Оглавление
Введение………………………………… ……….……………………………...…. 3
Глава 1. Храмы Кунгура…………………………………………………….………6
Глава 2. Храмы - тёзки ………………………………………..…………………..11
Глава 3. Храмовый комплекс Иоанно-Предтеченского женского монастыря…12
3.1. Иоано – Предтеченский храм (Свято - Никольский)……………..…………12
3.2. Иоанно-Предтеченский монастырь…………………………………...…….15
3.3. Монастырская церковь ……………………………………………………. 16
Глава 4. Исследование ………………. …………………………………………. 18
Заключение ……………………………………………………..............................21
Библиографический список………….. …………………….….…….…………..23
Приложение………………………………………………………….……………...24
Введение
А Церковь - нечто более, чем мы.
Не высказать Ее надмирной сути.
Она - Источник, не подвластный мути.
Она - Надежда посреди чумы.
Единая святая Церковь-мать.
Род человечий позабыл о покаянье.
Ликует враг. Напрасно ликованье:
Тебе одной сиять и побеждать.5
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии? Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию.4
Именно Русская Православная Церковь являлась хранительницей традиционных истинных духовных ценностей, в разные периоды истории оказывавшей существенное влияние на жизненный уклад, мировоззрение и культуру общества.
|
Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честн ы х старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу.4
Храм… сколько чувств вызывают эти слова в сердце каждого русского человека! Невозможно представить себе русский пейзаж без церкви или хотя бы часовни. Праздники и будни, радость и горе - они неразрывно связаны с храмом. Для сохранения культурного наследия, считаю важным восстановление храмов в нашем городе, которые являются памятниками архитектуры. Хочется, чтобы больше открывалось храмов - люди будут добрее и будут любить ближнего своего.
Объект нашего исследования – храмовый комплекс Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Цель исследования: пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей г. Кунгура.
А для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
· Обозначить место Иоанно - Предтеченского монастыря, в комплексе храмов г. Кунгура;
· изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории храмового комплекса Иоанно-Предтеченского женского монастыря;
· раскрыть внутреннюю жизнь Иоанно-Предтеченского женского монастыря в прошлом и настоящем;
· посетить храмовый комплекс;
· выявить и оценить произошедшие изменения;
· провести опрос среди одноклассников;
Для достижения цели исследования использовали методы исследовательской работы:
|
• изучение: архивов, документов, фотографий, газетных материалов, краеведческой литературы по истории города Кунгура и его архитектуры;
• фотосъемка объектов исследования
• установление связей с игуменьей Руфиной, с настоятелем храма с целью получения консультаций,
Актуальность исследования определяется, во-первых, исторической ролью Русской Православной Церкви как хранительницы традиционных истинных духовных ценностей, в разные периоды истории оказывавшей существенное влияние на жизненный уклад, мировоззрение и культуру общества. Во-вторых, возрастанием интереса разных слоев современного общества к традициям Православия и возвращением православных традиций жизненного уклада, воспитания и образования в жизнь многих россиян.
Практическая значимость определяется тем, что в результате работы будет представлен материал, расширяющий представление о храмах г. Кунгура и о Иоанно-Предтеченском женском монастыре.
Глава 1. Храмы Кунгура
Русская Православная Церковь сыграла важную роль в просвещении кунгуряков, развитие культуры и жизни города. В монастырях и церковных школах юная поросль Кунгура постигала основы грамоты, училась писать и читать, усваивала истину Евангелия.2
Церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, ровесница города, построена на каменистом возвышенном мысу (где сейчас городская площадь).
Только через тридцать с лишним лет, при Петре Великом, с благословения архиепископа Ионы приступили к постройке Благовещенского собора – первый каменный храм в городе (Приложение 1). Новый Благовещенский собор был холодным, но тем не менее освящали его зимой 23 января 1704 года.
|
Теплый же собор Богоявления Господня с приделом Параскевы Пятницы был построен позднее в 1740 году, рядом с Благовещенским холодным храмом на месте снесенной Параскевинской церкви. Эти два храма стоявшие рядом составляли ансамбль, впоследствии получивший наименование «Соборный» (Приложение 2). 2
Богоявленский собор отличала оригинальная архитектура. Выстроенный в русско-византийском стиле, одноэтажный, он имел вид креста и состоял из четырех частей: храм, алтарь, трапеза и колокольня. Купол храма венчали пять глав. В 1931 году было подписано решение о необходимости сноса собора для использования его в качестве строительного материала. 9 января храм закрыли. После этого еще 6 лет стоял он обезображенный, обезглавленный, со снятыми крестами. Затем было принято решение об уничтожении собора. В одну из ночей мощными взрывами навечно уничтожили старейшую святыню земли Кунгурской.2
В 1750 году на берегу Сылвы был заложен Успенский храм, три придела которого были освящены в 1755, 1761 и 1854 годах (Приложение 3). Храм был увенчан пятью главами. Успенский храм действовал 180 лет. В 1935 году в октябре храм закрыли.2 Многие годы в стенах его располагалась детская спортивная школа, только недавно переехавшая в новый физкультурно-оздоровительный комплекс «Синий кит». С этого момента церковь была передана верующим и началось ее восстановление.
