось на народные пожертвования. По одной из легенд, бытующих в Кунгуре, в числе жертвователей был и император Николай II. К 1907 году каменная кладка стен была завершена. Оставались кровельные работы, устройство глав, крестов и внутренняя отделка. Для окончания строительства требовались значительные средства, и настоятельница монастыря игуменья Никия обратилась к народу с просьбой о помощи. Отпечатанные в типографии М.Ф. Летунова «Воззвание» имело такие строки: «Благословите от честных трудов своих принести свою лепту на алтарь Царицы неба и земли, Проповедника покаяния и нового неусыпного дерзновенного ходатая за Вас пламенно - молитвенного Серафима».6 Иоанно-Предтеченская церковь относится к сооружениям стиля историзм. В её архитектуре переплелись черты, характерные для средневекового зодчества различных православных стран: Византии, Древней Руси, Армении, Грузии. От Византии ей досталось крестово-купольная система, пятиглавие, зонтичные кровли, тройные окна. От Армении и Грузии – чёткость гранёных объёмов. От Древней Руси - полукруглые и квадратные в плане апсиды и декор. Основной одноэтажный объём Иоанно - Предтеченской церкви представляет собой куб с длиной грани равной 15 саж. (32м). В полуподвале был установлен паровой котёл, благодаря которому осуществлялось отопление храма. Церковь венчало пятиглавие с массивными луковичными главами, установленными на цилиндрических барабанах. Все пять глав были световыми. Колокольня монастырского храма, завершённая гранёным шатром с луковичной главкой, находилась в стороне от основного церковного объёма. В её основании лежал высокий четверик, который с церковью соединялся коридором длиной 8м. Высота колокольни 49м. Строительство монастырского храма завершилось летом 1914 года, 21 сентября состоялось главное торжество - освящение центрального престола «во имя Собора Святого Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Церемонию провёл епископ Пермский и Соликамский Андроник. 22 и 23 сентября были освящены и боковые престолы.6

В 1921 году с ликвидацией монастыря была закрыта и Иоанно-Предтеченская церковь. Неизвестно, кому досталось её богатое церковное убранство. В газете «Искра» была опубликована заметка, критикующая крестьян деревни Шляпники, которые летом 1922 года, в разгар страды, приезжали в Кунгур в надежде увести домой иконостас монастырского храма. В 1924 году здание церкви было приспособлено под дворец физической культуры. Спустя четыре года сюда заселили городской музей. А затем у храма началась жизнь за колючей проволокой. Здесь устроили клуб исправительного учреждения, размещённого на территории бывшей женской обители. В середине ХХ века здание лишилось всех главок. Вместо них был сооружён один ребристый купол.6 (Приложение 30).

Глава 4. Исследование

За время нашей научной работы мы посетили МБУ «Кунгурский городской архив», где нам была предоставлена историческая справка №Т-250 от 21.12.2015 и исторические фотографии храмов города Кунгура.

В городском музее мы работали с материалами, связанными с историей

Иоанно-Предтеченского комплекса, статьи из газет «Добрый день» и «Кунгурская газета». Газета «Добрый день» от 22 января 2015 года опубликовала статью О. Ренёвой «100 знаменитых зданий Кунгура», где было написано, что в 1970 году Кунгур был включён в список исторических городов РСФСР. Часть его зданий и сооружений получила статус памятников истории, градостроительства и архитектуры».6

В материалах «Кунгурской газеты» от 17 августа 2007г, мы познакомились со статьёй Т. Морозовой о фильме, который был снят в городе Кунгуре в конце 2007 года. Кунгур стал съёмочной площадкой фильма о репрессиях 30-х годов «Пыль времени», греческого режиссёра Тео Ангелопулоса идеальные и естественные декорации для картины увидели только в Кунгуре.7 В кадры попал храм Иоанна Предтечи, разрушенный, обезглавленный, такой же поруганный как и души людей в сталинские времена (Приложение 33).

При личной встрече с игуменьей монастыря матушкой Руфиной мы говорили о том, в каком плачевном состоянии находится сегодня эта важнейшая святыня города, как много надо сил, времени, материальных средств для её восстановления. Матушка приглашает всех способных оказать помощь руками или деньгами присоединиться к этому не легкому общему делу. Важность монастыря для города несомненна, и об этом говорила матушка Руфина: «Монастыри испокон веков считались центрами развития нравственности человека. Вся культура началась с монастырей. Нет в них худых людей, все стараются жить ради Господа и привить эту культуру другим людям, чтобы и город и всё государство были более духовно нравственны».

Посетив Никольский храм и пообщавшись с отцом Иоанном мы узнали, что руководит восстановлением Иоанно-Предтеченского монастыря В.А. Бунаков. Сходили на экскурсию по территории монастыря, посмотрели и зафотографировали как идут восстановительные работы. Храмовый комплекс на данный момент в полной разрухе, понадобится много сил, терпения и средств, что бы восстановить эту святыню.

