Методика написания эссе
Эссе в переводе с французского - опыт, набросок, очерк.
В гуманитарном знании под эссе понимается сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе по истории представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной исторической проблеме. В эссе студент должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим историко-гуманитарным терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из истории или личного опыта.
Особенности эссе как письменной работы
Особенности объема | Как правило, это небольшая работа 4-5 листов формата А4 |
Индивидуальность работы | Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему |
Особенности стиля | Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика |
Особенности композиции | Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению |
Определение структуры эссе
Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
|
План эссе включает введение, основную часть, заключение, список использованных источников. Также эссе может содержать список приложений.
Части плана эссе | % к общему объему работы |
Введение(формулировка исторической проблемы, выражение собственного отношения) | 20% |
Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) | 60% |
Заключение (Выводы, умозаключения) | 20% |
В качестве одного из возможных вариантов подготовки студентов к написанию эссе можно предложить стандартные позиции, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление | Рассматриваемые события обычно оцениваются… Весьма противоречивые оценки эпохи … Никогда не думал, что произойдет подобное…. Оказывается, смысл истории о том, что... |
Основная часть | Во-первых,... во-вторых,... в-третьих, … Рассмотрим возможные варианты... Давайте попробуем порассуждать… С одной стороны,... |
Заключение | Таким образом,… Итак,… К какому же выводу мы пришли... |
Требований к содержанию эссе
Эссе выступает одновременно в качестве оценочного средства знаний, умений, навыков студента, и инструмента, позволяющего студенту через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить общекультурные компетенции.
В отличие от других оценочных средств, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и многое другое.
|
Применение эссе в курсе истории способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Эссе предполагает выражение студентом своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения и изложения материала.
Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы, предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите тему своего эссе. Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:
· уверенно знает учебный материал по данной исторической теме;
· ясно понимает смысл выбранной исторической проблемы;
· может выразить свое отношение к ней;
· владеет терминами, фактами, датами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;
· сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
3. Определите структуру и план эссе.
4. Приступайте к раскрытию выбранной темы. При этом:
· обдумайте вступление к рассуждению;
· для каждого аргумента подберите исторические примеры, факты, ситуации из личного опыта, литературных произведений;
· распределите подобранные аргументы в последовательности;
|
· изложите свою точку зрения в выбранной последовательности.
5. Сформулируйте общий вывод эссе.
Требования, предъявляемые к эссе:
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание сущности исторической проблемы.
3. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции по отношению к теме.
4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Материал должен быть изложен в строгой последовательности, внутренняя логика эссе должна четко прослеживаться. Студент не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
6. Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует исторические события, факты, общегуманитарные понятия и термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
7. Эссе должно содержать убедительную обоснованную аргументацию заявленной по проблеме позиции. В качестве аргументов используются исторические факты, а также понятия и категории общественных дисциплин и факты из общественной жизни.
8. В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе.
9. Эссе завершается выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что данные события…».
10. Общепринятыми для оформления эссе являются следующие параметры страницы:
· формат листа – А4;
· поля: верхнее – 2 см, нижнее – 3 см, левое – 2,5 см, правое – 2,5 см;
· интервал – 1,5.
Титульный лист должен начинаться с указания на ведомственную принадлежность вуза, содержать полное наименование УрГУПС и кафедры, учебной дисциплины, тему эссе, фамилию и инициалы студента, ученое звание, ученую степень, фамилию и инициалы руководителя, место (город, в котором находится вуз) и год написания эссе.