Жители Кунгура подали прошение царю Алексею Михайловичу разрешить организовать в городе женский монастырь. Просьба была царём удовлетворена, и в городе был открыт монастырь Тихвинской иконы Богородицы. К монастырю сначала построили деревянный храм в честь Иоанна Богослова, который в 1758 году сменил каменный храм. Ещё через 5 лет к храму был построен главный придел Тихвинской иконы Богородицы, который был освящён 24 мая (4 июня) 1763 года. За два года до этого монастырь переехал в Екатеринбург (ныне Ново-Тихвинский монастырь), поэтому храм в Кунгуре стал приходским. В 1882 году разобрали трапезную и старую колокольню, к храму был пристроен левый придел апостола Иакова и новая великолепная трёхъярусная колокольня готического стиля высотой около 70 метров по проекту архитектора А. Б. Турчевича. С этой колокольни открывается отличный панорамный вид на город. (Приложение 4).
В 1935 году храм был закрыт. Несколько лет он стоял закрытым, но в 1950 году в его здании разместился детский кинотеатр, который работал здесь более полувека и при директоре Тамаре Стафеевой был признан лучшим детским кинотеатром Пермского края.
В 2000-х гг. начались работы по восстановлению здания храма — были проведены капитальный ремонт колокольни и кровли, над храмом возвели золотистый шпиль. 9 июля 2008 года освящен новый иконостас.
В 1763 году началось возведение каменной двухэтажной церкви Преображения Господня (Приложение 4). Строительство финансировалось на средства местных жителей, из которых наибольший вклад внёс купец Иван Хлебников, погибший в 1774 году в бою с войском Е.Пугачева. Нижний храм во имя Казанской иконы Божией Матери был освящён 31 мая (11 июня) 1768 г., а 5 (16) июня 1781 г. — верхний храм во имя Преображения Господня.
После Октябрьской Революции 1917 г. церковь продолжала действовать ещё 12 лет и была закрыта в 1929 г. Её помещения какое-то время пустовали, затем их занимали курсы Центрального института труда, ремесленное училище № 20 и сельскохозяйственный техникум. Техникум переехал из здания бывшей церкви только в 1977 г., после чего оно снова опустело на 17 лет. В 1994 г. по просьбе верующих здание было им возвращено.
В 1773 году на месте часовни на городском кладбище заложили каменную кладбищенскую Иоанно – Предтеченскую (Свято – Никольскую) церковь (Приложение 6). Приделы ее освящены в 1787 и 1792 годах. Этот храм в будущем стал основой для создания Иоанно – Предтеченского женского монастыря. Подробнее о нём в отдельной главе.
Скорбященская церковь с одним престолом в честь Богоматери была освящена 10 октября 1860 года (Приложение 7). Храм был построен в виде креста трапезного типа. Находился храм в нижней части города по улице Фроловской (сейчас ул. Детская). Закрыли церковь 6 декабря 1932 года. На его месте было построено ДК машиностроителей.2 Сегодня здание по причине аварийности полностью снесли. (Приложение 8).
Храм в честь Вознесения господня, освящен 8 мая 1844 года (Приложение 9). Внутри храм был довольно вместительным, в виде квадратной палаты с круглым куполом. В 1940 году власти закрыли церковь. В январе 2002 года храм Вознесения Господня был возвращён верующим. Сейчас здание церкви находится на этапе первоначального восстановления.2 (Приложение 10).
Всехсвятская церковь была построена за пределами города на Ледяной горе над Карасьим озером у городского кладбища и освящена 1 июня 1847 году (Приложение 11). Строительство церкви велось кунгурским купцом Петром Степановичем Фоминым, а финансировалось тестем Фомина — купцом Фёдором Лаврентьевичем Шмаковым. Постройка была завершена в 1847 г. В церкви отпевали тех, кого хоронили на близлежащем кладбище. Ежедневно совершались богослужения, а по воскресеньям и праздничным дням в ней служили две литургии.
После Октябрьской Революции 1917 г. здание церкви стало принадлежать государству, а 6 января 1941 г. церковь была закрыта. В её здании не долго работал краеведческий музей, в нём проживали солдаты и она была вновь открыта уже в октябре 1943 г., и в ней снова начались ежедневные богослужения. Церковь внесла свой вклад в победу в войне — она сдала в фонд обороны 174 320 рублей. Он также оказывала шефскую помощь городской больнице и госпиталям, организовывала сбор теплых вещей и посылок для фронта и пожертвований детям павших солдат.
В 1960 г. настоятелем Всехсвятской церкви стал протоиерей Борис С. Бартов, прослужив здесь 38 лет. В 1996 году церковь с визитом посетил Патриарх Всея Руси Алексей II. (Приложение 12).
В 1774 году в ограде Успенского храма была построена небольшая каменная церковь Во Имя Мученика Мины (Приложение 13). Она относится к церквям трапезного типа, была одноглавой, без колокольни. В 1935 году церковь обезглавили, сняли кресты.2 Здание разрушено.
Церковь Во Имя Святого Алексея митрополита Московского. (Приложение 14). Сооружалась она в 1884 году как часовня, а в1893 – 1894 годах к ней было пристроена трапезная часть, которая стала называться малой церковью. Работы финансировались кунгурскими купцами-кожевенниками братьями Пономарёвыми, которые выполняли волю своего усопшего отца по постройке нового Богоявленского собора. Архитектором выступил И. И. Мартемьянов. Церковь была закрыта 9 января 1931 году. В дальнейшем в её помещениях находились тир и парикмахерская. Впоследствии в здании находились музыкальный взвод воинской части и контора квартирно-эксплуатационной части. Далее сюда переехала детская библиотека им. Б. С. Рябинина В 2006 г. здание церкви было передано верующим. Здесь находятся православная библиотека и просветительский центр.
Малая Алексеевская церковь осталась последним зданием православного ансамбля Соборной площади Кунгура.
Монастырская Владимирская домовая церковь была построена и освещена 25 мая 1858 года (Приложение 15). Храм был приписан к Благовещенскому собору.2
Михайло – Архангельская церковь при сиропитательном доме Грибушиных была построена в 1889 году с одним престолом во имя святого архангела Михаила (Приложение 16). Домовая церковь действовала 28 лет. Сейчас является памятником архитектуры Кунгура.2 (Приложение 17).
Домовая Михайло – Георгиевская церковь при Зыряновской богадельне была построена в 1879 году на средства купца Е.С. Зырянова (Приложение 18). Ее закрыли в 1919 году. Здание передали под расширение городской больницы.2 (Приложение 19).
Домовая Николаевская церковь была устроена в1893 году на юго – восточной окраине Кунгура, внутри тюремного замка. Все службы охотно посещали заключенные. Тюремная церковь существовала около 30 лет. Закрыта была в конце 1919 году.2
Сегодня действующей остается также Николаевская церковь в ИК40, окормляет её священник Даниил Шипунов, занятия и службы уже более 10 лет регулярно посещают около 30 заключеннных. (Приложение 23).
Глава 2. Храмы – тёзки
Если заглянуть в историю храмов разных городов, то можно встретить ещё церкви со схожими названиями. Так, например:
· Иоанно-Предтеченский храм города Зарайска (Приложение 20) Первоначально деревянную церковь возвели в XIII веке на могиле первых жертв Батыева нашествия - зарайских князей Феодора, Евпраксии и Иоанна. В 1635 году храм значится каменным.
· Иоанно-Предтеченский храм в селе Ленск Кунгурского района. (Приложение 21). Перестроен из деревянной церквушки конца 18 века в кирпиче в 1833-34 годах. 70 метровая колокольня, копия колокольни Кафедрального собора в Перми, была выстроена позже по проекту И. И. Свиязева в 1896 году.
· Иоанно-Предтеченский собор в Екатеринбурге (Приложение 22). Храм, строительство которого предполагалось вести из камня, был заложен 15 сентября 1846 года как однопрестольный.
· Иоанно-Предтеченский храм в г. Мытищи (Приложение 24). В 2002 году был установлен и освящен поклонный Крест на месте разрушенной в годы советской власти Иоанно-Предтеченской часовни и прилегающего к ней источника. Вскоре на его построен новый храм.
· Иоанно-Предтеченский храм в г. Чехово (Приложение 25). На левом берегу реки Лопасни сохранилась усадьба Садки: деревянный дом с мезонином на белокаменном подклёте (первая четверть 19 века) с перестройками и церковь 1771 года в стиле раннего классицизма с отголосками барокко.
· Иоанно-Предтеченский храм в г. Венева (Приложение 26). Храм построен в 1773 году стараниями жителей города Венева. Сначала церковь была без колокольни, которую построили в 1795 году отдельно.