Валерий Анатольевич Бунаков добавил рассказ отца Иоанна «Храм имеет два этажа. ИК-30 использовала нижний храм как овоще-хранилище и склад. В верхнем храме располагался клуб. Верхний храм был освещён в 1914 году. Три его престола освещены в честь св. Иоанна Предтечи, Иверской иконы Божьей Матери и прп. Серафима Саровского. Нижний храм до 1921 года (год закрытия монастыря большевиками) обустроен ещё не был. Поэтому в истории храма нет упоминаний о его освящении. И в честь кого могли быть там освящены престолы мы не знаем. Это будет сделано уже в наше время, возрождающимся монастырём. Молебен в верхнем храме был совершён в день Рождества св. Иоанна Предтечи 7 июля 2015 года. Совершил духовник монастыря иеромонах Кирилл ». (Приложение 31).

В современной жизни сестры обители встречаются со многими трудностями, главная из которых - отсутствие помещений. Но с помощью Божией, молитвами и трудами сестер ведется социальное служение монастыря. Издательство газеты расположили в келейном корпусе, который находится в списанном здании бывшего детского сада. А воскресная школа и библиотека делят помещение подвала Свято-Никольского (Иоанно-Предтеченского) храма, где также располагается трапезная монастыря. Все эти трудности никак не смущают сестер обители и они с большой надеждой смотрят в будущее, находясь в ожидании окончания ремонта монастырских корпусов.

Мы провели социологический опрос среди своих одноклассников, с целью выявить, что они знают о храмах нашего города. Респондентами стали 27 учащихся. Нами были заданы следующие вопросы:

1. Посещаете ли вы храм?

«Да» ответили 15 человек, «Нет» ответили 12 человек.

2. Сколько храмов в городе Кунгуре было до революции?

Мы получили следующие ответы, представленные в таблице. Точно не ответил никто.

3 храма 5 храма 6 храмов 7 храмов 12 храмов Более 14 храмов 14храмов, 7 часовен
1 чел. 2 чел. 2 чел. 1 чел 3 чел. 5 чел. 1 чел.

 

3. Сколько сегодня действующих храмов в городе?

Большинство ответили верно.

3 храма 4 храма 6 храмов 5 храмов Не знаю
1 чел. 2 чел. 2 чел. 15 чел. 3 чел.

4. Знаете ли вы, где находится храмовый комплекс Иоанно-Предтеченского женского монастыря (Свято-Никольский храм)?

«Да» ответили 23 человека, «Нет» – 4 человека.

5. хотели бы вы, чтобы возрождались храмы в городе Кунгуре?

«Да» ответили 25 человека, «Нет» – 2 человека. Как и большинство жителей нашего города ученики хотят, чтобы храмы восстанавливались.

 

Заключение

 

За последние годы проделана грандиозная работа по восстановлению храмов, соборов и обителей нашей страны после варварского разрушения в советские годы. Интересно наблюдать, как в разное время они возрождаются и меняют свой облик.

Так, в Москве в сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах (Приложение 31). Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

1988—1989 года считаются началом возрождения Белогорского монастыря когда праздновалось 1000- летие Крещение Руси (Приложение 32).

Сегодня храмы Кунгура привлекают взор своим величием и красотой. Высоко вздымает свои купола Никольская (Иоанно- Предтеченская) церковь.

Храмы возрождаются от самого сердца России до её глубинок, идет восстановление не только зданий, но и русской духовности. Если сердце поражено, то жизнь замирает. Так и с храмом в каком-нибудь населенном пункте: если он заброшен, если местные жители к нему равнодушны, то и жизнь вокруг затухает. Возрождение порушенных храмов – залог возрождения России.4

Сам Святейший Патриарх Кирилл в своей речи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре сказал «Православный монастырь призван быть центром духовности, христианского просвещения и культуры».14

 

Исследование проблемы дало нам возможность погрузиться в старину нашего города. Узнать много информации о кунгурских храмах. Сейчас мы единицами насчитываем памятники, оставшиеся от прошлых времен.

Теоретическая значимость нашей работы состояла в том, чтобы ознакомиться с Иоанно-Предтеченским монастырским комплексом и донести информацию до учащихся и жителей нашего города. Монастырский комплекс начинает восстанавливаться на пожертвования простых горожан, кунгурских меценатов и предприятий. Но средств нужно много как финансовых, так и волонтерских.

При работе с материалом нам удалось познакомиться с литературными источниками, историческими документами, встретиться и пообщаться с интересными людьми увлеченными возрождением духовности.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, я лучше стал понимать историю своей малой родины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: