Угрозы экологической безопасности в Российской Федерации и пути их решения.




Тема урока: Основные понятия и термины экологической безопасности.

Задание:

1. Внимательно прочитать текст лекции.

2. По предмету завести тетрадь 48 листов и записать основные понятия и термины.

3. Привести примеры территорий своего региона, относящихся к зонам экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации и др.

Данное задание выполнить в виде презентации и отправить мне по почте semenova2561@yandex.ru или в Вк.

 

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Согласно Закону "О безопасности" от 5 марта 1992 г. предлагается также следующее определение:

Экобезопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов объектов экобезопасности (личности, населения, территорий) от угроз, создаваемых природными объектами, загрязненными при осуществлении антропогенной деятельности (в результате аварий, катастроф, длительной хозяйственной, военно-оборонной и иной деятельности), а также вследствии природных явлений и стихийных бедствий.

Экологическая опасность - вероятность разрушения среды обитания человека, биосферы в результате неконтролируемого развития экономики, устаревших технологий, естественных и антропогенных катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к ухудшенным условиям существования.

Экологическая безопасность - процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Система безопасности. Законом РФ "О безопасности" предусмотрена система безопасности, в состав которой входят: комплекс экономических и правовых мер обеспечения безопасности; органы исполнительной, судебной, законодательной властей; оборона; силы и средства обеспечения безопасности (Вооруженные Силы России, МВД, МЧС, ФСБ и др.). Существуют и другие подходы и определения экологической безопасности.

Закон "Об охране окружающей природной среды" выделяет следующие комплексные меры:

по поддержанию комфортности территории:

оперативные: экологическая паспортизация и установления предельно допустимых норм; мониторинг; установление лимита использования ресурсов; лицензирование природопользования;

долговременные: выделение особо опасных производственных территорий; зонирование территорий; экологическое обучение и подготовка кадров; разработка и учет территориальных требований к размещению, строительству и реконструкции объектов;

по предотвращению угроз жизненно важным интересам населения:

оперативные: определение границ зон экологического бедствия, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологической опасных территорий; возмещение вреда; решение вопросов об ответственности за экологические преступления;

долговременные: разработка требований к эксплуатации объектов и территорий в зонах экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации и экологически опасных территорий; установление лимита использования ресурсов; установление ограничений видов хозяйственной деятельности; перепрофилирование производств.

В соответствии с требованиями практики необходимо законодательно включить в систему экономико-правовых мер следующие процедуры:

экологическое аудирование как механизм оценки состояния экологической безопасности хозяйствующего субъекта или территории;

оценку и управление техногенным и экологическим риском с целью снижения вероятности аварий и катастроф, минимизации наносимого ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций (путем разработки планов превентивных мероприятий).

Заключительным этапом работ по обеспечению экологической безопасности должна быть комплексная увязка достигнутых решений на каждом уровне экологической безопасности с целью координации усилий разработчиков системы безопасности и достижения максимального уровня экологической безопасности при имеющихся финансовых и иных материальных ограничениях [3].

Политика экологической безопасности - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

Экологический риск - соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятное реализации этого воздействия.

Предельно допустимая экологическая нагрузка - максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при котором сохраняется функциональная устойчивость экосистем.

Зона чрезвычайной экологической ситуации - участки территорий, где в результате антропогенных или природных воздействий происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, влекущие за собой устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, нарушение здоровья населения, нарушение равновесия естественных экосистем, прежде всего, повреждение генетических фондов растений и животных.

 

Система экологической безопасности - совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

Состояние защищенности от экологических угроз должно быть обеспечено различным субъектам и объектам, составляющим население и национальное достояние России. В Федеральных законах РФ установлен общий перечень объектов и субъектов защиты в зависимости от видов обеспечиваемой безопасности.

В законе РФ "О безопасности" объектами названы государство (конституционный строй, суверенитет, территория), а также общество, личность.