Глава 3. Храмовый комплекс Иоанно-Предтеченского женского монастыря
Иоано – Предтеченский храм (Свято - Никольский)
Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города Кунгура в 1825 году.8
Из исторической справки мы узнали, что начало строительства Иоанно-Предтеченского (Свято-Никольского) храма относится к 1773 году (Приложение 27)., когда на месте кладбищенской часовни началось строительство новой каменной церкви — были построены холодный храм в честь Иоанна Предтечи, освящённый 29 мая (9 июня) 1787 года и тёплый придел в честь Николая Чудотворца, освящённый 2 (13) декабря 1792 года. Колокольня была маленькой и невысокой. Храм состоял он из двух приделов: главного – в память Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, освященного 29 мая 1787 года, и придельного – во имя святого Николая Мирликийского, освященного дважды: 2 декабря 1792 года и вновь 5 ноября 1878 года. В 1873-1878 гг. на средства благотворителей был заложен новый придел во имя Святителя Николая. Вначале у храма не было даже ограды. Она появилась в 1835-1836гг., каменная с деревянными решетками. В 1867 году предполагалась перестройка храма с устройством приделов с обеих сторон. В 1869 году епархиальное начальство решило из-за бедности и малочисленности прихода отдать ее Кунгурскому женскому монастырю, а приход приписать к Тихвинской церкви. В связи с этим перестройка храма была приостановлена. В начале 1873 года Пермским строительным отделением был составлен и утвержден план по перестройке храма по проекту архитектора Н.А. Вознесенского. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от кунгурского купца Алексея Семеновича Губкина. 23 сентября 1873 года совершили закладку нового Никольского придела (сохранился до сего дня).8
К 1886 году Иоанно-Предтеченский храм (Свято - Никольский) приобрел совсем иной вид: крыша была покрыта железом и окрашена малахитом, главы покрыты белым железом и позолочены. Восточная и южная стороны были обнесены новой каменной оградой с железными решетками. Тогда же были построены и новые каменные ворота. Храм стал более благоустроенным, просторным и светлым.8
На 1884 год в приход Иоанно – Предтеченской церкви входило 154 двора с числом душ – 1338 человек. Самую значительную часть прихожан составляли купцы и мещане. К храму была приписана земская больница. В приходе имелось 3 земских школы. В 1889 году на средства купца А.П. Чулошникова храм полностью расписали живописью. С 1892 года опять началась капитальная перестройка Предтеченского храма (Свято- Никольского) по проекту известного пермского архитектора и строителя А.Б.Турчевича. Строительство нового храма обошлось в 120 тыс. руб. серебром, завещанных кунгурским купцом А.Г.Кузнецовым.8
Несколько лет до Великой Отечественной войны в здании располагалась детская трудовая колония. В течение последних 70 лет в здании Свято-Никольского храма и на всей территории комплекса Иоанно-Предтеченского женского монастыря располагалась исправительно-трудовая колония г.Кунгура - № 389/30. Помещения Никольского храма использовались для кузнечно-прессового и сварочного участков, много лет принадлежали близлежащей колонии. При этом были полностью переделаны внутренние интерьеры, а художественная роспись оказалась утраченной..8
На заседании Кунгурского горисполкома 12 декабря 1989 года был положительно рассмотрен вопрос о передаче здания Никольской церкви действующей православной общине. Проект реставрации Никольской церкви разработали известные архитекторы Г.Л.Кацко и А.А.Метелев.
7 января 1991 года в Рождество Христово, впервые после открытия храма Святителя Николая, было совершено бдение и Божественная Литургия, а перед этим проведена исповедь.8
В 1995 году в Иоанно-Предтеческом храме побывали православные паломники из Венесуэлы, Канады, США – потомки русских, эмигрированных в годы Октябрьской революции. В 1996 года храм посетил Патриарх Алексий II, в том же году для храма были отлиты 7 новых колоколов, 17 сентября 1997 года на колокольню был установлен шатёр.
К 1998 году была заново восстановлена колокольня, все 11 куполов. 25 июня 1998 года штатным священником Иоанно-Предтеченского храма назначен выпускник МСД Валерий Анатольевич Бунаков. 3 октября 2002 года после ремонта, Преосвященный Иринарх, епископ Пермский и Соликамский освятил престол и весь Никольский пристольный храм. 11 июня 2007 года состоялось торжественное богослужение в честь 220-летия со дня освещения Иоанно-Предтеченского храма (Свято - Никольского).8
Свято-Никольская церковь имеет архитектурные формы «узорочного» стилистического направления, характерные для русской архитектуры середины XVII в. Здание имеет традиционную планировку: четверик основного храма, двухъярусная полукруглая апсида, трапезная с шатровой колокольней. С севера и юга к четверику храма примыкают приделы.