Игры с воспитателем | «Строим кукле комнату» Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели; расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы | «Чудесный мешочек» ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. | «Найди сюрприз» Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений4обучению терпению. | «Волшебный шарик» Цель: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова. | «Игра с собачкой» Цель: развитие воображения; расширение словарного запаса; приобретение навыков простой сюжетной игры. |
Подвижные игры | «Карусели» Цель: развивать функцию равновесия. Умение согласовывать свои действия со словами текста. Поощрять положительные эмоции. | «Мой веселый, звонкий мяч» Цель: учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу. | «Пузырь» Дети водят хоровод и говорят: Надуваем пузыри, Вот какие посмотри! Постепенно расширяя круг Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Когда ведущий говорит: Пузырь лопнул, | «Остановись возле игрушки» Цель: упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость. | «Волшебная палочка» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять знание цвета. Вызывать радость от игры. |
Пальчиковые игры | «Домик» Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нем И крыша. | «Стол. Стул» Ножки, спинка и сиденье- Вот вам стул на удивленье. У стола четыре ножки. Сверху крышка как ладошка. | «Шарик» Надувайся, шарик, больше! Лучше щечки раздувай! Поиграй ты с нами дольше: Катись, прыгай и летай! | «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! | «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. |
Дидактические игры | «Громко-тихо» Цель: дать первоначальное представление о размере; учить звукоподражанию; развивать умение менять силу голоса; говорить то громко, то тихо. | «Угадай по звуку» Цель: познакомить с некоторыми предметами и звуками, которые они могут издавать; развивать слуховое внимание и фразовую речь. | «Лошадка» Цель: сформировать первоначально представление о лошади; учить внятно произносить звук(и). | «Паровоз» Цель: сформировать первоначальное представление о паровозе; развивать речевое дыхание. | «Поручение» Цель: учить действовать с игрушками, эмоционально отзывается на происходящее, самостоятельно высказываться, отвечать на вопросы воспитателя, внятно произносить звукосочетания(а-ав, э-э, топ-топ). |
Фольклор, художественная литература | Потешка: Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Чтение стихотворение А. Барто «Зайка» | Потешка: Тень- тень- потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь! | «Слушаем стихотворение А. Прокофьева «Шел кот-скороход» и повторно рассматриваем иллюстрации Ю. Васнецова к ней».Вызывать интерес к восприятию поэзии, помогать понимать смысл стихотворения с использованием уже знакомой иллюстрации. | Рассказывание сказки «Теремок» с использованием наглядных средств: фланелеграфа, кукольного театра би-ба-бо, плоскостного театра и т.п. Обращать внимание на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в повторном прослушивании сказки, прогова-ривании вместе со взрослым отдельных слов и фраз. |
Общение | «Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции «Мягкие игрушки».Продолжать вызывать интерес к мягким игрушкам. Закреплять клички, которыми были названы игрушки. Прочитать стихотворение А.Барто «Зайка» и обсудить с детьми этот случай. Способствовать появлению у детей чувства сострадания к игрушечному зайчику и желание оказать ему помощь. | «Бабочки из фантиков».Вызывать интерес к продуктивной деятельности. Обращать внимание детей на последовательность действий взрослого и способствовать пониманию предлога «на», слов «подальше», «поближе», «с одной стороны», «с другой стороны». Создавать атмосферу, способствующую проявлению у детей чувства радости по поводу получения подарка. Привязать к бабочкам нитки. Использовать игрушку кошку для проведения игры «Кошка Мурка ловит бабочек». | Беседа по сказке «Курочка Ряба» Цель: Понять содержание сказки, воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Учить детей сопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать в речи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания). | «Мишка» Цель: продолжить формировать ориентировку в окружающей игровой среде. | «Обустраиваем книжный уголок группы». Познакомить детей с книжным уголком и объяснить, как правильно пользоваться имеющейся литературой. Показать детям книги, с которыми предполагается знакомить их в течение учебного года. Вызвать чувство радости от восприятия обилия ярких обложек, красочных иллюстраций. Предложить каждому ребенку взять понравившуюся книгу в руки и рассмотреть иллюстрации в ней. |
Игры- занятия | «Одежда игрушек».Познакомить детей с местом хранения в игровом уголке одежды игрушек, рассмотреть ее, назвать. Вызывать у детей желание включать одежду игрушек в игру, объяснив им, что когда они «пойдут» с дочкой гулять, то надо надеть ей соответствующую одежду, а когда будут укладывать спать – надеть пижаму и т.п. Предложить детям поиграть в игру «Подберем одежду для наших игрушек». | Знакомство с игрушками, изображающими транспорт.Вызывать у детей интерес к игрушкам, изображающим транспорт. Обращать внимание на разнообразие видов транспорта и возможности их использования в игре: на грузовике можно перевозить строительный материал, мягкие модули, игрушки и т.п. Предложить каждому ребенку указать на машину, которая ему больше всего понравилась. Похвалить выбор детей и рассмотреть эти машины: указать грузовая она или легковая, рассмотреть ее строение и назвать цвет. | «Играем с красивой посудой».Организовать чаепитие в игровом уголке с использованием разрисованной воспитателем посуды. Продолжать знакомить с предметами-орудиями (ложкой, чашкой и т.п.) Побуждать детей к бережному обращению с игрушками, помогать вспоминать их имена, клички. | «Умоем куклу» Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания. | «Мишка» Цель: продолжить формировать ориентировку в окружающей игровой среде. |
Элементы театрализованной деятельности | Показ настольного театра «Репка» Цель: учить следить за развитием действия, вызывать эмоциональный отклик | Театр игрушек по потешке «Пришел медведь к броду». Создавать положительную эмоциональную атмосферу, вызывать чувство радости, восторг при падении игрушки в воду. Способствовать пониманию детьми предлогов, обозначающих действия: «в», «на» и т.п. Развивать фонематический слух. | |||
Речевое развитие | «Ходит по двору петушок» Цель: вовлекать детей в игровое речевое взаимодействие. | «Мишка- Топтыжка знакомится с ребятами» Цель: формировать умение называть сверстников по именам; развивать у детей интерес друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним. | «Покажи, как плачет Ляля». Протяжно, громко и отчетливо произнесите звук [а] (а-а-а...), демонстрируя, что кукла Ляля плачет. Затем предложите малышу воспроизвести плач куклы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук. | ||
Конструктивная деятельность | Продолжать знакомить детей со строительным материалом. Объяснить и показать прием размещения по горизонтали кирпичиков и пластин. Построить заборчик и обыграть его. Познакомить детей с понятным им правилом, которого должны придерживаться все дети группы: «Сами играем с конструктором, сами его убираем». Рассказать и показать детям, как правильно раскладывать материалы. | Игры с крупным материалом. Продолжать знакомить детей с деталями конструктора, учить выполнять различные постройки. | Игры с крупным материалом. Продолжать знакомить детей с деталями конструктора, учить выполнять различные постройки. | «Машин двор на даче» Цель: продолжать приобщать детей к созданию простых конструкций- скамейки, башенки, домика(будки) для собачки через разыгрывание знакомых сюжетов. | «Петушок и Машенька» Цель: приобщать детей к конструированию через разыгрывание простых сюжетов. Учить видеть различия между такими деталями, как кубики и кирпичики. |
|
|
|
Сентябрь. 4 неделя «Детский сад - наш родной дом ».
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Игры с воспитателем | «Бегите ко мне» Воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут, воспитатель приветливо встречает их. Когда малыши соберутся воспитатель переходит на другую сторону и вновь говорит: «Бегите ко мне». | «Ладушки» Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям. - Ладушки, ладушки. (воспитатель показывает ладошки) Где были? - У бабушки! (вращает кистями) Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши) Сладкие оладушки, Маслом поливала, Деток угощала. Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям) Ване два, Тане два. Всем дала! (показывает в руках два «оладушка») | «Найди, что назову» Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «По катай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пы тается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. | «Разноцветные колечки»Для игры нужно подготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит: - Я по комнате хожу, Всем колечки покажу. Вот колечки хороши, Посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, «нечаянно» роняет его. Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки. Воспитатель разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всей группе. Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку. | «Шли-шли, что-то нашли»Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что-нибудь интересное. Взрослый идет впереди и приговаривает: - Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли? (воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит: «Пойдем гулять дальше. Топ-топ-топ, топают ножки по дороге. Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли?» Чтобы закончить игру, нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности, например, рисование. |
Подвижные игры | «Остановись возле игрушки» Цель: упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость. | «Мотыльки» Ход игры: Дети изображают мотыльков. На зеленом, на лужку мотыльки летают И с цветочка на цветок весело порхают. Тетя вышла на лужок к нее в руках сачок Берегись-ка мотылек, Улетай скорей, дружок. (дети убегают, взрослый ловит). | «Кот и мыши» Цель: развитие координации движений. Ход. «Кот-ребенок» сидит на стуле «Спит» рядом часы –игрушка. Дети тихо идут в сторону кота Со словами: «Вышли мыши как –то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири Вдруг раздался страшный звон! Убегайте мыши вон!» «Кот» просыпается, догоняет мышей, мыши убегают в норку. | «Мой веселый, звонкий мяч» Цель: учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу. | «Солнышко» Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх) Выше, выше, выше! К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки) Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо («Фонарики») Солнышко смеется, А под солнышком всем (Хлопают в ладоши) Весело поется. Солнце рано утречком поднималось, Студеной водицею умывалось. Протоптало солнышко сто дорожек! Почему у солнышка столько ножек? |
Пальчиковые игры | «Стол. Стул» Ножки, спинка и сиденье- Вот вам стул на удивленье. У стола четыре ножки. Сверху крышка как ладошка. | «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке Продает она орешки Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. | «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! | «Мальчик с пальчик» -Мальчик с пальчик, где ты был? -С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел |
Дидактические игры | «Кто что делает?» Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда. | «Поручение» Цель: учить действовать с игрушками, эмоционально отзывается на происходящее, самостоятельно высказываться, отвечать на вопросы воспитателя, внятно произносить звукосочетания(а-ав, э-э, топ-топ). | «Кто рассказывает» Цель: сформировать первоначальное представление об овощах и фруктах; закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду; развивать слуховое внимание. | «Ветерок» Цель: продолжать учить различать и называть цвета. | «Громко-тихо» Цель: дать первоначальное представление о размере; учить звукоподражанию; развивать умение менять силу голоса; говорить то громко, то тихо. |
Фольклор, Художественная литература | Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе. Напомнить стихотворение «Зайка» и познакомить со стихотворением «Мишка». Обсудить с детьми случаи, которые произошли с игрушками. Способствовать появлению чувства сострадания к игрушкам и желание оказать им помощь. Игрушки, которые использовались при чтении стихов, разместить в группе и в последующие дни периодически повторять с детьми текст знакомых стихотворений. | Повторное рассказывание детям русской народной сказки «Курочка ряба»с рассматриванием иллюстраций в книге. Побуждать детей к проговариванию вместе со взрослым отдельных слов и фраз. Например, «Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила» и т.п. | Потешка «Кран, откройся, нос, умойся» Кран, Откройся! Нос, Умойся! Мойтесь Сразу, Оба Глаза! Мойтесь,Уши, Мойся, Шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, Мойся,Обливайся! Грязь, Смывайся! Грязь, Смывайся!!!Кран, Откройся! Нос, Умойся! Мойтесь Сразу, Оба Глаза! Мойтесь, Уши, Мойся, Шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, Мойся, Обливайся! Грязь, Смывайся! Грязь, Смывайся!!! | Рассказывание сказки «Репка» с рассматриванием иллюстраций в книге. Побуждать детей к проговариванию вместе со взрослым отдельных слов и фраз. Например, «Посадил дед репку, выросла репка большая –прибольшая» и т.п. | Потешка «Чики чики чикалочки» Чики чики чикалочки Едет гусь на палочке, Удочка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. Чики чики чикалочки Едет Ваня на палочке, А Дуня на тележке, Щелкает орешки. |
Общение | Наблюдение за рыбкой в аквариуме. Познакомить с представителями природного мира- рыбами их образом жизни: живет в воде, как дышит, чем питается, понаблюдать за рыбкой, отметить их особенности. | «Игра с водой» Познакомить с представителем природного материала- уткой, свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать речи; учить понимать смысл целых предложений, понимать и использовать мимику; развивать активную речь. | «Куклы в гостях у детей» Учить называть части тела куклы, предметы ее одежды; активизировать употребление прилагательных. Обозначающих цвет, соотносить со словом игровые действия с куклой. | «Кто что делает?» Учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия,которые дети видят на картинке; развивать игровые навыки. | «Что делают люди осенью» Познакомить с особенностями осенней природы, с трудом людей осенью; формировать умение рассматривать картины, понимать, что на них изображено, учить составлять предложения из 2-3 слов. |
Игры- занятия | «Умоем куклу» Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания. | «Мама готовит обед» Учить детей при руководящей роли взрослого объединять несколько игровых действий. | «Собираем кукол на прогулку». Учить детей выполнять игровые действия, сочетать с практическими действиями, применять в игре освоенные навыки самообслуживания. | «Кукла Маша обедает» Цель: дать первоначальное знания о предметах, необходимых для приготовления и принятия пищи. | «Готовим праздничное чаепитие». Учить детей подбирать атрибуты, предметы- заместители, сервировать стол, используя игрушечную чайную посуду. |
Элементы театрализованной деятельности | Настольный кукольный театр «Колобок» Цель: учить следить за развитием действия, вызывать эмоциональный отклик | Пальчиковый кукольный театр по сказке «Курочка Ряба» Цель: учить следить за развитием действия, вызывать эмоциональный отклик | Настольный кукольный театр по сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу»Цель: учить детей следить за развитием сюжета, учить подражать голосам животных. | ||
Речевое развитие | «Водичка» Цель: развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука(с). | «У Ляли болят зубки». Скажите: «У Ляли болят зубки, и она стонет вот так: о-о-о...» Затем предложите ребенку показать, как стонет Ляля, когда у нее болят зубки. При произнесении звука [о] следите за тем, чтобы губы ребенка слегка вытягивались вперед, были ровно округлены, а звук произносился отчетливо, ясно и достаточно громко. | «Самолет». Предложите ребенку послушать, как гудит самолет: произнести отчетливо и протяжно звук [у]. Затем предложите малышу воспроизвести гул самолета. При произнесении звука ребенок вытягивает губы вперед, отчетливо, протяжно и достаточно громко произносит звук [у]. | ||
Творческая мастерская | «Работа с водными раскрасками» Цель: показать детям, как нужно держать кисть, набирать воду, раскрашивать рисунок. Формировать интерес к художественно- творческой деятельности, к работе кистью, красками. | «Рисование пальчиками «Дождик»Цель: учить детей аккуратно обмакивать пальчик в краску, наносить изображение на бумагу. | «Рисуем на песке» Цель: учить детей рисовать на песке палочкой, пальчиком. | «Раскрашивание манкой «Котенок»Цель: учить детей набирать пальчиками крупу, насыпать ее в область заготовки, смазанную клеем. | «Коллективная аппликация «Облака» Цель: учить детей отрывать от ваты кусочки. Придавать им определенную форму, с помощью воспитателя прикреплять облака на бархатную бумагу. |
Физическое развитие | Катание на детских машинках, лошадках. Цель: учить детей передвигаться на игрушечных машинах, отталкиваясь ногами от земли. | Ловкие ребята. Цель: учить детей проползать под воротцами, пролезать под веревочкой произвольным способом. | Лови мяч. Цель: учить детей ловить мяч брошенный педагогом с расстояния 1м. | Катание на детских машинках, лошадках. Цель: учить детей передвигаться на игрушечных машинах, отталкиваясь ногами от земли. | Ловкие ребята. Цель: учить детей проползать под воротцами, пролезать под веревочкой произвольным способом. |
Сенсорное развитие | Д.и. «Подбери пару» Цель: учить детей обследовать предметы при помощи слуха, находить по звучанию коробочки с одинаковыми содержимым. | Д.и. «Найди такой же»Цель: учить детей различными способами обследовать предметы на ощупь различать содержимое мешочков | П.упр. «Пуговки» Цель: учить детей застегивать крупные пуговицы на специальных рамках, одежде кукол. | «Рисование на песке».Цель: учить обводить пальчиком на поддоне с песком предметы. | «Каждый гномик- свой домик». Цель: организовать работу с сортировочным ящиком разной формы. |
Список литературы
1.Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. Учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г.Заводчикова.-М.: Просвещение,2007.- 79с.
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт.- сост. Белкина Л.В.-Воронеж «Учитель»,2006.-236с.
3. Адаптация ребенка в детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.- сост. Н.В. Соколовская.- Волгоград: Учитель, 2008.-188с.
4. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.- М.:ТЦ Сфера,2006.-128с. (Ранний возраст).
5.Развитие ребенка от 2 до 3 лет: практ. Пособие/А.С.Галанов.- М.: Айрис- пресс, 2007.- 96с.: ил.- (Дошкольное воспитание и развитие).
6.Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. Г.И.Винникова-М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.-(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)(12)
7. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. Г.И.Винникова-М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.-(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)(12)
8. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений. Г.И.Винникова -М.: ТЦ Сфера,2009.-128с.-(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)(12)
9. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. – М: Детям XXI века, 2006, – 60 с.