В законе РФ "Об охране окружающей среды" объектами охраны названы земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, особо охраняемые территории, фауна, флора, генетический фонд, естественные экосистемы.

В качестве субъекта безопасности гражданским законодательством введен хозяйствующий субъект, который в наибольшей степени пользуется правами, закрепленными Конституцией РФ, и зачастую является источником экологической угрозы для самого себя и для третьих лиц.

Уровни экологической безопасности. Исходя из перечня объектов и субъектов обеспечения экологической безопасности целесообразно представить ее уровни: индивидуальный - экологическая безопасность личности (работника предприятия или жителя); объектовый - экологическая безопасность хозяйствующего субъекта любой организационно-правовой формы, осуществляющего любой вид хозяйственно-производственной, коммерческой и иной деятельности и расположенного в местности, где может возникнуть экологическая угроза (вне зависимости от того, по чьей вине это произойдет); локальный (муниципальный) - экологическая безопасность промышленной зоны, муниципальной территории, где могут быть сосредоточены несколько хозяйствующих субъектов (предприятий), государственный (национальный) - экологическая безопасность России; межгосударственный (межнациональный) - экологическая безопасность сопредельных государств экономико-географического региона; глобальный (планетарный) - экологическая безопасность мирового сообщества.

 

 

Угроза безопасности. Общее определение угрозы безопасности введено ст. 3 Закона РФ "О безопасности" (как совокупности условий и факторов, создающим опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства).

Угрозы экологической безопасности в Российской Федерации и пути их решения.

Наиболее опасные экологические угрозы на сегодняшний день [4]:

- рост заболеваемости населения, связанный с напряженной экологической обстановкой в отдельных регионах страны и, как результат - ухудшение демографических показателей;

- продолжающийся рост объемов промышленных, бытовых и радиоактивных отходов;

- высокая аварийность трубопроводного транспорта, приводящая к загрязнению больших территорий нефтепродуктами;

- резкое уменьшение биологических ресурсов в отдельных регионах страны из-за загрязнения окружающей среды;

- снижение конкурентоспособности российских товаров и продукции из-за несоответствия их требованиям международных экологических стандартов и другие.

По каждому из перечисленных видов угроз существуют научные исследования и разрабатывается система мер по их предотвращению. Остановимся на некоторых из них.

Угрозы сохранению биоресурсов и биоразнообразия в России можно разделить на две основные группы: прямые и опосредованные.

К прямым угрозам относятся:

- сокращение или уничтожение популяций животных и растений в результате чрезмерных объемов добычи, низкой культуры промысла, браконьерства, несанкционированного сбора и коммерческого коллекционирования живых организмов, неизбирательной борьбы с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства, гибелью животных на инженерных сооружениях, уничтожением животных и растений, считающихся опасными, вредными и неприятными.

 

- уничтожение природных экосистем в результате превращения их в сельхозугодия, включая распашку степей, ведения лесного хозяйства без учета необходимости сохранения биоразнообразия, различных видах строительства, добычи полезных ископаемых, осушения болот, эрозии почв, строительства гидросооружений и создания водохранилищ, уничтожения малых рек.

К опосредованным угрозам можно отнести:

- физическое (зарегулирование стока рек, чрезмерный изъем воды из водоемов, шумовое и т. п.);

- химическое (загрязнение окружающей среды химическими веществами);

- биологическое (интродукция чужеродных видов, изменение структуры природных биоресурсов и т. п.).

Антропогенное воздействие часто является комплексным и сопровождается синергетическим и коммулятивным эффектом.

Для предотвращения угроз биоресурсам и биоразнообразию России необходимо осуществление целого комплекса мер с использованием социально-экономических механизмов, включая совершенствование законодательства, социально-эколого-экономических механизмов, совершенствование системы управления в области сохранения и использования биоразнообразия, формирование определенного общественного сознания, развития систем мониторинга и научных исследований в этой области. При этом при разработке конкретных мероприятий необходимо учитывать экологические особенности территорий.

Угрозы безопасности возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Классификация чрезвычайных ситуаций установлена постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В настоящее время используется также классификация, принятая ранее в органах Гражданской обороны России. Предусмотрено деление чрезвычайных ситуаций по сфере возникновения; ведомственной принадлежности и масштабу последствий.

По сфере возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на техногенные, природные, экологические.

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий. Аварии подразделяются на сопровождающимися выбросами опасных веществ; пожарами; взрывами; затоплениями; нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистем, инженерных, технологических цепей и т. д.); обрушениями сооружений; крушениями транспортных средств. Аварии, связанные с выбросами опасных веществ, дополнительно подразделяются на радиационные, химические, биологические и кроме этого делятся по видам распространенного в окружающую среду вещества.

Природные чрезвычайные ситуации классифицируются по видам стихийных бедствий. Стихийные бедствия делятся на группы в соответствии с природными явлениями, приводящими к их возникновению: геофизическими, геологическими, гидрометеорологическими (метеорологическими, агрометеорологическими, гидрологическими, морскими гидрометеорологическими), гелиофизическими; массовыми заболеваниями.

Стихийные бедствия, связанные с геологическими природными явлениями, подразделяются на бедствия, вызываемые: землетрясениями; извержениями вулканов; оползнями; обвалами; просадкой земной поверхности; эрозией.

Пожары как природные явления по виду горящего материала и месту его нахождения подразделяются на лесные, болотные (торфяные), тундровые, степные (травяные), полевые (созревающий хлеб). Лесные пожары подразделяются: по охвату площади на отдельные, массовые, сплошные; по характеру горения на низовые, верховые, подземные (почвенные).

 

Стихийные бедствия, связанные с гидрологическими природными явлениями, подразделяются на бедствия, вызываемые: высоким уровнем воды (наводнения); низким уровнем воды; ранним ледоставом; селями; снежными лавинами.

Стихийные бедствия, связанные с морскими гидрометеорологическими явлениями, подразделяются на бедствия, вызываемые: волнением; тропическими циклонами (тайфунами); цунами; изменением уровня моря; появлением ледяного покрова или припая в ранние сроки; напором льдов, интенсивным дрейфом льда.

Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на связанные с отрицательными изменениями суши, гидросферы, атмосферы, биосферы.

По приказу ведомственной принадлежности чрезвычайные ситуации подразделяются на происшедшие: в строительстве; промышленности (атомная энергетика, металлургия, машиностроение и др.); жилищной и коммунально-бытовой сфере обслуживания населения; на транспорте; в сельском хозяйстве; в лесном хозяйстве.

Чрезвычайные ситуации на транспорте дополнительно подразделяются в зависимости от вида транспорта: подземный, воздушный (космический), водный (речной, озерный, морской) и наземный (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, канатно-подвесной).

По масштабу возможных последствий чрезвычайные ситуации делятся, в зависимости от характера сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий, на следующие: частные (последствия ограничиваются одной установкой, цехом; работы по ликвидации последствий проводятся штатным персоналом); объективные; местные (последствия ограничиваются городом, районом, областью; к ликвидации последствий привлекаются территориальные невоенизированные формирования гражданской обороны повышенной готовности, а при необходимости объектовые формирования и части гражданской обороны); региональные (последствия распространяются на столько областей, республику крупный регион; к ликвидации последствий привлекаются соединения и части гражданской обороны, все виды военизированных формирований); глобальные (последствия захватывают несколько субъектов Федерации и сопредельные страны; к ликвидации последствий на территории страны привлекаются силы гражданской обороны, вооруженные силы, министерства и ведомства). Таким образом, в законодательных актах РФ, а также научной и учебной литературе выделяют свод определенных терминов, характеризующих понятие экологической опасности, безопасности, угроз и чрезвычайных ситуаций, которые являются общепринятыми и употребляются для описания экологической ситуации, на территории существующей в том или ином регионе Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: